Цель: научить различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих погодных явлений.
Оборудование:термометр, карта, глобус, рисунки различных погодных явлений и сезонов года.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Рисунок1 |
Рисунок 2 |
Человек, одетый по-летнему, идет на пляж
Рисунок 3 |
- Куда посоветуем отправиться человеку?
Если любит жару, то ближе к экватору на обоих полушариях. Если жара не для него, то он должен выбрать место отдыха в Южном полушарии - там сейчас весна, а скоро и лето наступит. Южное полушарие ближе к Солнцу.
- А любителям жары и солнечного света посоветуем куда отправиться?
Самая жаркая точка - в Африке. У карты.
- Покажите, ребята, где живут люди, которые не могут кататься на лыжах, санках как мы?
Не испытывают радости зимних игр жители жаркого пояса. Там вечное лето.
- Ребята, а где самые трудные условия жизни для растений и животных? И объясните почему?
В холодном поясе - очень холодно. Солнечные лучи не согревают землю, они ведь только скользят по поверхности. Полгода - ночь, а полгода - день. Трудно добывать пищу, прятаться, а для растений почва нужна.
- А где холоднее, на Северном полюсе или на Южном?
Очень холодно в Антарктиде. У карты.
2. Новый материал
- Ребята, посмотрите, что такое?
- Почему мальчик так одет?
- По сезону ли он одет?
- Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?
Не узнал температуру воздуха; не посмотрел в окно и не увидел, что за окном снег; он не знал погоду...
- А что такое погода?
- Кто слушал по радио о погоде? По телевизору.
Это дождь, снег, тепло, холодно, ветер.
- Правильно, ребята! Все, что вы назвали - это есть атмосферные явления.
АТМОСФЕРА - новое слово.
-Что такое атмосфера? Как вы думаете?
Ответы детей...
Атмосфера (воздушная оболочка) - "теплое одеяло" защита планеты.
Работа с учебником (Стр 46.)
Чтение. Выбор главного. Ученики должны подчеркнуть, что прочитали про атмосферу.
- Атмосфера - слои, состоящие из различных газов.
- Попробуем разобраться в атмосферных явлениях. Справимся?
Облака, ветер, оадки, температура.
- Ребята, объясните, почему летом тепло, а зимой холодно?
Солнце поднимается высоко над горизонтом, лучи нагревают воздух хорошо. А зимой солнце низко над горизонтом, лучи слабо нагревают воздух - холодно.
- Все верно, ребята, а чтобы точно сказать, какая температура воздуха, нужно ее измерить. Кто знает как?
Нужен термометр - прибор.
- Шкала на термометре и трубка с жидкостью -
главные части.
(Стр. 46, подчеркнуть о термометре.)
О границе тепла +, холода – .
Практическая работа.
Стр.47. № 1. Комментарий.
Жидкость в термометре опустилась ниже 0 на 20°.
Холодно -20° мороза. В комнате пьют горячий чай.
Жидкость в термометре поднялась выше 0 на 20°.
По третьей картинке вывод сделать дома.
- Так что надо сделать, чтобы правильно одеться на улицу?
Посмотреть на термометр.
- Только ли термометр может подсказать нам?
- Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр покажет нам?
- Ведь не всегда выходя из дома мы ориентируемся по показаниям термометра?
Термометр показал тепло, а без лёгкой куртки не выйдешь, иногда нужен зонт.
- Правильно. Обязательно надо знать какой ветер дует. А как догадаться, что на улице ветер?
Ветки деревьев, пыль, дым.
- А что такое ветер? Можно его увидеть?А почему?
Чувствуем, но не видим.
Опыт с вертушкой
- Что мы не можем увидеть?
Мы не видим газообразное вещество.
- Что движет нашу вертушку?
Вертушку движет воздух, т. к. он занимает всю комнату.
- Из чего состоит воздух?
Он состоит из газов.
- Каким бывает воздух?
Тёплый, холодный.
- Куда стремится тёплый воздух?
Он лёгкий и поднимается вверх.
- А на его место...?
Это место заполняет холодный воздух т.к. он тяжелее.
Опыт "Веер"
Стр.47. Как Миша объяснил это явление Лене?
- Ветер с моря несет много влаги? Осадки. А почему?
Круговорот воды.
- Какие осадки мы наблюдаем?
Летом, осенью, зимой - дождь, нужен зонт, сапоги, плащ. Зимой - снег.
- А из чего падают осадки? На каком "транспорте" они передвигаются?
- Ветер - это та сила, которая движет по небу ... что?
Тучи, облака.
- Что сначала образуется? Облака или тучи?
Кучевые, слоистые, перистые облака.
- Очень интересно, ребята, что моряки в открытом море, увидев облака, знают, что скоро будет земля.
Моряки в море по облакам определяют приближение берега.
- Мы разобрали все атмосферные явления.
- И пришло время узнать тему нашего урока. Она называется...
Погода и климат
Видеоролик "Интервью".
Стр. 49. Подчеркнуть погода ... Календарь погоды №6 стр.49.
- Итог.
Домашнее задание: Как можно больше прочитать о климате.