Тема: Творческая работа «Клоун» (2 часа).
Класс: 3
Тип урока: урок – игра.
Цель: научить изготавливать лицо клоуна из цветной бумаги, использовать полученные знания и умения для создания портретов своих сказочных героев.
Задачи:
- · Познакомить ребят с профессией клоуна, маской клоуна, жанровой направленностью его работы.
- · Развивать умения подбирать необходимые цвета бумаги для портрета клоуна, учитывать конструктивные возможности бумаги, мыслить самостоятельно и оригинально.
- · Воспитывать эстетический вкус при изготовлении задуманного изделия в творческой работе.
Оборудование для учителя: видеокассета «Веселая карусель», образец лица клоуна, карта-схема изготовляемого изделия; памятка работы с ножницами; словарные слова.
Оборудование для учеников: цветная бумага 6 различных цветов, картон, клей, ножницы, кисточка для клея, салфетка.
Ход урока:
1. Организация урока.
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, а необычный он потому, что связан с темой детства. Посмотрите на название нашего урока: «Детский мир». Ведь мир детства может быть не только у детей, но и у взрослых. А вот какому человеку удается превратить взрослого в ребенка, мы узнаем с вами, посмотрев мультфильм.
(Просмотр анимационного фильма «Клоун»).
- Почему клоуну удается превратить взрослого человека в ребенка?
2. Изложение нового материала.
2.1. Вводная беседа.
- Слово «клоун» появилось в английском театре в XVII веке. В те времена это был смешной и очень остроумный крестьянин или слуга. Имя комедийного персонажа перешло в современный цирк для обозначения самой веселой в мире профессии.
В современном цирке различают коверных, клоунов–пародистов, комиков в номерах, клоунов-мимов, музыкальных и клоунов-дрессировщиков.
Самый популярный клоун – коверный. Он своими небольшими выступлениями помогает соединять отдельные номера программы. За одно представление коверный выходит на манеж от 5 до 9 раз. Он заполняет паузы, пока манеж готовят к следующему номеру. Он помогает артистам других жанров исполнять сложные трюки. Вот почему клоуны владеют многими цирковыми профессиями.
У каждого клоуна - своя маска, которая сопровождает артиста всю его сценическую жизнь.
По традиции на арене действуют 2 основные клоунские маски – это Рыжий и Белый клоуны. У Белого клоуна белое лицо с красными и черными штрихами, на голове колпак.
Рыжего клоуна легко узнать по всклоченным ярко–рыжим волосам, яркому гриму и конечно, по смешному бутафорскому носу самого неожиданного цвета.
- Ребята, как вы думаете, а какой клоун пришел сегодня к нам?
- А каких клоунов цирка вы знаете?
- Клоунская профессия любима и уважаема во всем мире. В США даже существует Школа Клоунов, в которую ежегодно принимают 60 человек. Но никакая учеба не поможет стать настоящим клоуном человеку без чувства юмора и без умения посмеяться над собой.
А знаете ли вы?
Батон - бамбуковая палка с расщепленным концом, одетая в тряпичный чехол. Даже слабый удар батоном производит сильный грохот.
Бульдоги - клоунские ботинки с утолщенными носами.
Шапито – передвижной, разборный тип цирка. Такой цирк быстро и удобно собирался, на шесты натягивалась легкая ткань, и возникал праздничный, веселый цирк, который давал несколько представлений и отправлялся дальше.
2.2. Анализ образца.
- Какое изделие будем изготавливать?
Лицо клоуна.
- Для чего предназначено это изделие?
- Что составит основу изделия?
Картон.
- Бумага каких цветов нам понадобится для работы?
Черная, оранжевая, желтая, белая, красная, зеленая.
- Сколько всего будем использовать цветов?
Шесть.
- Каких размеров возьмете цветную бумагу для лица, шляпы, волос и банта?
1/2 листа.
- Каких размеров возьмете бумагу для рта, носа и треугольника под носом?
1/4 листа.
- Что поможет присоединить все детали для клоуна на картон?
Клей ПВА.
2.3. Работа по карте-схеме и составление плана работы. (Демонстрация учителем всех этапов работы).
- С чего начнем?
* Возьмем бумагу желтого цвета и вырежем овал лица.
* Из белого листа вырежем треугольник носа.
* Из красной бумаги вырежем губы и приклеим их на треугольник носа.
* Оставшуюся бумагу красного цвета скомкаем в шар и изготовим таким образом нос клоуна.
* Из остатков белой бумаги вырежем глаза, с помощью фломастера нарисуем брови и зрачки глаз.
* Оранжевый цвет используем для изготовления волос (одну половину листа нарежем на полоски, равные 1см, и закрутим их ножницами – сделаем челку, оставшуюся часть бумаги разрежем пополам и аналогично изготовим виски).
* Изготовим шляпу из черной бумаги (разрежем лист бумаги пополам, из одной половинки сделаем козырек, закруглив предварительно ножницами уголки, после чего приклеиваем козырек на волосы; верхнюю часть шляпы мастерим из второй половинки, загнув боковые стороны на 1см внутрь, и, намазав их клеем, приклеиваем поверх козырька).
* Из зеленого цвета складываем бантик гармошкой и размещаем его под лицом клоуна.
2.4. Повторение плана работы.
Изготовление лица, треугольника носа, губ и самого носа.
Вырезание глаз и их оформление.
Изготовление волос и шляпы.
Складывание бантика.
Присоединение всех деталей на основу.
2.5. Выбор материалов и инструментов.
Какие инструменты нам понадобятся для работы?
Какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами?
(На доске вывешен плакат с указанием правил обращения с ножницами).
- Храни ножницы в указанном месте.
- При работе внимательно следи за направлением реза.
- Не работай тупыми ножницами.
- Не держи ножницы лезвиями вверх.
- Не режь на ходу.
- Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Какие еще правила необходимо соблюдать на уроке?
(Работаем на подкладном листе, лишний клей вытираем салфеткой).
3. Самостоятельная работа.
1. Изготовление изделия по намеченному плану:
а) вырезание всех деталей изделия из цветной бумаги;
б) соединение заготовленных деталей при помощи клея;
в) оформление работы;
г) самоконтроль;
д) защита своего изделия (характеристика маски и имени изготовленного клоуна).
Текущий инструктаж и контроль со стороны учителя.
4. Проверка и анализ качества выполненных работ.
4.1. Анализ и оценка отдельных работ.
· Работа выполнена аккуратно, быстро, качественно. Подготовлена защита изделия. Оценка 5.
· Работа выполнена аккуратно, но есть небольшие недочеты в оформлении изделия. Подготовлена защита. Оценка 4.
4.2. Характеристика работ класса в целом.
5. Домашнее задание.
Учитывая конструктивные возможности бумаги и знания, полученные на уроке, попробуйте создать образ сказочного героя.
6. Итог урока и уборка рабочего места.
- Чему научились на уроке?
- Что интересного узнали на уроке?
Отчет каждого ученика за свое рабочее место.
Литература
- Одинцова А.А. Клёпа в мире цирка // Альманах Клёпа. – 2003. - №45 – С.27-29.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 896 с.
- Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. – Самара: Учебная литература, 2002г.