Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: интегрированный урок (математика и информатика)
Технология: личностно-ориентированная
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office.
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
- усиление практической направленности обучения;
- применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Развивающие:
- формирование умения осуществлять самоконтроль;
- формирование умения рационально планировать работу;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
- формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
3. Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения;
- воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения е учёбе.
Мотивация урока:
Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивление;
- создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований.
Подготовка к уроку:
- Электронная презентация “Игра-лабиринт для 5-го класса по теме ”Сложение и вычитание десятичных дробей”” подготовлена в редакторе презентаций PowerPoint. (См. Приложение).
- Приготовить карточки для устного счёта.
- У учащихся должны быть сформированы навыки работы с электронными презентациями.
План урока:
Содержание |
Ориентировочное время (мин.) |
1. Организационный момент | 3 |
2. Мотивационное начало урока, постановка целей урока | |
3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос) | 7 |
4. Устный счёт (с самопроверкой) | 5 |
5. Решение упражнения | 5 |
6. Постановка домашнего задания | 2 |
7. Игра-лабиринт “Сложение и вычитание десятичных дробей” | 18 |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Мы находимся в компьютерном классе. Ведь компьютер предназначен не только для развлечений. Он является вашим помощником в нелёгком учебном труде. Его использование делает обучение интересным, увлекательным и объективным, потому что он оценивает только ваши знания, а не вас самих.
Цель нашего урока – обобщить знания по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Откройте тетради, напишите число и тему урока.
В течение урока вы будете отвечать на вопросы, считать устно и письменно, а также должны будете с достоинством преодолеть компьютерный лабиринт. Волшебным клубком, который вас поведёт по лабиринту, будет весь багаж знаний по этой теме, плюс ваше внимание и настойчивость.
Итак,...
3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос).
Давайте вспомним:
1. Какие числа называются десятичными дробями?
Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).
2. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.
3. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей.
3) Как сложить десятичные дроби?
Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:
а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
4. Как вычесть десятичные дроби?
Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:
а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
5. Какие ошибки были допущены в примерах:
А | Б | В | Г | Д |
45,34 + 73,5 526,9 |
200,3 + 5,62 205,65 |
450,2 – 20,01 430,21 |
160,45 – 45,50 115,95 |
1 3 8 - 3,5 1 0,3 |
Ответ:
А. При сложении не уравняли количество знаков после запятой или числа надо записывать так, чтобы запятая оказалась под запятой.
Б. Были отдельно сложены целые и дробные части чисел.
В. При вычитании не уравняли количество знаков после запятой.
Г. Забыли о том, что был занят разряд десятков.
Д. При вычитании натуральное число не представили в виде десятичной дроби.
Задание: в тетради выполнить представленные действия правильно.
(Учитель, по мере выполнения задания, вывешивает на доску таблицы с правильной записью и ответами для проверки).
4. Устный счёт.
Учитель: Сейчас каждому из вас будет выдана карточка с примерами. Необходимо устно выполнить все предложенные действия. Каждый пример, кроме первого, начинается с ответа предыдущего. Если вы сосчитали правильно, то свой ответ найдёте среди чисел на доске.
(На доске выписаны числа 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5).
Как только будет найден ответ, я прошу вас поднять руку.
(Для быстрой проверки правильности ответа карточки составлены таким образом, что верный ответ получается вычитанием из первого числа с карточки номера варианта).
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
1,1 + 8,9= ___ ___- 4,4= ___ ___- 5,4= ___ ___+0,15=___ ___- 0,25=___ |
2,2 + 1,8 = ___ ___+ 2,3 = ___ ___- 6,06= ___ ___- 0,19= ___ ___+0,15= ___ |
3,3 + 2,7= ___ ___- 1,2= ___ ___- 4,4= ___ ___+0,05=___ ___- 0,15=___ |
4,4 + 4,6= ___ ___- 6,4= ___ ___- 2 = ___ ___+0,05=___ ___- 0,25=___ |
5,5 + 1,5 = ___ ___+0,34= ___ ___- 7,04= ___ ___- 0,05= ___ ___+0,25= ___ |
6 вариант | 7 вариант | 8 вариант | 9 вариант | 10 вариант |
6,1 + 3,9= ___ ___- 3,6= ___ ___- 6,2= ___ ___+0,31=___ ___- 0,41=___ |
7,2 + 3,8= ___ ___- 6,3= ___ ___- 4,2= ___ ___+0,05=___ ___- 0,35=___ |
8,3 - 7,1= ___ ___+ 3,8= ___ ___- 4,4= ___ ___- 0,45=___ ___+0,15=___ |
9,4 + 0,6= ___ ___- 7,2= ___ ___+ 1,4= ___ ___- 4,16=___ ___+0,36=___ |
10,5 - 8,3= ___ ___ + 4,8= ___ ___- 3,8 = ___ ___-3,15 = ___ ___+0,45= ___ |
Один из вариантов можно решить совместно.
