Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.
В школьные годы следует умело сочетать главный труд ребенка – учебу - с отдыхом и походами, путешествиями. В походе и на экскурсиях важно подчеркивать разнообразие красот природы, беседовать о роли в ней человека, о разумном использовании природных богатств и их охране. Результат обязательно будет успешным, а увиденное и услышанное оставит у ребят глубокое впечатление [ 2] .
Многолетний опыт работы по экологическому воспитанию учащихся привел нас к твердому убеждению, что теоретических знаний, полученных на уроках биологии и экологии, недостаточно для формирования экологической культуры школьников. Любовь к природе и знание ее закономерностей тесно связаны друг с другом, что достигается практикой общения с живым миром. В связи с этим мы планируем и проводим летнюю полевую практику учащихся 9–10-х классов, углубленно изучающих биологию [ 3] . В условиях современной экономической ситуации учитель должен использовать любые возможности для привития детям навыков поведения в природе, умения ценить ее богатства и рационально их использовать [ 1] .
На наш взгляд, краеугольными камнями, на которых можно строить экологическое образование и воспитание, являются краеведение и туризм. Краеведческая работа требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности. Непосредственное общение с природой сближает ребят, воспитывает у них чувство гордости за красоту родных мест.
Полевая практика проводится нами в течение ряда лет в разных уголках Самарской области: в городской черте – Дубовая роща, Ботанический сад; в Национальном парке «Самарская Лука» – Молодецкий курган, Змеиный затон; в памятнике природы Рачейский бор. Объектами исследования являются биогеоценозы охраняемых и антропогенно трансформированных экосистем. Программой практики предусматриваются: изучение структуры различных биогеоценозов, сбор материала для гербария, составление ботанических коллекций плодов, семян, шишек, плодовых тел грибов и др., а также проведение практических работ, связанных с выполнением мероприятий по заданию природоохранных организаций и лесничеств; выполнение индивидуальных экологических заданий учащимися.
В программу полевой практики входят экскурсии, цель которых – познакомить с методами геоботанических исследований [ 7] . Для этого в ходе экскурсий используются различные типы природных комплексов: болото, луга, каменистые степи, бор, хвойные и широколиственные леса, верховые болота и др. Описание объектов осуществляется по следующему плану: дата, географическое положение, размеры пробных площадок, характер рельефа, почва, окружение; особо отмечаются последствия влияния человека; название фитоценоза, ярусность, фенологическое состояние.
Осуществление взаимосвязи краеведческой и туристической работы наиболее реально в такой форме полевой практики, как экологический лагерь. В Самарской области с 1992 года ряд школ участвует в деятельности экологического лагеря «Рачейский бор», открытого при организационной и финансовой поддержке Самарского Государственного Комитета экологии и природных ресурсов и Самарского городского Центра детского и юношеского туризма (ЦДЮТур). Лагерь разбивается в живописном сосновом лесу на территории Рачейского лесничества (Сызранский район). Здесь удается сочетать отдых школьников с изучением окружающей природной среды.
Этот небольшой по территории участок Самарской области в пределах Рачейского лесничества вместил в себя большое количество уникальных объектов природы, представляющих интерес как для специалистов в геологии, гидрологии, ботанике, географии и экологии, так и для простых людей, интересующихся природой своего края. Это объявленные памятниками природы кварталы Рачейского бора, Рачейской тайги, Семиключья < Рисунок 1> , Мохового, Узилова, Большого и Журавлиного болот, Рачейские Альпы с неповторимыми формами останцов <Рисунок 2>, <Рисунок 3> , родники с разной по составу водой [ 4,9] .
Большую помощь в организации полевой практики в лагере оказывают сотрудники ЦДЮТур, городского Департамента городского хозяйства и экологии, кафедры ботаники Самарского государственного педагогического университета (СамГПУ), отдела образования администрации Советского района г. Самары.
При комплектовании экспедиции учитывается заинтересованность детей предметом, их активность и желание участвовать в экспедиции [ 8] .
Для большей эффективности работы по экологическому образованию нами составлена программа «Юный эколог», охватывающая все стороны жизни детей в лагере [ 12] . Программа получила высокую оценку специалистов Департамента образования Администрации г. Самары, заняв призовое место на городском конкурсе. Структура программы включает цели и задачи проведения школьной полевой практики, дает экономическое обоснование, указывает сроки проведения практики, использующиеся транспорт и оборудование [ 6] . В ней приводятся режим дня в лагере, инструкции по безопасной жизнедеятельности на стоянке и во время экскурсий. В программе спланированы занятия секций по изучению почв, флоры, фауны и экологического мониторинга окружающей среды, а также массовые мероприятия оздоровительного и развлекательного характера [ 10] .
Место проведения полевой биологической практики должно удовлетворять нескольким требованиям.
Во-первых, это условия безопасности, оказания быстрой помощи при незапланированных ситуациях, возможности эвакуации детей. Названные требования могут быть выполнены либо в условиях небольшого удаления от населенного пункта, либо при хорошо налаженной связи. Возможность быстрого вызова врача – непременное условие выбора места для проведения полевой практики. Во-вторых, следует заранее узнать его санитарную безопасность. Для этого нужно связаться с санэпидемстанцией и узнать эпидемиологическую обстановку выбранного района.
