Тема: “Такой хрупкий и такой прочный мир чувств, впечатлений и переживаний”.
Учебный материал:
Д.Кедрин “Все мне мерещится….”
И.Бунин “Детство”
М.Цветаева “Красною кистью…”
Цель учителя: Создать условия для обнаружения и понимания в поэтических текстах сложного мира авторских чувств.
Цель учащихся: Увидеть и постараться понять сложный мир впечатлений, чувств, переживаний автора.
На доске:
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств, впечатлений и переживаний. "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит" |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент, мотивационный этап.
Уч. – Прочитайте эпиграф к уроку.
Ответы учеников:
– Это слова из “Маленького принца” А. де Сент-Экзюпери.
– В этой сказке описывается столько человеческих чувств – целый мир!
– Здесь говорится, что взрослые забывают о своем детстве, а это страшно.
– Сам Экзюпери вспоминал свое детство, себя маленьким, поэтому и смог понять Маленького принца.
Уч. – Предположите, о чем будет разговор на уроке?
– О взрослых, как они вспоминают о своем детстве.
– Какие у них воспоминания: хорошие или они вспоминают свои горести?
– Мы говорили когда-то, что воспоминания – это чувство прошлого, значит, разговор будет о прошлом.
– Нет, разговор будет не о прошлом, а о воспоминаниях. Ведь мы говорили о том, что воспоминания – это рай, из которого нас никто не изгонит. В раю только добрые чувства, значит, и разговор будет о добрых, светлых воспоминаниях.
– Еще Еса Бусон сказал: “Видели все на свете мои глаза, но возвращаются к вам, белые хризантемы”. Он хочет пережить те чувства, которые были давно, может быть, в детстве.
Уч. – Хотите узнать о воспоминаниях некоторых поэтов о своем детстве?
Уч. – Как нам это сделать?
– Прочитать, понять замысел автора.
– Выразительно прочитать, постараться понять чувства, с которыми поэт писал стихотворение.
Уч. – Вы уверены, что вы сможете прикоснуться к чувствам, впечатлениям и переживаниям поэтов?
– Если будем внимательно читать, то сможем это сделать.
– Да, потому что “стихи не пишутся – случаются, как чувства или же закат” – говорил А.Вознесенский.
– Нужно вслушиваться и всматриваться, как в стихотворении “К Родине” Н.Рыленкова:
“Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Здесь можно увидеть, здесь нужно всмотреться…”
Уч. – Позвольте напомнить вам:
“Зорко одно лишь сердце,
Самого главного глазами не увидишь”.
– Это слова Лиса, он научил Маленького принца дружить.
Уч. – Что же вы хотите найти в стихах поэтов (фиксирую на доске) –
Выражение
Уч. – Кто будет читать?
II. Чтение стихотворения Д. Кедрина.
Уч. – Что хотите сказать об этом стихотворении?
– Автор вспоминает свое детство.
– Интересно, что автор несколько раз повторяет некоторые слова.
– Мне стихотворение показалось грустным.
Уч. – Для чего некоторые слова автор повторяет несколько раз?
– Повторяют, когда что-то пытаются вспомнить.
– Чтобы усилить впечатление от воспоминаний.
– Похоже на сказку, там тоже есть слова: “жили-были”, “давным-давно”. Ведь сказки читаются в детстве.
– “Темная–темная, старая-старая церковка” – очень яркое впечатление.
– “Милое-милое” – очень любит свое детство.
– “Давнее-давнее” – очень давно все было.
Уч. – Почему поэт использует слова “мерещится”, “чудится”?
– “Мерещится” – так далеко, призрачно, как мираж, быстро исчезает. Значит, эти воспоминания непрочные – хрупкие.
– Но эти чувства автор запрятал в глубину души, и они стали прочными, потому что он их пережил.
– Не согласен. Эти чувства могут быть и прочными, и хрупкими одновременно. Хрупкими – могут разрушиться, потому что они как мираж, прочные – потому что запечатлелись в душе.
– А я думаю, что и воспоминания прочные, т.к. как бы поэт смог так ярко все помнить: и клячу, и аиста, и поле, и сирень на окне, и ковер, и даже песню мамы…
Уч. – Какое настроение создают эти воспоминания?
– Грустные. Автор понимает, что детство никогда не вернется.
– Его детство – это рай для него, этот рай никто не сможет у него отнять.
