Конспект урока во 2-м классе по курсу "Окружающий мир". Тема: "Погода и климат"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих погодных явлений.

Оборудование:термометр, карта, глобус, рисунки различных погодных явлений и сезонов года.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Рисунок1

Рисунок 2

Человек, одетый
по-летнему, идет на пляж

 

Рисунок 3

- Куда посоветуем отправиться человеку?

Если любит жару, то ближе к экватору на обоих полушариях. Если жара не для него, то он должен выбрать место отдыха в Южном полушарии - там сейчас весна, а скоро и лето наступит. Южное полушарие ближе к Солнцу.

- А любителям жары и солнечного света посоветуем куда отправиться?

Самая жаркая точка - в Африке. У карты.

- Покажите, ребята, где живут люди, которые не могут кататься на лыжах, санках как мы?

Не испытывают радости зимних игр жители жаркого пояса. Там вечное лето.

- Ребята, а где самые трудные условия жизни для растений и животных? И объясните почему?

В холодном поясе - очень холодно. Солнечные лучи не согревают землю, они ведь только скользят по поверхности. Полгода - ночь, а полгода - день. Трудно добывать пищу, прятаться, а для растений почва нужна.

- А где холоднее, на Северном полюсе или на Южном?

Очень холодно в Антарктиде. У карты.

2. Новый материал

В трусах на прогулку выходит Фома

- Ребята, посмотрите, что такое?

- Почему мальчик так одет?

- По сезону ли он одет?

- Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?

Не узнал температуру воздуха; не посмотрел в окно и не увидел, что за окном снег; он не знал погоду...

- А что такое погода?

- Кто слушал по радио о погоде? По телевизору.

Это дождь, снег, тепло, холодно, ветер.

- Правильно, ребята! Все, что вы назвали - это есть атмосферные явления.

АТМОСФЕРА - новое слово.

-Что такое атмосфера? Как вы думаете?

Ответы детей...

Атмосфера

Атмосфера (воздушная оболочка) - "теплое одеяло" защита планеты.

Работа с учебником (Стр 46.)

Чтение. Выбор главного. Ученики должны подчеркнуть, что прочитали про атмосферу.

- Атмосфера - слои, состоящие из различных газов.

- Попробуем разобраться в атмосферных явлениях. Справимся?

Облака, ветер, оадки, температура

Облака, ветер, оадки, температура.

- Ребята, объясните, почему летом тепло, а зимой холодно?

Солнце поднимается высоко над горизонтом, лучи нагревают воздух хорошо. А зимой солнце низко над горизонтом, лучи слабо нагревают воздух - холодно.

- Все верно, ребята, а чтобы точно сказать, какая температура воздуха, нужно ее измерить. Кто знает как?

Нужен термометр - прибор.

- Шкала на термометре и трубка с жидкостью - главные части.
(Стр. 46, подчеркнуть о термометре.)

О границе тепла +, холода – .

Практическая работа.

Стр.47. № 1. Комментарий.

Жидкость в термометре опустилась ниже 0 на 20°.
Холодно -20° мороза. В комнате пьют горячий чай.
Жидкость в термометре поднялась выше 0 на 20°.

По третьей картинке вывод сделать дома.

- Так что надо сделать, чтобы правильно одеться на улицу?

Посмотреть на термометр.

- Только ли термометр может подсказать нам?

- Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр покажет нам?

- Ведь не всегда выходя из дома мы ориентируемся по показаниям термометра?

Термометр показал тепло, а без лёгкой куртки не выйдешь, иногда нужен зонт.

- Правильно. Обязательно надо знать какой ветер дует. А как догадаться, что на улице ветер?

Ветки деревьев, пыль, дым.

Ветер

- А что такое ветер? Можно его увидеть?А почему?

Чувствуем, но не видим.

Опыт с вертушкой

- Что мы не можем увидеть?

Мы не видим газообразное вещество.

- Что движет нашу вертушку?

Вертушку движет воздух, т. к. он занимает всю комнату.

- Из чего состоит воздух?

Он состоит из газов.

- Каким бывает воздух?

Тёплый, холодный.

- Куда стремится тёплый воздух?

Он лёгкий и поднимается вверх.

- А на его место...?

Это место заполняет холодный воздух т.к. он тяжелее.

Опыт "Веер"

Стр.47. Как Миша объяснил это явление Лене?

- Ветер с моря несет много влаги? Осадки. А почему?

Круговорот воды.

Круговорот воды.

- Какие осадки мы наблюдаем?

Летом, осенью, зимой - дождь, нужен зонт, сапоги, плащ. Зимой - снег.

- А из чего падают осадки? На каком "транспорте" они передвигаются?

- Ветер - это та сила, которая движет по небу ... что?

Тучи, облака.

- Что сначала образуется? Облака или тучи?

Кучевые, слоистые, перистые облака.

Кучевые, слоистые, перистые облака.

- Очень интересно, ребята, что моряки в открытом море, увидев облака, знают, что скоро будет земля.

Моряки в море по облакам определяют
приближение берега.

Моряки в море по облакам определяют приближение берега.

- Мы разобрали все атмосферные явления.

- И пришло время узнать тему нашего урока. Она называется...

Погода и климат

Видеоролик "Интервью".

Стр. 49. Подчеркнуть погода ... Календарь погоды №6 стр.49.

- Итог.

Домашнее задание: Как можно больше прочитать о климате.