Ответы:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
1,1 + 8,9= 10 10 - 4,4 = 5,6 5,6 - 5,4= 0,2 0,2+0,15=0,35 0,35 - 0,25 = 0,1 |
2,2 + 1,8 = 4 4 + 2,3 = 6,3 6,6 - 6,06=0,24 0,24 - 0,19=0,05 0,05 + 0,15 = 0,2 |
3,3 + 2,7= 6 6 - 1,2 = 4,8 4,8 - 4,4= 0,4 0,4+0,05=0,45 0,45 - 0,15 = 0,3 |
4,4 + 4,6= 9 9 - 6,4= 2,6 2,6 - 2 = 0,6 0,6+0,05=0,65 0,65 - 0,25 = 0,4 |
5,5 + 1,5 = 7 7 + 0,34= 7,34 7,34 - 7,04= 0,3 0,3 - 0,05= 0,25 0,25 + 0,25 = 0,5 |
6 вариант | 7 вариант | 8 вариант | 9 вариант | 10 вариант |
6,1 + 3,9= 10 10 - 3,6= 6,4 6,4 - 6,2= 0,2 0,2+0,31=0,51 0,51 - 0,41= 0,1 |
7,2 + 3,8= 11 11 - 6,3= 4,7 4,7 - 4,2= 0,5 0,5+0,05=0,55 0,55 - 0,35 = 0,2 |
8,3 - 7,1= 1,2 1,2 + 3,8= 5 5 - 4,4 = 0,6 0,6 - 0,45= 0,15 0,15 + 0,15 = 0,3 |
9,4 + 0,6= 10 10 - 7,2= 2,8 2,8 + 1,4= 4,2 4,2 - 4,16= 0,04 0,04 + 0,36 = 0,4 |
10,5 - 8,3= 2,2 2,2 + 4,8= 7 7 - 3,8 = 3,2 3,2 -3,15 = 0,05 0,05 + 0,45 = 0,5 |
5. Решение упражнения.
Учитель: Сейчас письменно определите, верно ли равенство:
а) 6,35+7,11+3,65+0,89=15·7-87
б) 5-0,64+1,045-4=5,491+4,05+4,509
Ответы:
а) верно (18 = 18)
б) неверно (1,405 = 14,05)
(Определить верность равенства под буквой (б) можно методом оценки левой и правой частей выражения).
6. Постановка домашнего задания
Учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
№ 1219*
Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сальдо и ещё пол-арбуза?
№ 1220
Сравнить числа:
а) 12,567 и 125,67; б) 7,399 и 7,4
№ 1236 (в, г)
Выполнить действия:
в) (47,28-34,98)+(55,02+34,98)
г) (46,83+15,77)-(6,83-5,77)
7. Игра-лабиринт “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Этапы лабиринта:
1. Вычислить: |
|||
1) 2,83+(7,35+8,77) Варианты ответов: а) 11,6 б) 18,95 в) 17,95 г) 16,195 |
|||
2. Решить уравнение: |
|||
1) 17 – х = 0,87 Варианты ответов: а) 17,87 б) 1613 в) 16,27 г) 16,13 |
2) 45,6 – х = 13 Варианты ответов: а) 32,6 б) 44,3 в) 58,6 г) 46,9 |
3) 12,1 – х = 8,7 Варианты ответов: а) 20,8 б) 34 в) 3,4 г) 4,3 |
4) х + 4,837 = 6,5 Варианты ответов: а) 1,663 б) 1,737 в) 11,337 г) 4,772 |
3. Представить данное число в виде суммы двух чисел |
|||
1) Число 25,6 Варианты ответов: а) 13,6 и 13 б) 12,1 и 12,5 в) 11,27 и 14,13 г) 13,135 и 12,465 |
2) Число 42,8 Варианты ответов: а) 31,8 и 12 б) 30,706 и 12,094 в) 32,3 и 10,4 г) 30,25 и 12,45 |
3) Число 36,9 Варианты ответов: а) 23,63 и 13,17 б) 22,4 и 24,5 в) 21,481 и 15,417 г) 21,2 и 15,6 |
4) Число 53,5 Варианты ответов: а) 31,846 и 21,654 б) 32,24 и 21,21 в) 30,1 и 23,5 г) 25,2 и 27,3 |
4. Какое число не является результатом ни одного из действий: |
|||
1) 20,01 – 11,1 49 + 17,8 73 - 6,3 Варианты ответов: а) 67,7 б) 66,8 в) 8,91 г) 66,7 |
2) 30,02 – 16,2 65 - 17,4 21 + 26,3 Варианты ответов: а) 13,82 б) 48,6 в) 47,3 г) 47,6 |
3) 40,03 – 13,3 31 + 23,5 62 - 7,4 Варианты ответов: а) 54,6 б) 54,5 в) 55,6 г) 26,73 |
4) 50,04 – 27,4 96 - 34,7 45 + 16,5 Варианты ответов: а) 61,3 б) 22,64 в) 61,5 г) 62,3 |
В презентации каждое из 13 заданий выполнено на отдельном слайде. Напротив каждого варианта ответов на каждом слайде установлены управляющие кнопки. При правильном выборе ответа ученик с первого этапа переходит на одну из задач второго этапа, аналогично он переходит на третий и четвёртый этапы. И только комбинация четырёх правильных ответов приводит его на слайд поздравления. Если же на каком-либо этапе ученик ошибся, пусть даже только один раз, управляющие кнопки всегда будут возвращать его в начало лабиринта. Меняя задачу первого этапа, можно получить, по меньшей мере, 4 варианта этой игры.
