Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель

Закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе. Закрепить умение оказывать элементарную первую помощь, развивать способности к объективной самооценке, к достижению самостоятельности и уверенности. Способствовать развитию осторожности и осмотрительности. Развивать логическое мышление и память, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Предварительная работа

Рассматривание электроприборов, разгадывание загадок про острые, колющие, режущие предметы, рисование “Закрась огонек на светофоре”, чтение сказки Шарля Перро “Красная Шапочка”, К.И.Чуковского “Путаница”, “Айболит”, “Тараканище”, дидактическая игра “Окажи первую помощь” (по стрелкам), решение логических заданий – “В какой корзине больше съедобных грибов”, аппликация “Телефоны служб спасения”, сюжетно-ролевые игры “Дом”, “Семья”, “Больница”, прослушивание в грамзаписи сказки “Кошкин дом”, психогимнастика “Ты видишь, как сверкает гром и гремит молния”, викторина по сказкам К.И. Чуковского (с вопросами по правилам безопасности).

Подготовка к занятию

Изображение Беды и Неприятности на ватмане, картинки с изображением острых, колющих и режущих предметов, большой конверт с загадками об электроприборах, задание на карточках для каждого “Какой электроприбор не выключен?”, песня Красной Шапочки (фонограмма), карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов, плакат “Лекарственные растения”, йод, зеленка, вата, сумка с предметами новогодней пиротехники: хлопушка, бенгальский огонь; телефон, костюм милиционера, звуковой руль с милицейской сиреной, карточки с телефонами служб спасения, изображение дороги, светофор – игрушка, светофоры для аппликации с разными кружками, картинка “Дети на речке” с не закрашенными шапочками (карточки), стог сена, дом, машина, кустарник, одиноко стоящее дерево, река, коробок спичек, шоколадные медальки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что такое правила безопасности? (Выслушиваю ответы детей). Все вы правы, это когда ведешь себя так, чтобы не случилось неприятностей или беды. (Читаю авторские стихи):

Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Сейчас отправимся мы в путь,
В страну, где правила живут.

Чтобы туда попасть, надо сказать волшебные слова:

Знаем правила мы все,
Мы уверены в себе.
Там, куда мы попадем,
Вместе мы не пропадем.

Закройте глаза, хлопните 3 раза в ладоши, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, оглядываемся, замечаем картину с изображением пустого ящика для инструментов, пустого столового ящика, пустой шкатулки и игольницы.

Дидактическое упражнение “Назови и разложи по местам”

Ребята, покажите, назовите и разложите правильно предметы, по своим местам. Почему они опасны? Как ими правильно пользоваться?

Ребята, мы с вами попали в страну Правил Безопасности. А это кто? (Рассматриваем и читаем имена под картинками: Беда, Неприятность). Они вам нравятся, ребята? Расскажите мне про них (дети описывают детали костюмов, мимику, жесты…, передают свое отношение). К сожалению, ребята, они могут ожить, если мы забудем или нарушим правила безопасности.

Наше внимание привлекает большой конверт, где нарисованы улыбающиеся лица детей, изображение рябинки и номер сада 32. Это письмо прислали нам, значит, мы можем его открыть и прочитать. В конверте находятся загадки про электроприборы.

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор.)

Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос.)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу. (Самовар.)

Плывет пароход,
То назад, то вперед. (Утюг.)

Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон.)

А теперь сядьте и, пожалуйста, проверьте на своих карточках, какой электроприбор не выключен. Что надо обязательно сделать, когда погладили одежду, посмотрели телевизор, послушали магнитофон? (Выслушиваю ответы детей). Правильно, нужно выключить электроприбор. Что может случиться, если потянуть за провод или засунуть в розетку пальчик или другой предмет? (Ударит током, может возникнуть пожар).

Звучит песенка Красной Шапочки. Выставляю на приготовленную поляну игрушки Красной Шапочки и Волка. Инсценировка встречи Красной Шапочки и Волка. Беседа:

- Знакома ли Красная Шапочка с Волком? Можно ли разговаривать с тем, кого не знаешь? Что может случиться? (Ответы детей).

- Ты поняла, Красная Шапочка, что сказали дети? Нельзя разговаривать с незнакомыми на улице и рассказывать им о себе! (Волк убегает).

- Красная Шапочка, что у тебя в корзиночке?

- Грибы и ягоды. Я собрала их для бабушки.

