Пояснение
Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.
Цели программы:
- формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
- Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
- развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.
Эта программа включает четыре раздела:
- Правовое воспитание
- Коммуникативные навыки
- От дружбы до любви
- Секреты выбора профессии
Содержание программы
I раздел: “Правовое воспитание”
Цели:
- формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Перечень занятий:
Раздел II:
“Коммуникативные навыки”Цели: - развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции;
- развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.
Перечень занятий:
Раздел III:
“От дружбы до любви”Цели: - формирование необходимых способностей для создания
собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина.
- формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций.
- формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.
Перечень занятий:
Раздел IV: “Секреты выбора профессии”
Цель: - формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей.
Перечень занятий:
Литература
- Бадирова З.А., Козлова А.В. “Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов” М: 2003г.
- Маков Ф.С. “Давайте поговорим об “этом” СПб:2003г.
- Митина Л.М. “Психологическое сопровождение выбора профессии” М: 2003г.
- Никитин А.Р. “Право и политика”
- Рогов Е.И. “Психология отношений мужчины и женщины” М: 2002г.
- Резепкина Г.В. “Секреты выбора профессии” М: 2003г.
- Родлопов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина “Я и другие”
- Семья Г.В. “Выпускник” М: 1999г.
- Чистякова С.Н. “Твоя профессиональная карьера”
- Энциклопедия этикета М: 2003г.
- Энциклопедия “Выбор профессии” М: 2003г.