Разработка урока художественного труда "Детский мир на уроке"

Разделы: Начальная школа


Тема: Творческая работа «Клоун» (2 часа).

Класс: 3

Тип урока: урок – игра.

Цель: научить изготавливать лицо клоуна из цветной бумаги, использовать полученные знания и умения для создания портретов своих сказочных героев.

Задачи:

  • · Познакомить ребят с профессией клоуна, маской клоуна, жанровой направленностью его работы.
  • · Развивать умения подбирать необходимые цвета бумаги для портрета клоуна, учитывать конструктивные возможности бумаги, мыслить самостоятельно и оригинально.
  • · Воспитывать эстетический вкус при изготовлении задуманного изделия в творческой работе.

Оборудование для учителя: видеокассета «Веселая карусель», образец лица клоуна, карта-схема изготовляемого изделия; памятка работы с ножницами; словарные слова.

Оборудование для учеников: цветная бумага 6 различных цветов, картон, клей, ножницы, кисточка для клея, салфетка.

Ход урока:

1. Организация урока.

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, а необычный он потому, что связан с темой детства. Посмотрите на название нашего урока: «Детский мир». Ведь мир детства может быть не только у детей, но и у взрослых. А вот какому человеку удается превратить взрослого в ребенка, мы узнаем с вами, посмотрев мультфильм.

(Просмотр анимационного фильма «Клоун»).

- Почему клоуну удается превратить взрослого человека в ребенка?

2. Изложение нового материала.

2.1. Вводная беседа.

- Слово «клоун» появилось в английском театре в XVII веке. В те времена это был смешной и очень остроумный крестьянин или слуга. Имя комедийного персонажа перешло в современный цирк для обозначения самой веселой в мире профессии.

В современном цирке различают коверных, клоунов–пародистов, комиков в номерах, клоунов-мимов, музыкальных и клоунов-дрессировщиков.

Самый популярный клоун – коверный. Он своими небольшими выступлениями помогает соединять отдельные номера программы. За одно представление коверный выходит на манеж от 5 до 9 раз. Он заполняет паузы, пока манеж готовят к следующему номеру. Он помогает артистам других жанров исполнять сложные трюки. Вот почему клоуны владеют многими цирковыми профессиями.

У каждого клоуна - своя маска, которая сопровождает артиста всю его сценическую жизнь.

По традиции на арене действуют 2 основные клоунские маски – это Рыжий и Белый клоуны. У Белого клоуна белое лицо с красными и черными штрихами, на голове колпак.

Рыжего клоуна легко узнать по всклоченным ярко–рыжим волосам, яркому гриму и конечно, по смешному бутафорскому носу самого неожиданного цвета.

- Ребята, как вы думаете, а какой клоун пришел сегодня к нам?

- А каких клоунов цирка вы знаете?

- Клоунская профессия любима и уважаема во всем мире. В США даже существует Школа Клоунов, в которую ежегодно принимают 60 человек. Но никакая учеба не поможет стать настоящим клоуном человеку без чувства юмора и без умения посмеяться над собой.

А знаете ли вы?

Батон - бамбуковая палка с расщепленным концом, одетая в тряпичный чехол. Даже слабый удар батоном производит сильный грохот.

Бульдоги - клоунские ботинки с утолщенными носами.

Шапито – передвижной, разборный тип цирка. Такой цирк быстро и удобно собирался, на шесты натягивалась легкая ткань, и возникал праздничный, веселый цирк, который давал несколько представлений и отправлялся дальше.

2.2. Анализ образца.

- Какое изделие будем изготавливать?

Лицо клоуна.

- Для чего предназначено это изделие?

- Что составит основу изделия?

Картон.

- Бумага каких цветов нам понадобится для работы?

Черная, оранжевая, желтая, белая, красная, зеленая.

- Сколько всего будем использовать цветов?

Шесть.

- Каких размеров возьмете цветную бумагу для лица, шляпы, волос и банта?

1/2 листа.

- Каких размеров возьмете бумагу для рта, носа и треугольника под носом?

1/4 листа.

- Что поможет присоединить все детали для клоуна на картон?

Клей ПВА.

2.3. Работа по карте-схеме и составление плана работы. (Демонстрация учителем всех этапов работы).

- С чего начнем?

* Возьмем бумагу желтого цвета и вырежем овал лица.

* Из белого листа вырежем треугольник носа.

* Из красной бумаги вырежем губы и приклеим их на треугольник носа.

* Оставшуюся бумагу красного цвета скомкаем в шар и изготовим таким образом нос клоуна.

* Из остатков белой бумаги вырежем глаза, с помощью фломастера нарисуем брови и зрачки глаз.

* Оранжевый цвет используем для изготовления волос (одну половину листа нарежем на полоски, равные 1см, и закрутим их ножницами – сделаем челку, оставшуюся часть бумаги разрежем пополам и аналогично изготовим виски).

* Изготовим шляпу из черной бумаги (разрежем лист бумаги пополам, из одной половинки сделаем козырек, закруглив предварительно ножницами уголки, после чего приклеиваем козырек на волосы; верхнюю часть шляпы мастерим из второй половинки, загнув боковые стороны на 1см внутрь, и, намазав их клеем, приклеиваем поверх козырька).

* Из зеленого цвета складываем бантик гармошкой и размещаем его под лицом клоуна.

2.4. Повторение плана работы.

Изготовление лица, треугольника носа, губ и самого носа.

Вырезание глаз и их оформление.

Изготовление волос и шляпы.

Складывание бантика.

Присоединение всех деталей на основу.

2.5. Выбор материалов и инструментов.

Какие инструменты нам понадобятся для работы?

Какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами?

(На доске вывешен плакат с указанием правил обращения с ножницами).

- Храни ножницы в указанном месте.

- При работе внимательно следи за направлением реза.

- Не работай тупыми ножницами.

- Не держи ножницы лезвиями вверх.

- Не режь на ходу.

- Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Какие еще правила необходимо соблюдать на уроке?

(Работаем на подкладном листе, лишний клей вытираем салфеткой).

3. Самостоятельная работа.

1. Изготовление изделия по намеченному плану:

а) вырезание всех деталей изделия из цветной бумаги;

б) соединение заготовленных деталей при помощи клея;

в) оформление работы;

г) самоконтроль;

д) защита своего изделия (характеристика маски и имени изготовленного клоуна).

Текущий инструктаж и контроль со стороны учителя.

4. Проверка и анализ качества выполненных работ.

4.1. Анализ и оценка отдельных работ.

· Работа выполнена аккуратно, быстро, качественно. Подготовлена защита изделия. Оценка 5.

· Работа выполнена аккуратно, но есть небольшие недочеты в оформлении изделия. Подготовлена защита. Оценка 4.

4.2. Характеристика работ класса в целом.

5. Домашнее задание.

Учитывая конструктивные возможности бумаги и знания, полученные на уроке, попробуйте создать образ сказочного героя.

6. Итог урока и уборка рабочего места.

- Чему научились на уроке?

- Что интересного узнали на уроке?

Отчет каждого ученика за свое рабочее место.

Приложение 1

Литература

  1. Одинцова А.А. Клёпа в мире цирка // Альманах Клёпа. – 2003. - №45 – С.27-29.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 896 с.
  3. Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. – Самара: Учебная литература, 2002г.