"Языковой марафон"как форма внеклассной работы по иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамках изучаемого предмета, помогает раскрыть внутренний потенциал ребят.

Разнообразие форм внеклассной работы, связанных с иностранным языком, велико. Нам хотелось бы рассказать об одной из них — “языковом марафоне” — являющейся, на наш взгляд, очень удачной. Это мероприятие рассчитано на учащихся 5 – 8-х классов и представляет собой командную игру. Ниже перечислены его основные преимущества:

  • “марафон” проводится в игровой форме, что обеспечивает непринужденную комфортную обстановку, помогающую детям раскрыться и применить свои знания в новой ситуации;
  • в мероприятии задействованы знания, полученные ребятами на уроках других предметов, что повышает интерес и позволяет каждому проявить себя в той области знания, где он чувствует себя наиболее уверенно. Даже учащиеся со слабыми языковыми знаниями не будут скучать, так как в игре будут затребованы разнообразные навыки;
  • сохранив форму игры, можно легко приспособить ее содержание под любой уровень знаний языка и возраст в указанных рамках;
  • командная игра соответствует психологическим особенностям ребят этого возраста;
  • подготовка к игре может служить мощным стимулом к повторению учащимися изученного материала.

Ход игры

“Языковой марафон” подразумевает прохождение командами определенного количества этапов – “станций”. Задача команды – передвигаясь по маршруту от станции к станции набрать наибольшее количество баллов. Время, затрачиваемое командами на каждом этапе, строго не лимитируется, но в интересах учащихся прийти к финишу быстрее, так как за это начисляются дополнительные баллы.

Каждая команда перед началом игры получает “маршрутный лист”, который выполняет две функции:

  1. на нем указан порядок прохождения данной командой станций,
  2. сюда старший по каждой станции – “смотритель” — выставляет количество баллов, полученных на этапе.

Количество станций должно соответствовать количеству команд. Команды начинают прохождение маршрута с разных станций и проходят все станции, но в разном порядке, отраженном в маршрутных листах. Это делается для того, чтобы на одной станции одновременно не оказалось несколько команд. В нашем случае игра проводилась в параллели 6-х классов. 3 класса по 3 английских группы в каждом составили 9 команд по 10-12 человек. На маршруте было организовано 9 станций, при этом 1-я команда проходила их все по порядку от №1 до   №9, 2-я команда – с №2 по №9, а затем №1 и т.п. Примеры маршрутных листов приведены в Приложении 1.

Тематика станций может варьироваться в зависимости от тем, заложенных в учебное пособие, а задания – основываться на кругозоре детей, знаниях, полученных на других предметах и информации, содержащейся в учебнике иностранного языка. Станции могут быть связаны с разными предметами, изучаемыми детьми в этом году, и располагаться в соответствующих кабинетах. Например, станция “How sporty are you?” может находиться в физкультурном зале, “Animal world” — в кабинете биологии и т.п. Поиск станций придает игре дополнительный интерес.

В нашем случае учащиеся 6-х классов использовали на уроках английского языка альтернативное учебное пособие World Class 3 издательства Longman, и предлагаемые ниже задания частично основаны на материале этого курса, но, как мы уже говорили, могут быть легко адаптированы к другим учебным пособиям.

Продолжительность “марафона” зависит от количества станций. В нашем случае он занял 1,5 часа. Для проведения марафона потребуется столько человек (учителей английского языка и старшеклассников), сколько станций вы планируете организовать. В задачи смотрителя станции входит: дать задание команде, подсчитать результат в баллах и выставить его в маршрутный лист.

Подсчет баллов и определение победителей происходит после того, как все команды прошли маршрут и сдали маршрутные листы на точку старта, где отмечается время прибытия. Команда, пришедшая первой, получает дополнительно 5 баллов, второй – 4 балла и т.д.

Описания станций, примеры заданий и система оценки

Станция №1 “The body”

Команда выстраивается в шеренгу. Участники по очереди выполняют элементы зарядки в соответствии с инструкциями смотрителя. Каждый участник, правильно выполнивший свое упражнение, зарабатывает для команды 1 балл. Максимальное количество баллов: по числу упражнений. В данном случае – 15. Ниже приведены примеры упражнений.

  1. Turn left and touch your left hip with your right thumb.
  2. Close your eyes and touch your nose with a finger of your left hand.
  3. Touch the left shoulder of your friend with your left hand.
  4. Touch your right knee with your left elbow.
  5. Put your heels together and stretch your arms in front of you, then put your left palm on your right hand.
  6. Put your right hand on your left hip and your left hand on your right hip, bend right, then bend left.
  7. Put your left hand on your stomach and your right hand on your back.
  8. Touch your left toe with your right palm.
  9. Touch your chest with your left knee.
  10. Touch your right heel with a finger of your left hand.
  11. Touch your right thigh with your left elbow.
  12. Raise your left leg, bend it and touch your right ankle with your toe.
  13. Take your left wrist into your right hand and put your left hand on your waist.
  14. Put your legs together, try not to bend them and touch your left heel with your right palm and your right heel with your left palm.
  15. Raise your eyebrows, move your jaw and turn your head first right then left.

