Разработка педагогического совета по теме: «Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии"»

Разделы: Администрирование школы


Большая роль в методической работе любого образовательного учреждения отводится педагогическому совету. Как провести его заседание так, чтобы педагоги не просто заседали, то есть молча отсиживали время, а действительно работали: думали, обсуждали, советовались, чтобы коллективная работа принесла радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение, давала импульс к дальнейшей плодотворной деятельности?

Администрация нашего детского дома (директор, завучи) стремится к тому, чтобы каждое новое заседание педагогического совета не повторяло предыдущее ни по содержанию, ни по форме проведения, чтобы на заседании совета царил дух дружбы, сотрудничества, коллективного творчества.

Предлагаю разработку педагогического совета по теме “Педагогическое взаимодействие в основе “дома без агрессии”

Ход педсовета

1. Краткое вступительное слово

По окончании прошлого учебного года вы, уважаемые коллеги, анализируя итоги года, среди имеющихся трудностей и проблем, назвали проблему общения, возникновения агрессии, ведущей к конфликтным ситуациям. Поэтому нами и было запланировано сегодняшнее заседание педагогического совета с целью выявления типов взаимодействия в детском доме, выявить причины проявления агрессии, сформулировать свое понимание детского дома без агрессии, наметить пути решения и устранения агрессии, конфликтов.

Каждый из вас имеет свои определенные ожидания от сегодняшнего заседания. Я прошу вас сформулировать их и записать на предложенных вам макетах – символических “яблоках” и затем поместить свои “яблоки” на “дереве ожиданий”, А в конце заседания выясним, реализованы ли будут наши ожидания в процессе обсуждения проблемы.

Однако надо помнить, что готовых рецептов не появится, мы лишь сможем наметить пути решения проблемы

(Педагоги записывают свои ожидания на “яблоках” и помещают их на “дереве ожиданий”).

2. Выступление по теме педсовета

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе воспитательной работы и направленный на, развитие личности ребенка

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием. Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия:

Первый уровень – это взаимодействие человека самим с собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Но, если человек научится относиться к себе самому как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя

Третий уровень – это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе или в детском доме, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общедомовой коллектив.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:

педагог - “я”;

педагог – педагог;

педагог – воспитанник

педагог – группа воспитанников,

педагог – детское самоуправление;

педагог – администрация.

3. Работа в малых группах, члены которых рассматривают следующие типы педагогического взаимодействия:

педагог - педагог ( МО педагогов - специалистов);

педагог - воспитанник ( МО 1-2 гр.);

педагог - группа воспитанников ( МО 3-4 гр.);

педагог - детское самоуправление ( МО 5-7 гр.)

Каждой группе предлагается обсудить предложенные вопросы и проинформировать участников педсовета о результатах коллективного обсуждения.

  • Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы детского дома? Как он развит в нашем учреждении?
  • Чему способствует развитие данного типа взаимодействия?
  • Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия?
  • Что можно предложить для их решения?

4. Выступления представителей малых групп (не более 2-х минут от каждой группы).

Пример выступления по типу взаимодействия “Педагог – педагог”.

Взаимодействуя по разным поводам мы выбираем нормы поведения, которые соответствуют различным ситуациям. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

СОТРУДНИЧЕСТВО – педагоги помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

ПРОТИВОБОРСТВО – педагоги противодействуют, мешают друг другу и препятствуют

достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда педагоги сознательно стараются избегать его. Например, поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно и ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия. Например, один педагог видит, что у другого что-то не получается и старается ему помочь исправить ошибки, а тот, в свою очередь, уклоняется от взаимодействия.

Еще один тип “КОНТРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ”. Например, один педагог готовит открытое занятие и хочет показать чего он достиг в своей работе, а мы не приходим на занятие, игнорируя его. Таким образом получается противоречие – один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует.

Взаимодействие между педагогами должно придерживаться правил взаимоотношения. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий.

Например: - Мы должны говорить “Здравствуйте, …”;

- Обращаться друг к другу по имени и отчеству;

- Говорить “До свидания”, “Можно войти” и т.д.

Это социальные нормы, то есть стандарт поведения в обществе, регулятор отношений, педагоги должны обладать профессиональными правилами поведения. Взаимодействие “педагог – педагог” способствует развитию воспитанности у детей, правильному формированию норм поведения в обществе, уважение к старшим. То есть педагоги, взаимодействуя между собой, должны показывать пример детям.

