Оформление: рисунки детей о природе, сочинения на тему «Мы дети твои, Земля», плакаты с высказываниями о природе, «знаки» поведения в природе.
Ведущий:
Я сорвал цветок - и он увял.
Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
(из книги Прасоловой Е.А. «В союзе с красотой»)
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что её надо охранять.
- Первый указ был издан ещё царём Петром 1, который под угрозой тяжкого наказания запрещал рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, сосны в лесу, объявленном заповедным. Возможно, так начиналась экология.
- А что же или кто эта экология?
У мамы болит голова - винит её, а папа соглашается и говорит, что её надо исправлять, об этом читаем в газетах, слушаем радио, смотрим телевизор.
- А вы знаете, что такое экология? ( ответы детей)
- Верно, это наука о доме. (эко - греч. ойкос -дом, логия- логос- наука)
Дом - и вы сразу представляете свой дом, в котором мы следим за порядком ежедневно. Но ведь у нас ещё есть большой, огромный, необъятный дом, который нас кормит, поит, одевает, красотой удивляет, душу умиротворяет, дом, без которого мы вздоха не сможем сделать. Вот о нём мы забываем - засоряем, разрушаем, загрязняем.
И результаты налицо: головная боль, аллергия, другие, неизвестные заболевания. Вот чем нам отвечает ПРИРОДА
«Что имеем - не храним, потерявши - плачем...» - говорит народная пословица.
Плакать легче, это мы все умеем. Надо исправлять свои ошибки и сохранить то, что еще можно сохранить.
А ещё лучше - подумай! А потом сделай.
С этой целью мы проводим сегодня с вами нашу интеллектуальную игру, в ходе которой мы узнаем, какие знания о природе у вас имеются, а может, наоборот, вы узнаете ещё что-то новое, интересное о природе, о нашем общем огромном прекрасном доме.
1 ученик:
Я узнал, что у меня Есть огромная родня; И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Звери, птицы и жуки, |
Муравьи и мотыльки... Все, что рядышком со мною - Это всё мое, родное! Как же мне в краю родном не заботиться о нём? |
Ведущий:
Добрый день, мои дорогие умники и умницы!
Я опять приветствую Вас в нашем интеллектуальном казино.
2 ученик:
В цепи человек стал последним звеном
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он -
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Ведущий:
Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси (персидского поэта, жившего в Х веке) станут эпиграфом в нашей сегодняшней встрече, а девизом я предлагаю оставить интерпретацию русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником».
Очень приятно видеть среди участников и наших отличников, нам есть на кого равняться.
А теперь начинаем нашу игру.
Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать свои деньги не чем-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, деньги у нас особенные – это жетоны достоинством в «1 ум». Помните!
Как говорится: «Один ум хорошо – а ……»
Вам дается начальный капитал «5 умов», причем помните, в течение игры вы можете как приумножать свой капитал, так и стать банкротом. В игре вас сегодня ждут вопросы, связанные с познанием природы, поскольку сегодня в школе празднуется День Земли – День Экологии.
Условия игры просты.
Я их напоминаю вам: я даю вопрос и три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2, 3.
Но договоримся, что отвечать на вопрос имеет право тот, кто сделает ставку. Остальные – молчок! Условия игры вам понятны? Тогда начинаем. Все вопросы из области познания мира.
Тема «Птицы». О пользе птиц мы знаем, а знаем ли самих птиц и их жизнь? Кто смелый? Делаем ставки, господа!
1 вопрос:
Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге?
- взять с собой и кормить
- найти гнездо и положить его туда
- вообще не брать
Ответ:
Ни в коем случае нельзя брать в руки. Родители найдут и сами его выкормят.
2 вопрос:
Но прежде делаем ставки
Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы, вороны и другие хитрые птицы садятся на муравейник?
- поесть муравьиных яиц
- для принятия приятных оздоровительных ванн
- просто передохнуть
Ответ:
Птицы в муравейнике избавляются от насекомых паразитов. Муравьиная кислота настолько духовита, что убивает насекомых. Таким образом, птицы принимают муравьиные ванны в гигиенических целях.