Станция №2 “How sporty are you?”

В течение 2 минут команда должна дать краткие ответы на как можно большее количество вопросов по теме “Спорт”, заданных смотрителем. По истечении 2 минут команда получает столько теннисных мячиков, сколько правильных ответов они дали. Затем с расстояния в несколько метров представители команды должны забросить эти мячи в корзину, стоящую на полу. Число заработанных баллов будет соответствовать числу попаданий.

Максимальное количество баллов: 20.

Примеры вопросов по теме (ответы приведены в скобках).

  1. Where is tennis played? (Court).
  2. Where do we do boxing? (Ring).
  3. Name three ball games. (E.g. football, volleyball, basketball).
  4. What do you call a person you compete against in sport? (Opponent).
  5. What do we wear to protect our knees and elbows? (Pads).
  6. Who sees to it that the tennis match is fair? (Umpire).
  7. What vehicle do you need for cycling? (Bike).
  8. Who comes to the stadium to watch a match? (Spectators).
  9. Name three outdoor sports. (E.g. snowboarding, cycling, paragliding).
  10. What equipment do we need for canoeing? (A canoe and a paddle).
  11. What colour is the best karate coach’s belt? (Black).
  12. Where is hockey played? (Pitch).
  13. Where is golf played? (Court).
  14. What do you put on your feet before skating? (Skates).
  15. Name three adventure sports. (E.g. parachuting, mountain climbing, white water rafting).
  16. What do you hit the ball over in tennis or volleyball? (Net).
  17. What are members of a football team called? (Football players).
  18. Name three individual sports. (E.g. gymnastics, running, swimming).
  19. Who sees to it that hockey players follow the rules? (Referee).
  20. What equipment do we need for table tennis? (Table, net, ball, bats).

Станция №3 “Crosswords”

Команда получает кроссворд, составленный на основе пройденной лексики по определенной теме, и должна отгадать как можно больше слов. Каждое слово приносит команде 1 балл. Естественно, кроссворды всех команд должны состоять из одинакового количества слов. Максимальное количество баллов соответствует количеству слов. Пример кроссворда с ключами содержится в Приложении 2.

Станция №4 “Famous cities”

На этой станции команда получает 2 задания.

1. Даны 5 названий столиц стран мира – назвать страны, либо наоборот – даны 5 стран – назвать их столицы. Карточка с заданием может выглядеть так:

Beijing
Tokyo
Cairo
Washington
Brasilia

2. Дан текст – описание города, в котором присутствуют 10 фактических ошибок. Их необходимо найти и исправить. Пример текста дан ниже. Ключ содержится в Приложении 2.

Максимальное количество баллов: 5 за первое задание + 10 за второе = 15.

CAIRO

Cairo is situated in the middle of the impressive Sahara Desert. Although it’s one of the smallest cities in Africa, it’s a very important centre. This ancient city has become the capital of Egypt only recently. That’s why there are no modern buildings here yet. The population of the city speaks Egyptian.

Cairo is very popular among tourists. In the city they enjoy looking at the famous Sphinx. You can also visit the Egyptian Museum and see the wonderful treasure taken from the merchants’ sunk ships. Outside Cairo there are the monumental pyramids, one of the five wonders of the world. Tour guides will tell you a lot about these ancient buildings which were used as kings’ palaces in the past.

As for food, Cairo is a vegetarian city so its specialities are different kinds of salad.

Станция №5 “Transport”

Команда вытаскивает карточку с названием вида транспорта и должна назвать его достоинства и недостатки – по 1 баллу за каждый.

Станция №6 “How to be green”

Команда получает текст по экологической тематике с 10 фактическими ошибками. За каждую исправленную ошибку — 1 балл. Пример текста дан ниже. Ключ содержится в Приложении 2.

Максимальное количество баллов: 10.

There are a lot of problems connected with our environment and one of them is air pollution. People can’t live without carbon dioxide and only trees can produce it and absorb oxygen. But bikes and other vehicles pollute our atmosphere and we should try to reduce the number of them. Also, there are a lot of aerosols which destroy the ozone layer. But chemicals like CFCs are not poisonous and if you see an aerosol with CFCs in a shop, don’t be afraid to buy it.

If we want to have more fresh air, we should stop cutting down trees. If we don’t do it, the climate will change. Everyone knows that the world temperature is going down now and that is the reason why the sea level is going up.

Another problem is water pollution. A lot of factories pollute rivers and lakes with chemicals. But it isn’t very bad because fish and water animals breed better in such water.

To produce electricity people build different kinds of power stations. The best one is nuclear power stations because they are clean and safe. There haven’t been any accidents so far. There are a lot of power stations nowadays so you don’t have to worry about saving electricity.

People need more and more space for their cities. Destroying forests is a bad idea but we can dry marshes which are useless for the environment.

Although protecting the environment is very important, there are no organisations which do this.

