Программа по социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "В поисках своего призвания"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснение

Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.

Цели программы:

  • формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  • Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Эта программа включает четыре раздела:

  1. Правовое воспитание
  2. Коммуникативные навыки
  3. От дружбы до любви
  4. Секреты выбора профессии

Содержание программы

I раздел: “Правовое воспитание”

Цели:

- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Перечень занятий:

(Рис. 1)

Раздел II: “Коммуникативные навыки”

Цели: - развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции;

- развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения,   осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных  видах деятельности.

Перечень занятий:

(Рис.2)

Раздел III: “От дружбы до любви”

Цели: - формирование необходимых способностей для создания

собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина.

- формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций.

- формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.

Перечень занятий:

(Рис.3)

Раздел IV: “Секреты выбора профессии”

Цель: - формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей.

Перечень занятий:

(Рис.4)

Литература

  1. Бадирова З.А., Козлова А.В. “Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов” М: 2003г.
  2. Маков Ф.С. “Давайте поговорим об “этом” СПб:2003г.
  3. Митина Л.М. “Психологическое сопровождение выбора профессии” М: 2003г.
  4. Никитин А.Р. “Право и политика”
  5. Рогов Е.И. “Психология отношений мужчины и женщины” М: 2002г.
  6. Резепкина Г.В. “Секреты выбора профессии” М: 2003г.
  7. Родлопов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина “Я и другие”
  8. Семья Г.В. “Выпускник” М: 1999г.
  9. Чистякова С.Н. “Твоя профессиональная карьера”
  10. Энциклопедия этикета М: 2003г.
  11. Энциклопедия “Выбор профессии” М: 2003г.