- Следующий вопрос выявит, насколько хорошо вы знаете о скворцах. Делаем ставки.
3 вопрос:
Для чего скворцы затаскивают в скворечник рассаду помидоров?
- для дезинфекции
- для подстилки
- для заделывания щелей
Ответ:
Она нужна для того, чтобы выгнать из гнезда воробьиных блох, которые боятся запаха помидор.
- Один древнейший философ не уставал твердить: «Все что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды». Только вам ответы необходимо выбрать быстрее, чтобы не расстаться со своем «умом» - в смысле, с денежкой. Делаем ставки.
4 вопрос:
Вьют ли гнёзда наши перелетные птицы на дальнем юге?
- вьют
- нет
- вьют, если зима на родине, откуда они прилетели, затянулась.
Ответ:
Они не вьют гнёзд на чужбине, а улетают в южные страны на время, потому что им трудно добывать корм зимой.
- Прошу вас сосредоточиться! И послушать следующий вопрос.
Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки. Внимание, вопрос!
5 воnpoc:
Иногда, особенно весной, можно увидеть, как сороки цепляются к молодым телятам. Они садятся им на спину, шею, ноги. Животные их не прогоняют, а спокойно поедают траву. Почему сороки набрасываются на телят?
- они выщипывают шерстинки для гнезд
- лечат животных
- просто играют
Ответ:
Часто слышим о сороках - воровках, сплетницах, обманщицах, а вот слышал ли кто о сороках-ветеринарах? Наши сороки «лечат» животных, склевывая с их спин клещей и мух.
- Разминка для команд и болельщиков (на скорость), зарабатываем дополнительные "умы".
Загадка:
- Днем слепа бывает, а ночью прозревает? (сова)
- Это что за странные дроби барабанные доносятся из чащи то реже, то чаше: «Кто стучит в лесную дверь? Человек ты или зверь?» (дятел)
- Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает? (воробей)
- Ha вид неказист, зато голосист? (соловей)
- Черный, проворный, кричит: "Крак!". Всем червякам враг! (грач)
3 ученик:
Рыжую шапочку носит,
С ветки на ветку скачет,
Глаз на рогатку скосит,
И в хвост уткнется, заплачет,
Хвостик пушистый, как веер
И лапочки-шалунишки.
Рыжий зверёк нам верит:
Не будем стрелять, мальчишки!
- К вам поступили жалобы из садов, лесов, огородов. Если вы готовы отгадать, кто жалуется, делайте ставки.
6 вопрос:
«Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой им не нравится. И глаза, говорят, у меня некрасивые, не нравится, что днём сплю, а ночью летаю. Считают, что беду приношу».
- ворона
- сова
- летучая мышь
Ответ:
Вот уже 40 лет совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи мышей полевок, которые способны за лето уничтожать 1 тонну зерна.
Ведущий:
Вы слышали, наверное, что риск - благородное дело. Кто рискует сделать ставку на следующий вопрос, можете увеличить свои «умы». Делаем ставки.
7 вопрос:
Следующая телеграмма:
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказано столько легенд и небылиц как о нас
Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи.
Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились, обижают нас часто.»
- жаба
- змея
- летучая мышь
Ответ:
Конечно же, это летучая мышь. А чем же она питается? (вопрос зрителям) Насекомыми, ночными бабочками, жуками, комарами. За 30 минут 1 летучая мышь съедает 115 мучных червей, за вечер - до 500 комаров.
- Если уверенность вас не покинула, делаем ставки на следующий вопрос.
8 вопрос:
Еще одна телеграмма.
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камни бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми? А польза от меня большая.»
- жаба
- змея
- летучая мышь
Ответ:
- А знаете ли вы, что одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. И еще: завелись в доме тараканы - принеси жабу, и они исчезнут. Давайте возьмём себе за правило: (повторяют хором)
- Зверей и птиц не пугать!
- Деревьям ветки не ломать!
- Правила поведения в природе соблюдать!