Станция №7 “Ancient civilisations”

Команда вытаскивает карточку с названием цивилизации (The ancient Egyptians / The ancient Chinese / The Aztecs / the Vikings) и должны в списке изобретений, открытий, терминов выбрать те, что относятся к этой цивилизации. Ответ должен представлять собой полное предложение, например Pyramids were built by the ancient Egyptians. Команда получает 2 балла за каждое верное высказывание. Максимальное количество баллов: 8 пунктов по 2 балла =16.

Вот такой список может получить команда:

‘Great Green"
"Middle Earth"
"the Earth is flat"
15th century
4,000 years
5,000 years ago
9th-10th centuries
a board game similar to chess
a game similar to modern basketball
omelette
compass
difficult maths
hieroglyphics
horse races
houseboats
island
meat, vegetables, a type of beer
Mexico
Nile
North America
paper and paper money
papyrus
pyramids
rabbits and dogs
rubber balls
Scandinavia
shells
silk
spears, clubs and stones
swords and spears
violent
wooden houses

Станция №8 “Animal world”

Команда получает 2 набора по 5 анаграмм и должна расшифровать слова, относящиеся к теме “Животные”. Это могут быть названия животных, части тела, места обитания и др. Затем в каждом наборе слов нужно найти лишнее слово и объяснить принцип, по которому оно выделено.

Подсчет баллов: по 1 за каждую расшифрованную анаграмму (то есть максимум 8) + по 1 баллу за найденное и объясненное лишнее слово. Таким образом, максимум – 10 баллов

Примеры заданий приведены ниже. Ответы см. Приложение 2.

Карточка 1.

Unscramble these words. Which is the odd one out?

A)

hron

walc

skat

kuntr

B)

shorpepsagr

sholt

lufterbyt

crocochak

Карточка 2.

Unscramble these words. Which is the odd one out?

A)

tresof

vace

dretess

tounmains

B)

leage

costhir

negupin

senak

Станция №9 “Story-telling”

Команда получает начало истории и 6 слов, которые необходимо использовать (форму слов можно менять). Посовещавшись не более 5 минут, команда должна рассказать историю до конца

Максимум – 16 баллов: 6 – по 1 за каждое использованное к месту заданное слово + 5 за содержание истории и 5 – за грамотность.

Ниже даны примеры карточек с заданиями:

After Jim and Terry had finished their breakfast, they took their bags and fishing rods, promised their mum to bring fish for dinner and went to the river to fish. By 5 o’clock they hadn’t caught any fish so they … Yesterday I went with my sister to buy something for her birthday. She didn’t really know what to get but she seemed to like the idea of a pet, so we went to the nearest pet shop.
explain
wise
look after
owner
creature
mouth-watering
bright
dream
destroy
timid
behave
solve a problem

 

Sally Adams was walking home late one night. She had been to a dinner party at her friend’s house. The city streets were empty and it was raining. She was looking forward to getting safely home, when she heard footsteps behind her. At 5 o’clock on Sunday morning a strange noise woke Jim up. He looked out of the window and saw somebody driving his car away! He was running downstairs but he slipped and fell down.
sleepy
scream
murder
look like
curious
torch
robber
aggressive
litter
injured
lock
become unconscious

Примечания

О количестве заданий.

В большинстве случаев в целях экономии места мы поместили по одному варианту заданий для каждой станции. Однако возможна ситуация, когда две команды окажутся на станции одновременно, если одна из них очень быстро справилась с предыдущими зданиями, а другая, напротив, замешкалась. В этом случае на ряде станций (№3 — 6, 8, 9) можно дать обеим командам разные задания, и пока пришедшая позже обдумывает свое, пришедшая раньше отвечает. На станциях №1, 2, 7 смотритель постоянно задействован и не может отвлекаться, поэтому команде, пришедшей позже, придется ждать. Тем не менее, полезно иметь второй комплект заданий, чтобы ждущая команда не услышала ответов на свои вопросы.

О станционных смотрителях.

Непросто найти 9 учителей английского языка, которые могли бы провести игру. Поэтому многие станции устроены так, что задания может легко проверить старшеклассник, имея ключи. Такими станциями, на наш взгляд, являются: №2, 3, 4, 6, 8.

О модификациях игры.

Хотя особый интерес игре придают необходимость искать по школе станции и фактор скорости, такая форма проведения требует много места. Игру легко модифицировать, проведя ее в классе для, например, трех групп, и давая задания по очереди. В таком случае ее может проводить один учитель. Отпадет необходимость в маршрутных листах, так как баллы можно записывать на доске. Наконец, отдельные задания можно использовать на обобщающих уроках по соответствующим темам.

Однако мы считаем, что проведение игры в ее оригинальном виде – самый лучший вариант. Мы проводили ее в апреле в рамках недели английского языка в школе, и это событие запомнилось детям надолго. Готовясь к игре, они добровольно и добросовестно повторили лексику, пройденную за год, вновь полистали свои учебники с самого начала. Сейчас они с удовольствием вспоминают подробности игры, надеются на продолжение в этом году и выражают желание сами сделать задания для игры подобного типа. Мы уверены, что проведение игры в полном объеме стоило затраченного времени и сил.