Урок изобразительного искусства "Цвет – в произведениях живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи:

  1. Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.
  2. Научить использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка дерева изображенное всей кистью и ее концом).
  3. Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению переданному в произведении.
  4. Сформировать понятие о методе “монотипия”.
  5. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
  6. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

Оборудование урока:

  • бумага,
  • краски акварельные, гуашевые,
  • кисти (широкие, узкие),
  • баночка с водой,
  • палитра,
  • тряпочка,
  • репродукции с картин И. Левитана “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Шишкина “Осень”, И. Грабаря “Рябинка”,
  • аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского,
  • стихи об осени: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина и др.

Методы:

  • “монотипия” (нанести рисунок на одну половину листа, прижать к ней вторую, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть).

Формы организации учебной деятельности:

  • работа группами, индивидуальная работа.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа по картине И. Левитана “Золотая осень”.
  3. Литературные (поэтические) строки учителя с детьми.
  4. Показ последовательности рисования осеннего пейзажа методом “монотопия”.
  5. Самостоятельная работа учащихся по группам. Изображение осеннего пейзажа методом “монотипия” согласно настроению, переданному в литературном произведении.
  6. На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
  7. Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя детей).

2. Беседа по картине И. Левитана "Золотая осень".

Цвет в живописи

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы является картина И. Левитана “Золотая осень”.

Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

Небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и одиноко стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.

По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами — багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками молодой девушки.

Молодые березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны.

Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.

Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой.

У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины.

За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.

Мы видим на картине и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

Щемящая тоска вызывается осенним листопадом.

Грустные раздумья о предстоящей смене года... Пейзаж — изображение природы.

План беседы.

  1. Какое впечатление на вас производит Левитановская картина? Что в ней особенно красиво?
  2. Почему осень называется золотой?
  3. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
  4. Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными. Покажите их на картине.
  5. Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
  6. Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло-голубая?
  7. Что видно на высоком берегу вдали? Почему осенью может быть зеленое поле? Почему домики маленькие?
  8. Хотели бы вы побольше узнать о художнике?
  9. Чтение учителем стихотворения 3. Федоровской “Осень”.

Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый
Утешает осень:
“Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета”.

3. Показ последовательности выполнения осеннего пейзажа методом “монотипия”.

Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение “окунулось” в воду, отразилось в ней.

— Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники).

img1.jpg (59189 bytes)

Рисунок 1

4. Самостоятельная работа учащихся.

Дети делятся на микро-группы (3-4 человека). Представитель от группы выбирает один стих (на столе у учителя веером разложены стихи об осени). Ребятам предлагается задание на урок. Попробовать выполнить осенний пейзаж соответствующим поэтическим строкам методом “монотипия”. В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

5. Подведение итогов.

Когда работы будут готовы, разложить их в один ряд — сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж методом “монотипия”.

Рисунок 2                     Рисунок 3                                Рисунок 4             Рисунок 5

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ф. И. Тютчев
Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь,
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Тa краткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Ф. И. Тютчев

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!...

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Хорошая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял, и падал колос,
Теперь yж пусто все — простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых снежных бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

И. А. Бунин
Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
Тo там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

И. А. Бунин

Льет дождь, голодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Омывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин.
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Куда от зимние бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.