Разминка для болельщиков: игра "Да и нет"
- Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (да)
- Лягушка - домашнее животное? (нет)
- У кукушки кукует самец? (да)
- Почки у деревьев распускаются сразу после листопада? (нет)
- Число 28 есть только в феврале? (нет)
- Волк, лиса, рысь - хищники? (да)
- Берёза, тополь, осина - лиственные деревья? (да)
- Клёст выводит потомство зимой? (да)
- Перелётные птицы строят на юге гнезда? (нет)
- Следующую тему вы узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю – хворостинкой.
(лес)
Верно, лес. Но, посещая лес, мы должны помнить и об их обитателях.
Ученик 4:
Заходите в орешник!
Орехи поспели.
Нагибайте орешник,
Не ломайте без цели
Всех орехов не рвите
Оставьте для белок,
Нет им лучше утехи,
Им лесные орехи важней посиделок!
Покидая орешник, скажите спасибо.
Улыбнется орешник, скажет в путь вам:
Счастливо!
В. Банов
- Кто из вас в ладу с природой, делайте ставки.
9 вопрос:
Про какое дерево сказано?
Первое дело - мир освещать.
Второе дело - крик утешать
Третье дело - больных исцелять.
Четвертое дело - чистоту соблюдать.
- липа
- рябина
- береза
Ответ: 1 дело - лучины, 2 дело - березовый дёготь для смазки колес телеги, 3 дело - настои, отвары, 4 дело - в бане берёзовые веники.
- А бывает так - мы не задумываемся над тем, что делаем:
5 ученик:
Кору берёзы рассекли -
Глазком живым чернела ранка,
И слезы чистые текли
В подставленную кем-то банку.
И. Грудеев
- А знаете ли вы? Что береза, которая растет в нашей местности - единственное дерево, обладающее белой корой. Хотя есть берёзы и с цветной корой - вишневой, желтой, лиловой и даже с чёрной, которая встречается в США.
Желающие ответить на следующий вопрос, делаем ставки.
10 вопрос: С моего цветка берет пчелка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: шкуру тонкую сдирают.
- черёмуха
- липа
- берёза
Природа... Эта тема неисчерпаема. Готовы сделать ставки? Ставки сделаны. Внимание!
Следующий вопрос.
11 вопрос: Соцветие какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем?
- одуванчик
- подсолнух
- мак
Ответ:
Конечно же это подсолнух. Не зря его название сродни солнцу.
- Я думаю, что с удовольствием вы попытаете счастье и в следующий раз. Готовы?
Делайте ставки. Внимание, вопрос.
12 вопрос:
У какого насекомого орган слуха расположен на ногах?
- сверчок
- кузнечик
- бабочка
Ответ:
У кузнечиков слуховой орган находится на голенях передних ног.
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Учиться - всегда пригодится.» Я думаю, вы сегодня много узнали нового. Чему вы научились?
На этом закончился 1 тайм.
Давайте подсчитаем "умы", чтобы немного почествовать тех, кто богаче «умами».
Следующий 2 тайм.
Представление рисунков учащихся, "знаков" поведения в природе. Наши умники я умницы не только хорошо учатся, а ещё умеют петь, читать стихи, быть артистами. Послушайте стихотворение В. Ащеулова "Я предал пса". Посмотрите экологическую сказку "Теремок".
3 тайм
"Черный ящик" или "Отгадай, что в нем".
Если ответ будет правильный, то команда получит 5 «умов». Всем дается 30 секунд на обдумывание. Если ответ будет готов, просто поднимите руку. В этом ящике находится....
1. Растение, которое может указать прогноз погоды. Если его цветы раскрыты - к хорошей погоде, перед плохой погодой цветы этого растения закрываются. (одуванчик).
2. Это растение есть нельзя, для некоторых насекомых и для человека - это смертельных яд, а для некоторых животных оно - лекарство (мухомор).
3. И это растение и яд, и лекарство. Препараты из листьев, цветков и семян - это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. Первый раз этот цветок цветёт в возрасте 7 лет. Его цветы превращаются в красные ягоды. (ландыш)
Подводятся итоги всей игры, проходит награждение команд.
(Учащиеся поют песню "Не дразните собак ... )