В нашем коллективе имеют место (в разных степенях) все типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию: и сотрудничество, и противоборство, и соперничество, также встречается уклонение от взаимодействия. Возможно, возникновению и развитию этих явлений способствует психологическая несовместимость, изначальная антипатия к партнеру по взаимодействию, иногда – высокие амбиции, самомнение.

При построении взаимодействия “педагог-педагог” возникают проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями участников, представлением о собственном превосходстве, завышенными требованиями к окружающим и отсутствием критических требований к самому себе.

В связи с этим хочется предложить педагогам заниматься самовоспитанием, больше времени проводить вместе в неформальной (нерабочей) обстановке, организовывать мероприятия, которые оплачивал бы коллектив (например: выезды на природу, спортивные праздники), находить компромисс в разрешении спорных ситуаций, не высказываться в присутствии воспитанников дурно о другом педагоге, сдерживать свои отрицательные эмоции (саморегуляция).

5. “Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия” Л.В. Байбородовой.

Профессор Л.В.Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействии, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние. Она определяет следующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект - субъектное взаимодействие - диалог или сотрудничество “на равных”.

Л.В.Байбородовой разработана методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия, которую мы использовали при подготовке к сегодняшнему заданию. С итогами диагностики по данной методике, в общем виде, вас познакомит заместитель директора по научной работе. С частными результатами можно познакомиться после педагогического совета в частном порядке.

_____________________________________________________________________________________

Методика для изучения степени развития основных
компонентов педагогического взаимодействия

(подготовлена профессором Л.В.Байбородовой)

Цели: определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

Ход проведения

Школьникам предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком “+”, а несогласие – знаком “-”.

1. Педагог умеет предсказать результаты моей работы. +
2. Мне трудно ладить с педагогом.
3. Педагог – справедливый человек. +
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности. +
5. Педагогу явно не хватает чуткости.
6. Мнение педагога для меня является важным. +
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами. +
8. Я вполне доволен педагогом. +
9. Педагог недостаточно требователен ко мне.
10. Педагог всегда может дать разумный ответ. +
11. Я полностью доверяю педагогу. +
12. Оценка педагога очень важна для меня. +
13. Педагог в основном работает по шаблону.
14. Работать с педагогом – одно удовольствие. +
15. Педагог уделяет мне мало внимания.
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных способностей.
17. Педагог плохо чувствует мое настроение.
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение. +
19. У меня нет сомнений в правильности средств и методов, которые применяет педагог. +  
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом.
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки.
22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны. +
23. Я хотел(а) бы стать похожим на педагога. +
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения. +

Обработка результатов

В предложенном тексте представлены знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22; эмоциональный – 2, 5, 8, 11, 14-17, 20; поведенческо-волевой – 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 24.

Подсчитывается среднее арифметическое по каждому из компонентов: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению “1”, тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос несколько сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

_____________________________________________________________________________________

6. Выступление заместителя директора по УВР

Педагогическое взаимодействие реализуется, в основном, посредством общения как с помощью языка (вербальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Педагогическое общение - это взаимодействие воспитателя и воспитанника, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Чтобы контакт состоялся, необходимо учитывать возможные промахи на каждом шаге

“коммуникативного круга”. В коммуникативном процессе взаимопонимание зависит от того, насколько педагоги и воспитанники правильно воспринимают действительность, оценивают друг друга, умеют это выразить в речи. Шаг “действительность - сознание педагога” подразумевает понимание ситуации и познание личности воспитуемого (возрастных особенностей, темперамента, характера, самооценки и т.д.). На первом шаге могут возникнуть помехи в результате плохого видения и понимания действительности. Если проявление ребенком настойчивости расценивается педагогом как упрямство, а проявление инициативы как нарушение дисциплины, то воспитатель сам будет препятствовать развитию волевых качеств школьников и едва ли сможет подобрать адекватные методы воздействия.

На втором шаге большую роль играют личностные особенности самого педагога. Одни педагоги склонны, в большей мере, опираться на физические черты (внешний вид), другие на психологические характеристики (поведение). От этого во многом зависит приписывание объекту общения тех или иных характеристик.

На третьем этапе могут появиться помехи в результате недостаточного знания тонкостей методов педагогического воздействия. Неадекватный подбор методов приводит к педагогическим ошибкам и конфликтам.

