Интегрированный урок по математике и экологии. Лекарственные растения как результат сложения и вычитания десятичных дробей

Разделы: Математика, Экология


Тема: Лекарственные растения как результат сложения и вычитания десятичных дробей.

Цели:

  • отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
  • развитие логического мышления, математической речи, навыков самостоятельной работы;
  • расширение знаний учащихся об окружающем мире;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, указка, кроссворд на каждую парту и на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщается тема урока, цели.

Учитель: Сегодня мы хотим провести у вас интегрированный урок по теме: “Сложение и вычитание дробей и …”, разгадав кроссворд, вы узнаете, что еще будем изучать на уроке.

II. Разгадывание кроссворда.

Вопросы:

  1. Лети, лети… через запад на восток. 2. Орган растения, поглощает из почвы воду и минеральные вещества. 3. Наука о растениях. 4,6. Главные части цветка. 5. Верхний плодородный слой земли. 7,11. Составные части пестика. 8. Крупные растения с многолетними, деревянистыми стеблями. 9. Орган растения, в котором протекает процесс фотосинтеза. 10. Часть стебля с расположенными на нем листьями и почками. 12. Сочный, многосемянный плод.

Ответы: 1. Лепесток.2. Корень. 3. Ботаника. 4. Пестик. 5. Почва. 6. Тычинка. 7. Рыльце. 8. Деревья. 9. Лист. 10. Побег. 11. Столбик. 12. Ягода.

В результате разгадывания кроссворда дети узнают дополнительную тему урока: “Лекарственные растения”.

III. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей. Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о лекарственных растениях родного края.

Карточка 1

Номер
задания

С

Н

О

А

1

5,155

4,21

5,65

3,21

2

98,92

107,04

96,41

33,5

3

0,11

1,89

1,98

7,9

4

30,7

4,05

10,8

30,75

5

14,49

15,2

29,43

32,22

Задание к карточке 1

  1. 2,145 + 3,01 =
  2. 105,11 – 8,7 =
  3. Решите уравнение 1- x =0,89
  4. Решите уравнение x + 15,35 =19,4

5. В первый днь продали 12, 52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?

Карточка 2

Номер
задания

Ь

Н

О

Л

П

Ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4

Задание к карточке 2

  1. 4,41 + 5,36 =
  2. 5,24 – 1,8 =
  3. Решите уравнение x – 11,3 = 1,56
  4. Решите уравнение 137 – x = 42,56
  5. Металлическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
  6. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?

Карточка 3

Номер
задания

К

А

О

Ш

М

Р

1

38,21 31,489 49,5 85,56 59,12 40,821

2

50,12

9,217 46,69

67,5

127,34 133,04

3

2,2 1,43

0,8

2,15 1,57 0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

7

4,08

5,38

6,21

15,96

14,27

13,4

Задание к карточке 3

  1. 35,85 + 4,971 =
  2. 125,19 -78,5 =
  3. Решите уравнение x - 0,07 =1,5
  4. Решите уравнение 9 –y =1,5
  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг меньше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
  7. Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

Карточка 4

Номер
задания

Е

Й

Р

О

Б

В

З

О

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

8,984

89,94

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

65,2

70,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

87,45

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30,81

5

8

5,6

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

3,0076

37,6

376

3,076

0,3076

0,0057

0,04

7

180,7

195,4

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

3,29

2,37

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05

Задания к карточке 4

  1. 4,9 + 10,95 =
  2. 37,5 – 8,609 =
  3. Решите уравнение x – 27,5 =38,1
  4. Решите уравнение 137 – x =42,56
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
  6. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 4,2 – (0,98 + 1,75) =

Карточка 5

Номер
задания

А

А

К Р П

В

И

1

7,098

7

6,918

7,9

8,112

31,299

61,098

2

14

8,909

15,21

14,282

9,72

8,7

9

3

69

71,6

70,5

12,8

19,85

12,6

14,15

4

6

23

13,59

14

13,01

12,59

24

5

90

47,3

95

2,5

78,7

80

87,1

6

141,3

140

89,3

123,5

122

129,5

190,2

7

0,024

0,24

2,4

2,04

0,204

0,0024

2,45

Задание к карточке 5

  1. 34,008 -27,09=
  2. 8,312 + 5,97=
  3. Решите уравнение x – 29,5= 42,1
  4. Решите уравнение 5,29 + x =18,3
  5. В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
  7. 24 : 1000.

В результате работы с карточками на доске появляются названия следующих растений: сосна, малина, ромашка, зверобой, крапива.

А теперь узнаем свойства этих растений.

Сосна – хвойное дерево высотой до 40 м. Цветет в июне. Сосна довольно широко применяется в народной медицине многих стран. Отвар сосновых почек обладает противомикробным, дезинфицирующим, антицинготным средством. Отвар почек применяют при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, при нарушенном обмене веществ.

Малина – небольшой кустарник высотой до 2 м. Известно несколько сотен культурных сортов. Цветение в июне-июле. Плоды созревают в июле, августе. Растет в тенистых лесах, среди кустарников, по лесным опушкам, берегам рек, в оврагах. Используются плоды, листья, цветки, корни. Малина как лекарственное средство применялась еще в глубокой древности. Заваренные, как чай, сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средством при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка. Настоем листьев полощут горло при ангинах.

Ромашка – однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Зверобой – травянистое многолетнее корневищное растение. Высота 30-100 см. Растет по лесным полянам, кустарникам, садам, сухим лугам. Русская народная медицина считает зверобой “травой от девяноста девяти болезней”. Зверобой обладает кровоостанавливающим, обезболивающим, ранозаживляющим средством. Растение возбуждает аппетит, действует успокаивающе на нервную систему. Траву используют как успокаивающее средство при головных болях. Растение ядовито! Внутреннее применение требует осторожности.

Крапива (двудомная) – многолетнее растение. Высота 30-150 см. Растет по опушкам лесов, садам, оврагам, по пустырям, около жилья и дорог. Крапиву используют как противолихорадочное средство, как наружное кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

IV. Занимательное задание.

Прочтите зашифрованные слова и исключите “лишнее”.

  1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. “Лишнее” - пыльник, не является частью пестика)
  2. Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. “Лишнее” - клевер, травянистое растение)

Загадки:

Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.

(Крапива)

Синенький звоночек висит,
Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка – и сверкает солнце.

(Ромашка)

Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.

(Одуванчик)

V. Подведение итогов, выставление оценок, задание на дом.

Самооценка и суждения учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке, что им хотелось бы пожелать.

Домашнее задание. Подобрать загадки по теме “Растения”. Разработать карточки по пройденной теме.