Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Информатика


Почему обучить сегодняшних школьников
проектированию – это важно?

Все мы - разные, и чтобы жить на этой маленькой планете конфликтов, нужно не избегать, а научиться ими управлять. Поэтому в полный рост стоит проблема построения общего пространства жизни и деятельности всех участников цивилизованного процесса планеты как <мира без стен>. Это значит - нужно научиться совместно проектировать.

В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий. Поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими.

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным увлечением, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

При этом радикально изменяется роль учителя. Он постепенно превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта консультанта.

Работая над творческим проектом: Создание образной информационной модели с помощью программных средств Microsoft Word и Paint по теме: “Пропаганда здорового образа жизни”, учащиеся тесно сотрудничали с социально-психологической службой школы, глубоко изучили и прочувствовали данную проблему, а их работы затем использовались в школьных и городских мероприятиях по профилактике вредных привычек в молодежной среде. Проект рассчитан на учащихся 8-9 классов, в зависимости от программы.

Творческий проект

Создание образной информационной модели с помощью программных средств
Microsoft Word и Paint по теме “Пропаганда здорового образа жизни” (4 урока).

Этапы творческого проекта

I. Введение в проект, постановка задачи.
II. Обсуждение желаемого результата проекта и планирование процесса работы над ним (самоорганизующий семинар).
III. Разработка учащимися критериев оценки творческих проектов.
IV. Проведение исследовательско-поисковой работы по выбранной проблеме в масштабах школы, города.
V. Разработка и выполнение эскиза.
VI.Компьютерный эксперимент: создание образной информационной модели с помощью программных средств Microsoft Word и Paint.
VII. Представление творческого проекта, используя результаты своего исследования.
VIII. Конкурс-выставка лучших работ учащихся.
IX. Анализ полученных результатов.

Цели: изучение моделирования, как метода познания, изучение этапов моделирования и применение их для решения конкретных практических задач, используя информационные технологии. Углубление навыков работы в программной среде Microsoft Word и Paint.

Обучающая задача:
обучение системному подходу к исследованию структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов. Развитие таких способностей ученика, как целеполагание, рефлексия и самооценка.
Воспитательная задача:
формирование в процессе обучения базовой культуры личности, приоритетов здорового образа жизни, нравственной, эстетической культуры труда и жизнедеятельности, общения.
Развивающая задача:
развитие творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Оборудование: компьютерный класс.

Оформление: доска, плакаты.

Открытый урок

Компьютерный эксперимент: создание мини-плаката. Представление и защита творческого проекта, используя результаты своего исследования.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Мотивационное начало урока.
Постановка цели.
Объяснение сценария.
2. Активизация опорных знаний.
Логическая разминка.
3. Компьютерный вернисаж. Представление и защита творческих проектов. Семинар круглый стол.
4. Рефлексия. Оценка своей работы и работы своих товарищей по критериям, разработанным ими на предыдущих уроках.
5. Самооценка.

Активизация опорных знаний.

1. Что такое информатика?
2. Из предложенных этапов моделирования составьте правильный алгоритм моделирования.
3. Назовите этапы моделирования для решения нашей задачи: создание информационной образной модели по теме “Реклама здорового образа жизни”.

Логическая разминка “Данетка”.

1. Модель – это упрощенное представление об объекте?
2. Типы структур информационных моделей: табличная, иерархическая, сетевая?
3. С течением времени изменяется набор свойств объекта? А что изменяется?
4. Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей?
5. Компьютерная модель – это физическая модель?
6. Музыкальная тема является знаковой моделью?
7. Может ли один и тот же объект иметь разные информационные модели?
8. Вербальная модель – это информационная модель, выраженная специальными знаками?
9. Динамическая модель – это изменение объекта во времени?
10. Метод научного исследования, основанный на расчлении целого на составные части - это классификация?
11. Детская игрушка – это материальная модель?

Выполнение и защита творческого проекта:
Создание образной информационной модели в программной среде Microsoft Word и Paint
“Реклама здорового образа жизни”,   мини-плакат

Учащиеся по критериям, разработанным ими на предыдущих уроках, оценивают свою работу и своих товарищей. Сравнивают полученные результаты.

Критерии оценки:

Критерии

Описание

Баллы

Баллы

Оценка

Представление проекта. Грамотная формулировка проблемы. 3  

9-11

12-15

16-18

3

4

5

 
Исследование проблемы. Статистика в рамках школы и города. 7  
Название. Оригинальность. 2  
Эскиз. Раскрытие темы исследования. 4  
Источники информации. Использование разных источников (Интернет, библиотека, и т.д.). 2  
Мax сумма баллов.   18        
Элементы индивидуального творчества. Создание рисунка в ГР. 4  

10-12

13-16

17-20

3

4

5

 
Использование готовых рисунков. Коллекция Microsoft office, интернет. 3  
Композиция. Взаимное расположение отдельных частей произведения, позволяющая выделить главные и второстепенные детали. 6  
Цветовая гамма. Создание впечатления с помощью выбора цвета для фона и фрагментов изображения. 4  
Описание проблемы на плакате. Оригинальность, нестандартность решения. 3  
Мax сумма баллов.   20        

Самооценка

1. При разработке творческого проекта и на его защите я

  • узнал ...
  • понял ...
  • научился …

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось …
3. Основные трудности у меня были …
4. Какие изменения произошли у меня:

  • в знаниях по предмету,
  • в умении чувствовать и ощущать,
  • в моих творческих способностях,
  • в умении осознавать себя.
  • Анализ результатов творческого проекта

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Все более актуальным становится вопрос о комплексном воздействии на общественное сознание для формирования политического антинаркотического климата.

Сегодня в России каждый третий старшеклассник курит, успел попробовать на себе действие наркотических веществ и алкоголь. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу оставляет желать лучшего. 

Из совокупности понятия “здоровый образ жизни”, объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт.

Целью данного творческого проекта учащихся являлись:

  • реклама здорового образа жизни;
  • привлечение внимания педагогических работников и учащихся школы к решению проблем, связанных с распространением психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики);
  • формирования приоритетов здорового образа жизни через учебную и досуговую деятельность;
  • создание и развитие средств современной наглядной агитации по профилактике наркозависимости и иных форм "поведения риска" в молодежной среде.
  • развитие взаимодействия педагогов и учащихся, наполнив его конкретным содержанием работы по профилактике наркозависимости среди детей и подростков.

Активность, проявленная учащимися и педагогами школы в голосовании и обсуждении конкурса-выставки на лучший мини-плакат говорит о том, что проект не оставил равнодушными ни педагогов, ни учащихся нашей школы. Мы все говорим: “Нет наркотикам, алкоголю и табаку!!!”

Конкурс – выставка миниплакатов