Интегрированный урок в 5-м классе "музыка + информатика"

Разделы: Информатика


Тема: “Пейзаж в музыке. Создание орнамента в графическом редакторе Paint”

Цель:

1. Музыка

- через восприятие музыкальных произведений научиться вызывать зрительные ассоциации и излагать в виде рисунка;

- продолжать работу над хоровыми певческими навыками;

- развивать музыкально-эстетический вкус, творческие способности.

2. Информатика

- закрепить навыки рисования в графическом редакторе с использованием основных геометрических фигур.

Образовательные задачи урока музыки: знакомить учащихся с музыкой П.Чайковского и А.Вивальди.

Развивающая цель урока информатики: развитие познавательного интереса к предмету через музыкальное восприятие, формирование навыков применения правильной терминологии по предмету, умение строить аналогии.

Воспитательные задачи:

1. Музыка

- воспитывать духовно-эстетические ценности учащихся.

2. Информатика

- создание в классе творческой обстановки, привитие интереса к предмету, приобщение учащихся к современным технологиям.

Практические умения на уроках информатики

Учащиеся должны уметь и научиться:

  1. настраивать главное и контекстное меню;
  2. строить окружности, линии, ломанные;
  3. удалять рисунок;
  4. ориентироваться в настройке основных объектов, используя Строку меню, Панель инструментов.

Тип урока и его структура: интегрированный урок.

МАТЕРИАЛЫ:
Компьютер, альбомный лист, тетрадь, карандаш, ластик.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:

“Времена года”, композитор А. Вивальди
" Времена года", композитор Чайковский Ф.И.

  • Январь " У камелька"

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

  • Число, месяц
  • Тема урока
  • Репродукции
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Проектор и экран

Эпиграф (запись на доске)

Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Г. Гессе

Звучит музыка “Времена года” А. Вивальди.
Учащие входят под музыку, готовятся к уроку.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителей музыки и информатики.

Сегодня у нас необычный урок. Урок музыки и информатики тесно переплетёт между собой эти две важные науки. Сочетание музыки и литературы, музыки и ИЗО, музыки и МХК встречается довольно таки часто. И сегодня, ребята, вы первооткрыватели нового сочетания “Музыка-Информатика”, и мы думаем, что таких уроков должно быть больше.

Эпиграф урока мы выбрали не случайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

Ответ ребят.

Учитель музыки объявляет тему и цель урока.

Учитель информатики: Любые оттенки нот и мелодий мы попробуем отразить в виде рисунка в графическом редакторе Paint. Тема, цель.

II. Учитель музыки: Музыка - один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением мира. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатленные на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века.

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П.Чайковского “Времена года”. Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Тема времён года, их отражение в природе - основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Мы с вами сегодня прослушаем пьесы на зимнюю тему. После того как вы прослушаете, мне будет интересно услышать ваши ассоциации. Какие картины природы у вас возникнут?

III. Слушание: П.Чайковский “Времена года”.

IV. Дети рассказывают свои ассоциации по услышанному.

ЗАРЯДКА

Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,
Будто ты- весёлый мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

МОЖНО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ПРОВЕСТИ РАЗМИНКУ

Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке
Семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов,
В каждом пироге семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было старичков?

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ.

V. Информатика.

Повторение в виде фронтального опроса:

-Как открыть файл?
-Как нарисовать линию, окружность, прямоугольник, квадрат?
-Как залить фигуру?
-Как удалить деталь, фрагмент?

Опрос проводится в форме беседы и обсуждения готового рисунка. Детально рассматриваются через проектор фрагменты рисунка. Определяем элементы, которые копировались. Выясняем, какие инструменты использовались при создании этого рисунка (Рисунок1).

В ходе повторения рассматривается логическая задача (Рисунок 2)

Обсуждение рисования фрагментов:

- снеговик;
-елка;
- зимнее дерево;
-горка.

Давайте попробуем, используя буфер обмена, получить зимний пейзаж или новогодний рисунок с орнаментом. (учащиеся работают под музыку “Времена года” А.Вивальди)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы - улыбнемся.
Глазки опустим мы - улыбнёмся.
Глазки влево повернём - улыбнёмся.
Глазки вправо повернём-
И работать мы начнём.

VI. Распевка “Два кота”.

VII. Пение: “Под Новый год” - разучивание. Резерв “Праздничная песенка”.

VIII. Дом. задание : новую песенку учить вместе с пением.

IX. Итог: Выставление оценок за активную работу на уроке. Рефлексия.

Ребятам выдаются фигурки. По окончании урока они поднимают их вверх или оставляют на столе у учителя или гостей. По ним видно, какое настроение осталось у ребят после проведения этого урока.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5