В наше учреждение дополнительного образования (ГОУ Центр “Экономика-культура-образование”) приходят учащиеся из разных школ, в том числе специальных, с углубленным изучением английского языка, с разным уровнем общего развития и языковой подготовки, с разными способностями. Для многих ребят английский язык становится вторым иностранным (тогда как первым у них является немецкий, французский или испанский). Занятия начинаются с нулевого уровня и заканчиваются уровнем “intermediate”. Во многих случаях возрастной уровень не соответствует уровню владения английским языком. Так, скажем, учащиеся 15–16 лет могут только начинать изучение английского языка, а учащиеся 3-х классов спецшкол могут попасть в одну группу с учащимися 6–7-х классов общеобразовательных школ. В большинстве случаев мы именно дополняем школьное образование, стараясь ликвидировать или свести к минимуму его пробелы. Десятилетний опыт преподавания английского языка в нашем учреждении убеждает нас в том, что наиболее “слабым” местом школьного образования является знание грамматики. Изучение грамматики традиционно считается делом скучным, требующим зубрежки и больших затрат времени и сил. Между тем, и устная речь, и правильный перевод невозможны без знания правил грамматики. Поэтому первостепенное значение в нашей работе мы придаем именно изучению грамматики английского языка. В процессе изучения грамматики учащиеся допускают множество ошибок, наиболее типичными из которых являются следующие:
- ошибки в употреблении порядка слов в английском предложении;
- ошибки в употреблении артиклей;
- ошибки в употреблении предлогов;
- ошибки в употреблении модальных глаголов;
- ошибки в употреблении оборотов “there is”, “there are”;
- ошибки в употреблении глагольных времен.
Особенно трудно дается учащимся обязательное употребление сказуемого в английском предложении. Отсюда возникают такие ошибки, как “We pupils”, “It interesting”.
Если хорошо поняты и усвоены времена глаголов, а также порядок слов английского предложения, то задача усвоения форм залога, а также сослагательного наклонения, очень облегчается.
Лучшему усвоению грамматических правил способствуют:
- Опора на русский язык, который является родным для большинства учащихся. При изучении грамматических правил, существующих в английском языке, мы обязательно проводим грамматический разбор предложения с выделением его основных членов (подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д., устанавливаем тип предложения – утвердительное, вопросительное, отрицательное). Это очень дисциплинирует ребят и приучает обдумывать каждое предложение. При этом проводится сравнение правил, существующих в русском языке, с правилами, характерными для английского языка.
- Использование грамматических игр, особенно на ранних этапах обучения. В этом нам очень помогают книги, например, книга М.Ф. Стронина [1] и некоторые учебники издательства OUP (You and Me).
- Грамматические диктанты и тесты. Учащиеся воспринимают их с большим интересом, хотя они и достаточно трудны.
- Заучивание небольших стишков и песенок.
- Выполнение традиционных упражнений.
- Работа с видеофильмами.
- Драматизация отрывков произведений, которая является мощным стимулом для изучения не только грамматики. Этот метод особенно актуален для учреждения дополнительного образования, так как дает возможность учащимся проявить свои творческие способности во внешкольной обстановке.
Совокупность указанных методов способствует формированию у учащихся интереса и даже любви к английскому языку, что, в свою очередь, обеспечивает успешное освоение языка, приносит удовлетворение и желание дальнейшего совершенствования.
Литература
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М: Просвещение,1981, 112 стр.