Цель:
Общая: Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
Частная: Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
Задачи:
- Познакомить учащихся с нормами литературного языка.
- Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать повышению речевой культуры.
- Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Структура:
I блок – вводный (постановка учебной проблемы);
II блок – работа над нормами литературного языка (поиск решения данной проблемы);
III блок – выражение найденного решения;
IV блок – реализация готового продукта.
Оборудование:
- Приложение со стихотворением Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля».
- Орфоэпические словари.
- Приложение с карточками для работы в группах.
- Приложение с карточками для работы по адаптивным заданиям.
Предварительная подготовка.
Предупредить 2-3 человека, чтобы положили портфели на парты, и 2-3 человека, чтобы остались сидеть, когда прозвенит звонок и учитель войдет в класс.
Ход урока
1. Монолог учителя.
« Дети, здрастуйте!..
Ну шо вы стоите, как с т а т`у и?
Нихто вас не учил что-ли, чё нужно ответить?
П о в т`о р и м ещё раз!
Дети, здрастуте!
А вы почему сидите?..
Сколько р а з`о в; вам было г о в`о р е н о , что, когда; х в`о д и тp; учитель, надобно вставать…
Теперь с и д`а й т е…
А это шо такое?
Ну сколько можно в д`о л б л и в а т ь , шоб не л`ож и л и п`о р т ф е л и на парты, убирайте щас–же.
Сидите тут, спрятались за ними, как `а г е н т ы 007 (нуль, нуль, семь).
Вот и дилехтур опять жаловалась на вас.
Пораскидывали п`о л ь т а в колидоре по окнам, как в м`а г а з и н е.
Чтобы больше не показывали свои хвокусы, а унесли одёжу на перемене в галдероб.
Всё, а теперь ; с л`у х а е м меня.
Начнём наш учебный; д и`а л о г!
/ Пауза. Учитель выходит из образа /
- Ребята, почему вы смеялись? /Дети отвечают/
Можем ли мы охарактеризовать эту ситуацию словами: «Чудеса, да и только?» /Ответы детей/
- Конечно, можем. Только употреблять слово «чудеса» будем в отрицательном значении.
А возможна ли такая ситуация в школе? Почему? /Ответы детей/
- Очень хорошо, что таких «чудес» не бывает. А не бывает их потому, что учителя очень хорошо владеют русским литературным языком и учат этому вас, чтобы вы не выглядели в жизни так же смешно, как выдуманная мною учительница!
Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.
2. Формулировка темы, целей, задач урока.
а) - Сегодня мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде красиво и правильно звучащей речи. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. Это очень важно, потому что небрежная, невнятная, неряшливая речь свидетельствует о низком культурном уровне говорящего, о неуважении к собеседнику.
б) Работа в тетрадях: запись даты, темы урока.
в) Чтение учителем эпиграфа.
«Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью».
/А. Толстой./
Работая на уроке, будем постоянно помнить о словах великого писателя.
г) Итак, чтобы в нашей речи не появлялись слова – уродцы, нужно владеть нормами литературного языка.
Что же такое нормы? /Ответы детей/
На доске:
Нормы литературного языка – это общие правила произношения слов, их изменения и связи друг с другом.
3. Закрепление понятия нормы.
А теперь, друзья, отправляемся за чудесами!
Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.
/Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением/
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»,
«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
«Секёт свеклу…»,
«Пекёт блины…».
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут П е т`я.
- П е т`я! – несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, П е т`я,
Ведь ты большой, а он дитя!
«П е т`я» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/
- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/
Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?
Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/
На доске:
Орфоэпический словарь.
Орфоэпия - наука, которая изучает нормы произношения.
Это слово пришло из греческого языка (орфос – правильный, эпос – речь)
Перед вами орфоэпический словарь, давайте посмотрим, как по нему работать. /Дети слушают объяснение учителя/
- Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.
- Запишем их правильно в тетрадь.
Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.
Если дети слово свёкла не называют, то задаётся вопрос: Что сечёт хозяйка?
- Найдите это слово в словаре.
4. Работа в группах.
- Так что же нужно делать, если слово встретилось вам впервые, и вы не знаете, как его надо произносить? /Ответы детей/
- Предлагаю вам поработать в группах по карточкам. Класс делится на 6 групп, каждая получает свою карточку.
