Не секрет, что уроки чтения не являются для подавляющего большинства начальных школьников любимыми. И в этом кроется одна из проблем, с которой приходится сталкиваться каждому педагогу. Ведь любимыми предметами для многих являются математика, физкультура, рисование, то есть те предметы, на которых все, как правило, заняты индивидуальной, интересной для них работой, и нельзя сказать, чтобы уроки чтения вызывали у них такой же интерес. На большинстве уроков если присмотреться, то можно заметить: один читает вслух – остальные “вынужденно” слушают уже знакомый текст. Нет заинтересованности и при чтении “про себя” и при пересказе текста, где выступят в лучшем случае 2–3 ученика. Да и в беседе учитель, признаемся, опирается чаще на развитых учащихся.
Очень часто на устных уроках ученикам бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, тем самым, оно не приносит удовлетворения.
Пересматривая нашу традиционную методику обучения чтению, приходишь к выводу, главное направление – это обучение деятельным отношениям с произведением. Поэтому каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать необходимо вдумчивому чтению.
Выйти из сложившихся ситуаций, на мой взгляд, можно только используя постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книги. Это способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности. Надо стараться использовать как можно больше наглядных пособий на уроках чтения, – портреты, иллюстрации в книгах, рисунки детей, организовывать выставку книг.
Учащиеся постепенно овладевают чтением, но не все одинаково, и это ещё одна существенная проблема. В классе всегда есть ученики, которые читают намного хуже других, а то и вовсе плохо. Причина, на мой взгляд, в отсутствии систематизации подготовки домашнего задания, контроля со стороны родителей. Многие считают, что вся работа должна лежать на плечах учителя. Но одному педагогу развивать интерес к чтению, речь, память, мышление, формировать и закреплять навыки чтения только на уроках недостаточно. Ведь процесс обучения сложный, творческий. Здесь нужна долгая, кропотливая работа не только учителя, но и родителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать. Систематические чтения на всех уроках и с некоторыми учащимися после уроков дают плоды. Необходимо проводить артикуляционную работу в начале урока, развивать память, мышление, обогащать словарный запас. На этих пятиминутках проводится огромная работа. Полезно читать орфографически, применять разные приемы, что оживляет работу. Даже пересказ, и тот можно разнообразить (подробный, близко к тексту, сжато, описание…). Взять за правило отрабатывать с карандашом в руке выразительное чтение (выделяя паузы, интонацию).
Часто использовать диффиренцированное домашнее задание, готовить устные репортажи, сравнивать свои ответы с ответами товарищей, писать заметки к классному уголку. Так же использовать игровые и занимательные методы обучения. Создавать проблемные ситуации. Ежедневно проводить минутки тихого чтения своих любимых книг. Обращать внимание на выразительность чтения, паузы, логического ударения, темпа, ритма. Формировать у детей внутренние мотивы, побуждающие его обращаться в мир книг.
Вот только некоторые из многих путей повышения проявления интереса к чтению, формированию мотивации, любви к книге – как источнику знаний.