Семинар-практикум "Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Оформление: плакаты с высказываниями:

  1. “В игре проверенные обще положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий, … игра учит владеть собой, … сдерживать свои расходившиеся чувствования и причиняет…подчинять свои действия сознанию” П.Ф.Лесгафт
  2. “Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни” П.Ф.Лесгафт
  3. “Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую даже парадоксальную точку зрения”.

Ход семинара

Уважаемые коллеги! Разрешите начать сегодняшний семинар не с теоретических выступлений по данной теме, а с прекрасных слов Б.Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты.
Ведь это все любви счастливые моменты.

И в правду давайте попробуем говорить комплименты. Поиграем в игру “Комплимент” в нескольких вариантах.

Вариант 1: Выберите себе партнера. Обмен комплиментами будет проходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например:

- Коля, ты такой отзывчивый человек!

- Да это так! А еще я добрый. А у тебя Оля такие красивые глаза.

В Вашем диалоге должно быть:

1) Комплимент

2) Соглашение – да это так! А еще…

Вариант 2: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Вариант 3: Участники делятся на группы по 5 человек. Каждая группа выстраивается в шеренгу. Тот, кто стоит первым поворачивается лицом к стоящему за ним соседу и произносит ему на ухо комплимент действительно существующих качеств его или называет те качества, которые бы хотелось ему видеть в данном человеке. Второй в свою очередь поворачивается к третьему и повторяет ему на ухо комплимент первого, а также добавляет свой и т.д. Последний в шеренге говорит вслух все то, что он услышал на ухо, начиная фразу словами: “Вы считаете меня…”

Рефлексия

  1. Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
  2. Насколько трудно/легко было подобрать содержание комплимента?
  3. Какой комплимент вам понравился больше всего?

Выступление ведущего

Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые, в общем, отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.

Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам:

  1. Деление игр по виду деятельности на
  2. - физические (двигательные),
    - интеллектуальные (умственные),
    - трудовые,
    - социальные
    - и психологические.

  3. По характеру педагогического процесса выделяют:
  4. - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
    - познавательные, воспитательные, развивающие;
    - репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, дигностические,
    профориентационные, психотехнические и другие.

  5. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это:
  6. - предметные,
    - сюжетные,
    - ролевые,
    - деловые,
    - имитационные,
    - игры-драматизации.

  7. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают
    - игры с предметами и без них,
    - настольные,
    - комнатные,
    - уличные,
    - на местности,
    - компьютерные и с ТСО,
    - с различными средствами передвижения.

Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, главное в динамике функционирования педагога – воспитателя сегодня – выявление и использование своего личностного творческого потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Какими качествами должен обладать воспитатель используя новейшие педагогические технологии на сегодняшний день? Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях.

В нашем воспитательном процессе нам интересны проведения ролевых, деловых, профориентационных игр, педагогических тренингов. На них мы и остановимся поподробнее.

Выступление воспитателя

“Разновидности и возможности использования деловых игр”

Представляем вашему вниманию одну из разновидностей деловой игры – ролевую игру “Прогулка верхом”.

Цели: коррекция отношений в системе “Я и малая группа”, помочь подростку установить для себя взаимосвязь между понятиями “Я” и “Чужая роль”.

Раздаточный материал:

1. Текст стихотворения Эдварда Лира в переводе С.Маршака “Прогулка верхом”.
2. Карточки с названиями ролей.

Э.Лир

“Прогулка верхом”

Щипцы для орехов сказали соседям —
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
— Когда, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?
Как тяжко томиться весною в темнице
Без воздуха, света, в молчанье глухом,
Когда кавалеры и дамы в столице
Одно только знают, что скачут верхом!
И мы бы могли гарцевать по дороге,
Хоть нам не случалось еще до сих пор,
У нас так отлично устроены ноги,
Что можем мы ездить без седел и шпор.
Пора нам, — вздохнули щипцы для орехов,
Бежать из неволи на солнечный свет.
Мы всех удивим, через город проехав!
— Еще бы! — сказали щипцы для конфет.
И вот, нарушая в буфете порядок,
Сквозь щелку пролезли щипцы-беглецы
И двух верховых, самых быстрых лошадок
Они через двор провели под уздцы.
Шарахнулась кошка к стене с перепугу,
Цепная собака рванулась за ней,
И мыши в подполье сказали друг другу:
— Они из конюшни уводят коней!
На полках стаканы зазвякали звонко,
Откликнулись грозным бряцаньем ножи,
Со страху на голову встала солонка,
Тарелки внизу зазвенели: Держи!
В дверях сковородка столкнулась с лоханью
И чайник со свистом понесся вослед
За чашкой и блюдцем смотреть состязание
Щипцов для орехов, щипцов для конфет.
И вот по дороге спокойно и смело
Со щелканьем четким промчались верхом
Щипцы для орехов на лошади белой,
Щипцы для конфет на коне вороном.
Промчались по улице в облаке пыли,
Потом через площадь, потом через сад,
И только одно по пути говорили:
— Прощайте, мы вряд ли вернемся назад.
И долго еще отдаленное эхо
До нас доносило последний привет
Веселых и звонких щипцов для орехов,
Блестящих и тонких щипцов для конфет.

Роли (пишутся на отдельных карточках и раздаются): Щипцы для орехов, Щипцы для конфет, Собака, Кошка, Сковородка, Лохань, Чайник, Чашка, Блюдце, Солонка, Тарелки (пять карточек), Мыши (пять карточек), Стаканы (пять карточек), Ножи (пять карточек), Белая лошадь, Конь вороной, Облако пыли, Сад, Площадь.