Технология создания презентации “Игра-лабиринт для 5-го класса по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей””.
- Слайд 1 – название презентации.
- Слайд 2 – правила игры.
- Для быстроты создания слайды копируются и меняются лишь числовые значения и ссылки.
- Слайд 16 – тупик.
- Слайд 17 – поздравление.
Номер слайда |
Задача |
Варианты ответов |
3 | 1 | а б в г |
4 5 6 7 |
2.1 2.2 2.3 2.4 |
а б в г а б в г а б в г а б в г |
8 9 10 11 |
3.1 3.2 3.3 3.4 |
а б в г а б в г а б в г а б в г |
12 13 14 15 |
4.1 4.2 4.3 4.4 |
а б в г а б в г а б в г а б в г |
Связь между слайдами осуществляется с помощью управляющих кнопок, для которых устанавливаются следующие гиперссылки:
а) правильная цепочка: 3б – 4г – 8г – 12а – 17 (т.е. при ответе (б) на слайде 3 происходит переход на слайд 4, при ответе (г) на слайде 4 происходит переход на слайд 8, при ответе (г) на слайде 8 происходит переход на слайд 12, при ответе (а) на слайде 12 происходит переход на слайд 17);
б) неправильные цепочки – все остальные. Гиперссылки для каждого варианта ответа устанавливаются произвольно с этапа на этап. Единственное условие – не ссылаться на слайды правильной цепочки!
В данной презентации осуществлены следующие связи (если у номера слайда не указан вариант ответа, то связи установлены одинаковые для всех кнопок):
3а – 5 | 4а – 9 | 8а – 13 | 12б – 16 |
3в – 6 | 4б – 10 | 8б – 14 | 12в – 16 |
3г – 7 | 4в – 11 | 8в – 15 | 12г – 16 |
5 – 9 – 13 – 16 | |||
6 – 10 – 14 – 16 | |||
7 – 11 – 15 – 16 |
Данную презентацию довольно просто изменить ещё, как минимум, на три варианта. Для этого достаточно:
- на слайде 3 поменять задачу первого этапа,
- выбрать правильную цепочку, например 3 – 5а – 9б – 13б - 17,
- установить выход всех неправильных цепочек на слайд 16.
Учитель: А сейчас наступает время игры-лабиринта. Те, кто из вас смогут выйти из него, получите в награду оценку “5”. Кто заблудится и до конца урока так и останется внутри лабиринта, у того будет возможность ещё раз попытать своё счастье, но для этого придётся дома укрепить свои знания по теме нашего урока.
Правила игры:
- В каждом задании даны четыре варианта ответов, из которых нужно, по Вашему мнению, выбрать правильный, щёлкнув левой кнопкой мыши на значке рядом с этим ответом. Предварительно необходимо записать этот ответ на листе бумаги.
- Всего в лабиринте 4 этапа. Если все этапы были пройдены верно, то при выборе последнего ответа появится сообщение об успешном прохождении по лабиринту, иначе Вам придётся вернуться к первой задаче и начать всё заново.
- Назначение управляющих кнопок:
— переход к следующему заданию.
Рисунок 1
— возвращение на страницу с правилами игры.
Рисунок 2
В конце урока проводится подведение итогов игры, выявляются лучшие игроки, выставляются оценки.