Открытый урок: "Мы и окружающий мир", по теме: Становление российской науки

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова и его учениках; развивать кругозор, устную речь, умение делать выводы, обобщать, воспитывать любовь к науке и интерес к истории.

Оборудование:

  1. звукозапись «Военный марш», Г.В.Свиридов,
  2. сборник энциклопедических материалов об учёных: А.К.Нартов, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, М.В.Ломоносов, Д.И.Виноградов;
  3. репродукции картин: А. Дейнека. «Никитка - первый русский летун». Н.Ге. М.А.Бакунин, Д.Шмаринов. «Петр на закладке Петербурга».
  4. выставка литературы: И.М.Лебедева, Л.К.Ермолаева, П.П.Разбегаева. История Отечества; Г.Черненко. Творцы наук российских; Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять

О творцах наук России новое узнать.

2. Проверка домашнего задания.

(звучит музыка «Военный марш Свиридова»)

На берегах пустынных волн

Стоял он, дум великих полн…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдою стать при море…

(А.С Пушкин)

- О каком городе написал своё стихотворение А.С. Пушкин?

- Кто был основателем города на Неве?

- Что вы знаете о Петре Первом?

- Какие главные черты характера Петра Первого помогли ему вывести Россию на новый виток развития?

- Чем царь Петр Первый отличался от других европейских правителей?

- Какие главные перемены произошли при Петре Великом и вошли в историю государства Российского?

- Что нового появилось в России при Петре Первом?

- С какой целью надо было устанавливать контакты с Европой?

Вывод. Петр Первый был предан России, верил в её гигансткие возможности. Он дал такой сильный толчок развитию русского народа, что частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не смогли остановить прогресс. Потребность в образовании становилась всё сильнее и сильнее. Образованные и учёные люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление величайших русских учёных.

3. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает

Вправо-влево наклоняет.

Раз - наклон, два - наклон.

Зашумел листвою клен.

4. Работа над новой темой.

Учитель. Ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычный музей.

- А что такое музей?

Музей это учреждение, где бережно собирается, хранится, изучаеются всё то, что представляет ценность для науки, истории и быта. Музеи помогают представить жизнь людей в разные исторические времена.

- Давайте попробуем создать музей о жизни выдающихся людей России восемнадцатого века. Такого музея не существует. Но люди своим трудом и делами во славу Отечества заслужили, чтобы потомки помнили о них и гордились ими.

От нас потребуется оформить «залы», в которых будут размещаться «экспонаты». Первый зал посвящается людям науки. При входе в зал нас встречают слова: “Может собственных Платононов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать”. Они принадлежат М.В. Ломоносову. Какое глубокое уважение к таланту народа, какая вера в его возможности, какая гордость за великий свой народ заключены в словах русского учёного.

Экскурсию по нашему музею вы сегодня проведёте сами. Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежат сборники энциклопедических материалов об учёных. Ваша задача ознакомиться с ним, найти самое важное об учёном. Выбрать экскурсовода в группе, который расскажет нам об экспозициях зала.

1 Группа. В.Ломоносов, А.К.Нартов, Д.И.Виноградов.

2 Группа. И.Ползунов, П.Кулибин, Д.И.Виноградов.

Дети самостоятельно работают в группах с энциклопедическим материалом, затем, выбрав экскурсовода, рассказывают учащимся об учёных.

Смотрите приложение к уроку.

5. Закрепление изученного.

- В каком году и где родился М.В.Ломоносов?

- Назовите первые учебные книги Ломоносова.

- Когда и каким образом он добрался до Москвы?

- В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

- Что сделал великий учёный для развития образования в России?

- Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?

- Как называли А.К.Нартова при Петре Первом?

- Какой вклад он внёс в развитие токарного дела?

- Чему посвятил свою жизнь Д.И.Виноградов?

- О чём написал Д.И.Виноградов в своей книге?

- О ком говорили: «Муж, делающий славу своему Отечеству»?

- Чем же был знаменит И.И.Ползунов?

- Какие часы создал Иван Петрович Кулибин?

- Модель какого моста изобрёл Кулибин?

- Модель какого удивительного фонаря с зеркалом изобрёл мастер?

6. Итог урока.

-Да, прав был М.В.Ломоносов - богата талантами русская земля. Вот только развернуться им в крепостной России не давали, не находилось применения их знаниям. Постоянное стремление верных сынов Отечества приносить пользу своей стране нашло отклик у благородных потомков.

7. Домашнее задание.

Стр. 86-89, ответить на вопросы.

Приготовить сообщение об учёных восемнадцатого века.

Приложение 1

Литература.

1. И.М.Лебедева, Л.К.Ермолаева, П.П.Разбегаева. История Отечества. Издательство «Утро», Санкт-Петербург, 1995 г.

2. Геннадий Черненко. Творцы наук российских. Ленинград «Художник РСФСР». 1989.

3.ЧудаковаН.В. Я познаю мир. История. М.:Аст, 1997.

4. Щукин А. Н. Самые знаменитые люди России. – М.: Вече, 2001.