– Поэт любит свой дом, свою малую родину, но вернуть не может ничего – от этого грусть.
– Грусть эта – светлая, потому что воспоминания – светлые, добрые.
– Здесь автор описывает воспоминания о родных местах, как в стихотворении “К Родине”.
Уч. – Значит, ты хочешь сказать, что это стихотворение можно поместить в главу “Родная сторона”?
– Да!
Уч. – В какую еще главу можно поместить это стихотворение?
– В главу “Мир нуждается в нашей защите”, так как мир чувств автора и его воспоминания – тот мир, который хочется защитить.
Уч. – Почему же это стихотворение оказалось в этой главе?
– Мир детства, о котором тоскует автор, его воспоминания – очень хрупкий мир.
– Этот мир в то же время и прочный, так как он всегда в душе автора, и он в любое время может вернуться в свое детство – самое дорогое, в свой “рай”.
III.
Уч. – Хотите познакомиться с миром чувств другого автора?
Чтение стихотворения И.Бунина “Детство”.
Уч. – Какие мысли появились после чтения этого стихотворения?
– Герой этого стихотворения по-другому вспоминает свое детство.
Уч. – Что значит “по-другому” вспоминает?
– Лирический герой первого стихотворения вспоминает свою деревню, поле, дорогу, лошадку, родной дом, сирень на окне, свою маму, мамину песню, а герой второго стихотворения вспоминает свои впечатления.
– Он вспоминает не просто бор, а запах – аромат леса, запах знойного дня.
– Вспоминает не просто солнечный день, а ощущение света: “повсюду блеск, повсюду яркий свет”.
– Чувствует прикосновение песка – “как шелк”.
– Чувствует грубость, морщинистость коры, ее тепло, а герой Бунина помнит свои ощущения от окружающего мира. Даже помнит свои ощущения, какой он маленький.
Уч. – Прочитайте те строчки в стихотворении, где лирический герой осознает свой возраст. К какому приему прибегает автор, чтобы нам об этом рассказать?
– Автор противопоставляет себя величественному старому лесу.
– Контраст: герой – маленький, ему 10 лет, лес – вековой, герой в 10 раз моложе леса.
– Может, и не в 10 раз, а больше, вековой лес – это не значит, что ему 100 лет.
– Мы не выясняем возраст, мы хотим понять чувства героя, когда он осознает, чувствует свой возраст, преклоняется перед лесом.
Уч. – Мир чувств героя этого стихотворения – хрупок или прочен?
Уч. – К характеристике какого из двух героев можно отнести эти выражения:
На доске:
Радость жизни, светлая грусть, тепло
воспоминаний, |
Фиксирую на доске:
|
|
– Какое стихотворение хотите прочитать, чтобы понравилось автору?
Чтений стихотворений несколькими учениками.
IV.
Чтение стихотворения М.Цветаевой “Красной кистью”.
Уч. – Человек на всю жизнь сохраняет в себе яркие впечатления детства. Попробуйте понять, какой из лирических героев, Кедрина или Бунина:
- ближе вам;
- больше похож на героиню М.Цветаевой.
Уч. – Какие мысли появились после чтения этого стихотворения?
– Такое же грустное стихотворение, как стихотворение Кедрина. Такое же щемящее чувство появляется после чтения.
– С стихотворением Бунина схоже: такая же жизненная сила: “Я родилась”. Такие же яркие ощущения: света и цвета – “зажглась рябина”, звука – “звонят колокола”, вкуса– “горькая кисть рябины”.
– Очень яркое стихотворение.
Уч. – Да, Марина Цветаева, создавая свои произведения, преследовала такую цель: “Воскресить, увидеть самой и дать увидеть другим”.
V. Итог урока.
Уч. – Каков же мир чувств, впечатлений и переживаний поэта, когда он говорит о детстве – хрупкий, прочный?
Уч. – Подходит ли эпиграф к главе и уроку, к этим произведениям?
Уч. – Что взяли для себя с этого урока?
Уч. – Домашнее задание для себя определите сами:
– Я выучу стихотворение Кедрина.
– Я хочу выучить стихотворение Бунина.
– Нарисую горькую кисть рябины и вдали – церковь – к стихотворению Цветаевой.
– Я спрошу у мамы, папы, бабушки, что они помнят из своего детства.
Уч. – Спасибо за урок.