Вам необходимо рассмотреть слова, записанные на карточке, научиться произносить и употреблять их в письменной речи. Каждая группа выбирает того, кто будет отвечать, и он всем рассказывает задание, которое выполняла его группа.
Произноси правильно! Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением, буква, которая подчёркнута, является ударной.
Досуг, цемент, километр, щавель, пихта, хвоя, статуя, звонить, звонит, свёкла.
Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной.
Учитель – учителя, доктор – доктора, директор – директора, шофёр – шофёры. Сторож – сторожа, инженер – инженеры, трактор – тракторы, стакан – стаканы, карман – карманы.
Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч.
И. п. | Р. п. | И. п. | Р. п. |
носки - | носков | колготки - | колготок |
ботинки - | ботинок | валенки - | валенок |
Говори правильно!
Пара ботинок (валенок, колготок, сапог), но пара носков.
Одно пальто – много пальто
И. п. что? пальто
Р. п. чего? пальто
Д. п. чему? пальто
В. п. что? пальто
Т. п. чем? пальто
П. п. о чём? о пальто
Слова пальто, метро, такси, шоссе, кофе не склоняются и не изменяются по числам.
Произносите слова правильно!
ателье [тэ]
свитер [тэ]
модель [тэ]
шоссе [сэ]
партер [тэ]
счастье [щ]
скучно [шн]
счёт [щ]
конечно [шн]
Произноси правильно!
В холод, в дождик и метель
Он идёт из школы
Как у взрослого портфель у него тяжелый.
мусоропровод | нефтепровод |
бензопровод | газопровод |
5. Физкультминутка.
Ребята, вы все занимаетесь спортом и знаете, что нужно постоянно тренировать своё тело, чтобы оно запомнило, как нужно правильно и красиво выполнить то или иное движение. Но наш мозг тоже нуждается в тренировке, чтобы запомнить, как произносятся слова. Спортсмены занимаются аэробикой, а мы займёмся «зверобикой».
Сидит на пихте наша кошка, готова лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко, её движенья можем повторить.
Припев.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять. 2 раза
Как статуя стоит в болоте цапля и ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли для нас, для тренированных ребят.
Припев тот же.
Змея ползет лесной тропою, по хвое ленточкой скользит.
А мы движение такое рукою можем вам изобразить.
Припев тот же.
Хором повторяем: пихта, статуя, хвоя
Вы можете дома придумать свою «зверобику». Только включите в неё другие слова, над которыми мы сегодня работали.
6. Самостоятельная работа по адаптивным карточкам.
У вас на столе лежит карточка, на ней 3 задания. Прочитайте все три, но выберите только то, которое уверены, что сделаете.
Укажите в тетради номер задания и выполняйте. Кто выполнит верно - будет моим помощником.
Адаптивные задания
1 уровень
Спиши слова, расставь ударение, если сомневаешься, обратись к орфоэпическому словарю
алфавит, портфель, арбуз, приговор, звонит, магазин, щавель
2 уровень
Спиши предложения, поставь ударение в подчёркнутых словах
В бассейн начала поступать вода.
Мусоропровод был вовремя исправлен.
Звонит телефон.
3 уровень
Прочитай слова:
Носки, ботинки, валенки, сапоги.
Поставь их в родительный падеж множественного числа. Составь с одним из записанных слов предложение.
7. Подведение итога урока.
Почему важно правильно говорить? /Ответы детей/
Как называется наука, которая изучает нормы произношения? /Ответы детей/
Куда мы будем обращаться, если сомневаемся в правильности произношения слова? /Ответы детей/
8. Заключение.
Заканчивая наш урок, давайте ещё раз обратимся к словам Алексея Толстого. Чтение детьми эпиграфа урока/
Хочу, чтобы на прощание вы услышали, как чудесно звучит наша речь; хочу, чтобы вы гордились тем, что являетесь частицей великого народа, создавшего великий язык.
Чтение учителем фрагмента под музыку.
М. Пришвин
Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Мокрые, чёрные деревья ждут тепла.
По-весеннему запахло и в лесу. Потоки яркого света заливают поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Чуть пахнет смолой, багульником, пихтовой и еловой хвоей. В запахах леса улавливается аромат наступающей весны. Всё ждёт весну. И началась капель. «Я!» «Я!» «Я!» - звенит каждая капля, вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а капель всё звенит и звенит: «Я!» «Я!» «Я!»