На четвертом этапе коммуникативные умения реализуются через речь правильный отбор языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника помогает педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура учителя. Наконец на пятом этапе коммуникативного круга воспитуемый соотносит свое представление и понимание действительности с той информацией, которую он получил от педагога. При резком расхождении личных представлений и устремлений воспитуемых с трактовкой педагога может формироваться негативное отношение к действительности, что, конечно, затрудняет взаимопонимание в воспитательном процессе.

Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Наиболее распространенная ошибка, которую допускают воспитатели, неумение организовать общение целостно. Например, концентрируя внимание на передаче учебной информации, педагог не всегда задумывается над другими функциями общения. В результате и конспект составлен, и наглядные материалы подобраны, и воспитатель хорошо владеет материалом, а занятие “не клеится”, нет контакта с группой, точнее, нет целостного процесса педагогического общения, не подкрепляясь взаимоотношенческим компонентом

В процессе занятия, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них ?

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с воспитанниками, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения,

психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в детском коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации,

стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  • преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.);
  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей воспитанников;
  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств(речь, мыслительная деятельность и т.п.).

Таков диапазон педагогического общения в системе процесса воспитания. Педагог должен уметь управлять инициативой в общении. Если он умеет это делать, то влияние будет более эффективным. Каждому МО мы предлагаем перечень способов эффективного управления инициативой в общении.

Способы эффективного управления инициативой в общении:

  • оперативность в организации начального контакта с группой;
  • интенсивность перехода от организационных процедур к деловому, личностному общению;
  • оперативность в достижении психологического единства с группой, с командой, формирование чувства “мы”;
  • ввод личностного начала во взаимоотношения с воспитуемыми; преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных детей;
  • организация контакта со всей группой;
  • постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  • сокращение числа запрещающих и расширение позитивно-ориентировочных педагогических требований;
  • обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
  • реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики;
  • умение транслировать в коллектив собственную расположенность к воспитуемым, дружественность;
  • постановка ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;
  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у воспитанников потребность во взаимодействии.

7. Однако, не всегда общение и педагогическое взаимодействие в целом, бывает конструктивным и бесконфликтным. Нередки случаи проявления агрессии, в частности, скрытой. Как помочь себе и детям избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в свой адрес? Ответ на этот вопрос мы постараемся сформулировать в процессе педагогической игры.

(Работа в микрогруппах)

а) Для начала каждой микрогруппе необходимо продолжить предложенное выражение

1. “Мой воспитанник - это…”,

2. “Мой коллега - это…”,

3. “Моя группа - это...”.

4. “Мой администратор - это...”

б) Следующее задание: сформулировать и записать на символических окнах свое понимание детского дома без агрессии.

(После презентации мнений, “окна” прикрепляются на символическое здание детского дома).

в) Группы получают символические “камни”, на которых им предлагается записать ответ на вопрос: “В чем, на ваш взгляд, кроется причина агрессии в нашем детском доме?” Затем “камни” прикрепляются на доске в виде горки, а зам. директора по воспитательной работе обращает внимание присутствующих на необходимость преодолеть эти препятствия и найти способы разрешения проблем.

г) Каждая группа начинает работу по поиску способов разрешения причин агрессии. Для этого на нарисованных фигурках человечков записываются предлагаемые способы, разделенные на три части:

1) школьные традиции - на ногах фигурки;

2) то, что делается в детском доме сейчас - на руках фигурки;

3) мысли о том, что еще могло бы стать способами разрешения проблем - на голове человечка.

д) Эксперты анализируют и комментируют итоги педагогической игры , оформляя их в правила профессиональной деятельности педагога, “работающего в “детском доме без агрессии”. В это время участники педсовета на символических “драгоценных камнях” записывают по группам свои добрые советы в адрес педагогов, воспитанников, администрации и помещают их у основания “дерева ожидания”.

е) Зам. директора и руководители МО детского дома на основе предложений формулируют “законы этики педагога детского дома”.

8. Обсуждается и принимается решение педсовета

9. А теперь давайте вновь вернемся к “дереву ожиданий”. Сорвите свои “яблоки” и скажите, получили ли вы от нашей работы удовлетворение, реализованы ли ваши ожидания? Чего мы не смогли добиться или обсудить?