Методика проведения игры

Социальный ракурс. В данной ситуации понятие “интимный” не просто тождественно понятию “сексуальный”, а предполагает рефлексивное отношение к вопросу.

Алгоритм игры

  1. Постановка цели.
  2. Объяснение метода: учащиеся должны понять, почему им предлагается игра. Тезис: “Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой), точку зрения”.
  3. Раздача литературного материала.
  4. Чтение вслух текста. Представление ситуации. Ситуация: в подростковом коллективе между мальчиком и девочкой возникают новые отношения. Оценка этих отношений коллективом.
  5. Постановка задачи: входя в игру, человек принимает на себя роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту, облику. В данном сценарии животные и предметы антропомизированы, т. е. соответствуют людям определенного типа. Задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, в том числе используя речевые, пластические, мимические и прочие детали.
  6. Раздача карточек. Карточки перемешать и раздать произвольно. В группе должно быть не меньше 14 и, желательно, не больше 30 человек.
  7. Вхождение в роль. Ролевая игра по тексту (все описанные передвижения проигрываются — Лошади скачут, Тарелки звенят, Ножи бряцают и т. д.).
  8. Соответствие роли.
  9. Рефлексия ситуации (предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих. Например, если Облако решит, что дело происходит зимой, то Сад вполне может быть весенним или осенним. Но если игрок сочтет, что для большей гармонии в группе он должен изменить свое мнение, то будет очень хорошо, если он поделится своими рассуждениями на эту тему).
  10. Выход из роли.
  11. Рефлексия роли.
  12. Вопросы, которые могут быть использованы во время рефлексии роли:

    • Как Щипцы для орехов пытаются привлечь внимание Щипцов для конфет?
    • Как охарактеризовать мотивацию поступка Щипцов для конфет?
    • С чем связана эмоция Кошки? Чем объяснить реакцию Собаки?
    • Личная жизнь Тарелок, с вашей точки зрения, несложившаяся? Удачная? Реакция Солонки — здоровая эмоция или аффект?
    • Реакция Ножей — отклик на ситуацию? Зов и призыв? К кому? С какой целью?
    • Что чувствовал Вороной конь, когда его увели из конюшни?
    • Как Белая лошадь отнеслась к незнакомому наезднику?
    • Расскажите о себе, дорогое Облако пыли. Вы какая пыль — песчаная или снежная?
    • Сад был весенний? Летний? Осенний? Зимний? Как он отнесся к всадникам?
    • Площадь, вы покрыты брусчаткой? Копыта звенели? Вам было весело или грустно?
  13. Общегрупповая рефлексия и выход из ролей.
  14. Резюме группы.
  15. Рефлексия ведущего. Ведущий разбирает вслух работу каждого игрока, отмечает достоинства и недостатки в исполнении ролей, благодарит игроков и всю группу.
  16. Рабочая рефлексия ведущего. Личностные проблемы игроков, возможность коррекции (индивидуальная, групповая).

Следующий вопрос, который мы рассмотрим на этом семинаре это “Формирование профессиональных навыков при “проведении профориентационных игр” с использованием компьютера. Игра “Выбери профессию”.

Выступление социального педагога

Сейчас мы представим вашему вниманию еще один вариант проведения профориентационной игры:

“День из жизни профессионала”

Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в круге. Количество играющих от 6 до 20 человек. Время проведения 15-20 минут.

Ход игры

Ведущий вместе с участниками определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например: учитель или фотомодель.

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе трудовую жизнь фотомодели, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует опасность каким-то неудачным штрихом испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем называть новое существительное, каждый игрок обязательно должен будет повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком. далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя то, что говорили до них.

Например: учитель – звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – отличники – звонок – дом - постель

Рефлексия игры:

  1. Получился ли целостный рассказ? (Да, нет)
  2. Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим существительным?
  3. Правдиво ли представлен трудовой день профессионала.

“Игровые психолого-педагогические тренинги в работе с детьми интернатного учреждения “Передай маску”. Их значение в воспитательном процессе.

Выступление педагога-психолога

Проведение тренинга:

“Передай маску!”

Цель: данная игра в непроизвольной раскрепощающей атмосфере позволит участникам, спонтанно, с юмором, проявить себя и избавиться от непродуктивных настроений, с которыми они пришли на тренинг или которые приобрели во время работы, создаст непринужденную раскрепощающую атмосферу, сконцентрирует внимание участников, поможет им настроиться на работу в группе.

Примечание: чтобы высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от участников высокой активности.

Время: 5 минут

Расположение зала: круг

Техника проведения: участники по кругу передают друг другу эмоциональную маску. Сначала они в точности повторяют выражение лица соседа справа, затем придумывают свое собственное выражение лица и “передают” его соседу слева.

Начинает игру тренер: он поворачивает свое лицо с каким-либо эмоциональным выражением к своему соседу справа так, чтобы он, как можно лучше, смог разглядеть и в точности повторить эту эмоцию на своем лице. Затем этот участник медленно поворачивает голову влево, меняя при этом выражение своего лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. Также делают все остальные.

Рефлексия семинара-практика

“Пять строчек по правилам”. Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме.

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например:

  1. игра
  2. веселая, развивающая
  3. выяснить, оценить, развить
  4. я люблю придумывать игры
  5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей)

Литература

  1. И.И.Соковил “Социальное взросление и здоровье школьников”, М: “Просвещение”, 2004
  2. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении.
  3. Пидкассистый П.И., Хайдаров Ж.С. “Технология игры в обучении и развитии”, М: 1996