Задачи:
- Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.
- Научить использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка дерева изображенное всей кистью и ее концом).
- Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению переданному в произведении.
- Сформировать понятие о методе “монотипия”.
- Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
- Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Оборудование урока:
- бумага,
- краски акварельные, гуашевые,
- кисти (широкие, узкие),
- баночка с водой,
- палитра,
- тряпочка,
- репродукции с картин И. Левитана “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Шишкина “Осень”, И. Грабаря “Рябинка”,
- аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского,
- стихи об осени: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина и др.
Методы:
- “монотипия” (нанести рисунок на одну половину листа, прижать к ней вторую, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть).
Формы организации учебной деятельности:
- работа группами, индивидуальная работа.
- Организационный момент.
- Вводная беседа по картине И. Левитана “Золотая осень”.
- Литературные (поэтические) строки учителя с детьми.
- Показ последовательности рисования осеннего пейзажа методом “монотопия”.
- Самостоятельная работа учащихся по группам. Изображение осеннего пейзажа методом “монотипия” согласно настроению, переданному в литературном произведении.
- На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
- Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учителя детей).
2. Беседа по картине И. Левитана "Золотая осень".
Цвет в живописи
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы является картина И. Левитана “Золотая осень”.
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
Небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и одиноко стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.
По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами — багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками молодой девушки.
Молодые березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.
Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны.
Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.
Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой.
У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины.
За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа.
Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.
Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.
Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.
Мы видим на картине и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.
Щемящая тоска вызывается осенним листопадом.
Грустные раздумья о предстоящей смене года... Пейзаж — изображение природы.
План беседы.
- Какое впечатление на вас производит Левитановская картина? Что в ней особенно красиво?
- Почему осень называется золотой?
- Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными. Покажите их на картине.
- Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
- Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло-голубая?
- Что видно на высоком берегу вдали? Почему осенью может быть зеленое поле? Почему домики маленькие?
- Хотели бы вы побольше узнать о художнике?
- Чтение учителем стихотворения 3. Федоровской “Осень”.
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый
Утешает осень:
“Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета”.
3. Показ последовательности выполнения осеннего пейзажа методом “монотипия”.
Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение “окунулось” в воду, отразилось в ней.
— Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники).
Рисунок 1
4. Самостоятельная работа учащихся.
Дети делятся на микро-группы (3-4 человека). Представитель от группы выбирает один стих (на столе у учителя веером разложены стихи об осени). Ребятам предлагается задание на урок. Попробовать выполнить осенний пейзаж соответствующим поэтическим строкам методом “монотипия”. В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.
5. Подведение итогов.
Когда работы будут готовы, разложить их в один ряд — сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж методом “монотипия”.
Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ф. И. Тютчев
Осенний вечерЕсть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь,
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Тa краткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Ф. И. Тютчев
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!...
Ф. И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Хорошая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял, и падал колос,
Теперь yж пусто все — простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых снежных бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
И. А. Бунин
ЛистопадЛес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.Березы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
Тo там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.И. А. Бунин
Льет дождь, голодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Омывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин.
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Куда от зимние бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.