Режим дня составлен так, чтобы ребята могли и поработать, и хорошо отдохнуть. Работа осуществляется в 3 этапа: 1) выход на маршрут; 2) камеральная обработка данных; 3) самостоятельная работа «Наедине с природой» [ 5] . Юные экологи принимают самое живое участие в массовых мероприятиях. Они осознают, что приносят большую пользу, работая в экологических десантах по прополке саженцев сосны, сбору валежника на лесных делянках, отысканию и оформлению муравейников, сбору лекарственного сырья, очистке родников.
Свои наблюдения ребята фиксируют в дневниках. Там помещаются рисунки, схемы, отметки о сделанных фотоснимках, соображения и догадки по поводу полученных фактов. По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его, делают выводы. Крайне важно научить школьников работать с литературными источниками: определителями, справочной литературой, популярными изданиями, доступными для их понимания научными книгами, статьями [ 11] .
Работа считается законченной, если подготовлен письменный отчет о проведенных исследованиях. Отчет включает в себя краткое введение, небольшую характеристику физико-географических условий, описание методики и объекта исследования, количество проведенных наблюдений или изученных растений (животных), изложение результатов исследовательской работы в природе, выводы. В конце отчета приводится список использованной литературы. Иллюстрации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм и фотографий даются на соответствующих страницах по ходу изложения материала или в приложении [ 11] .
Привлечению детей к научно-исследовательской деятельности уделяется особое внимание. В этом нам помогают преподаватели Самарского государственного педагогического университета. После экспедиций результаты исследований оформляются в виде творческих работ, которые, все без исключения, занимают призовые места на ежегодных научно-практических и научно-творческих конференциях школьников и студентов; более 20 из них опубликованы в сборниках тезисов докладов конференций (25 работ за 1996 – 2004 гг.). Учащиеся, прошедшие школу экологической практики, принимали участие в Городском конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (1 место); представляли г. Самару на одноименном Всероссийском конкурсе, где защищали проект «План сохранения и благоустройства родников в районе с. Алакаевка и пос. Вулкан Красноярского района Самарской области» (2 место в одной из номинаций).
Но лагерь – это и отдых перед новым учебным годом. Особый колорит вечернему досугу придают игровые формы его организации. Ребята могут проявить свои творческие способности поэтов, художников, фотографов, музыкантов, участвуя в конкурсах – таких, как туристской песни, инсценированной экологической сказки, экологического плаката, организации бивака, приготовления туристских блюд, поделок из природного материала, соревнований по туристскому многоборью, футболу, волейболу и т. д. С помощью ребят в лагере разработан «Кодекс эколога» – своеобразный свод законов, которые обязан соблюдать каждый. Экспедиционная работа закрепляет полученные навыки, формирует представление ученика о реальных связях в биогеоценозах, вырабатывает навыки экологически грамотного поведения в природной обстановке.
Подведение итогов работы экологического лагеря проходит на Городском туристско-экологическом слете в торжественной обстановке. В нарядном зале Историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина каждый отряд представляет творческий отчет-инсценировку. Выпускаются газеты, оформляются фотоальбомы, представляются научные работы и видеофильмы. Представители Администрации и экологических организаций г. Самары награждают коллективы учащихся и руководителей, отмечая их большой вклад в сохранение и восстановление природы родного края.
А также:
Литература:
Бурнашев С. И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся / С. И. Бурнашев // Биология. – 2002. – №№ 27, 28.
Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.
Захлебный А. И. Экологическое образование школьников во внеклассных работе / А. И. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984. – 156 с.
«Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А. С. Захаров, М. С. Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1998. – 352 с.
Куроедова Г. В. Содержание и формы работы летней экологической экспедиции / Г. В. Куроедова // Формирование экологической культуры – актуальная задача современности: Материалы науч. конференции. – Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1997. – 147 с.
Лобанова Г. А. Программа работы экологического лагеря / Г. А. Лобанова, И. В. Плаксина // Классный руководитель. – 1999. – № 6. – С. 59 – 60.
Меркулов Б. А. Проведение летней полевой практики / Б. А. Меркулов, Т. Т. Меркулова // Биология в школе. – 1995. – № 1. – С. 44 – 49.
Панфилов А. Т. Организация и проведение полевой школьной экспедиции / А. Т. Панфилов. – М.: ЦДЮТУР, 1997. – 56 с.
Природа Куйбышевской области / Сост. М. С. Горелов, В. И. Матвеев, А. А. Устинова. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 460 с.
Ракитина Н. Г. Из опыта организации экологической экспедиции / Н. Г. Ракитина, В. И. Шахнович // Биология. – 2002. – № 29.
Старкова Т. С. Организация научно-исследовательской работы школьников в экологической экспедиции ЦДЮТУР «Рачейский бор»/ Т. С. Старкова // Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся г. Самары: Материалы город. науч.-практ. конференции. – Самара: Б/и, 1999. – 52 с.
Старкова Т. С. Экологический лагерь «Юный эколог»: Метод. рекомендации для учителей / Т. С. Старкова, М. Н. Старков. – Самара: Изд-во СИПКРО, 2003. – 34 с.