- Ребята, какие бывают грибы и ягоды? Съедобные и ядовитые. Поможем Красной Шапочке: съедобные грибы и ягоды отдадим ей, а ядовитые оставим на поляне. Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые растения? Правильно, ими лечатся лесные обитатели.

Дидактическая игра “Съедобное - несъедобное”. (Классифицируют карточки с изображением съедобных и ядовитых ягод, грибов).

Красная Шапочка благодарит ребят и уходит к бабушке.

- Давайте вспомним, ребята, как себя вести, если вы вдруг потерялись? (Ответы детей).

Авторская физминутка “Я однажды потерялся”

Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Побежал налево я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.

Слышится хрюканье, повизгивание. Появляется Хрюша (игрушка), плачет. Дети интересуются: - Что случилось?

- Мы играли со Степашкой в догонялки, я побежал за ним и упал, у меня ссадина на коленке. У-у-у, больно!

- Ребята, чем мы можем помочь Хрюше? (Игровое упражнение “Окажи первую помощь при ссадине”. Выберите из предметов - йод, вата, шприц, зеленка, градусник, таблетки, бинт - те, которые необходимы).

- А листочки каких растений лечат ссадины и царапины? (Ответы детей). Чтение стихотворения “Подорожник” А. Деружинского:

По дороге там и тут подорожники растут.
Подорожник-горемыка весь истоптан, посмотри-ка.
Низко стелется у ног, пожалей его, дружок.
Сам страдалец, он не прочь и чужой беде помочь.
Может верно послужить, если кто поранится.
Стоит листик приложить - ранка и затянется.

- А где же Степашка? Степашка кричит:“Я здесь. Идите сюда, я нашел пакет. Он новогодний, наверно там подарок. Ура, делим на всех!”

- Подожди-подожди, Степашка. Это твой пакет? Нет. (Спрашиваю гостей, ребят - ничей). И не мой тоже. Что же делать, ребята? (Предложения детей, подведение к выводу, что нужно позвонить в службу 02). Кто позвонит? Кто объяснит, в чем дело? (При вызове обращать внимание на грамотность, помогать. Например: "Меня зовут Катя. Я нахожусь в детском саде “Рябинка”, улица Юбилейная, дом 9. Мы нашли незнакомый пакет. Приезжайте к нам").

Звук сирены. Входит милиционер (взрослый). Осторожно берет пакет, прислушивается, заглядывает и достает предметы новогодней пиротехники (хлопушку, бенгальский огонь). Как же они тут оказались? (Ответы детей). Хорошо, что не взяли чужой пакет, там могло оказаться что-нибудь опасное для здоровья и даже жизни.

- Кстати, ребята, а этими предметами вам можно пользоваться самостоятельно?

Милиционер - воспитателю: “Какие они у вас уже большие и умные”. Воспитатель: “Спасибо!”.

- Что, ребята, вам показать? Хлопушку или бенгальский огонь? (Показ действий с выбранными предметами).

Милиционер: “Ребята, а какие еще номера телефонов служб спасения вы знаете? (Если пожар - 01, если кому-то плохо - 03. Дети называют). Молодцы! До свиданья. Если что-нибудь еще случится, вызывайте, всегда поможем (уходит, слышится сигнал машины).

Степашка с Хрюшей тоже прощаются и уходят.

Обращаю внимание детей на картинку со светофором на улице.

- Можно ли сейчас переходить дорогу? (Горит красный свет). Почему нельзя, объясните. На свои светофорчики наклейте “огонек” такого цвета, когда машины стоят, а пешеходы идут.

Индивидуальная работа детей “Наклеим светофор”.

Вот теперь можно переходить дорогу, горит зеленый свет.

Перешли на другую сторону.

- Посмотрите, ребята, это речка. Ребенок читает стихотворение “Перекупался” А.Деружинского:

У Артемки губы сини,
Кожа сделалась гусиной,
Но не вытащит сестра
Из реки его с утра.
- Вылезай, пора одеться!
А не то отцу скажу!
- Я и так могу согреться…
Если сильно подрожу.

- Ребята, покажите, как замерз Артемка и дрожит. Психогимнастика “Перекупался”.

Купаться, плавать, загорать полезно для здоровья, если соблюдать правила безопасности. Рассмотрите картину “На речке” и раскрасьте шапочки детей, которые ведут себя правильно красным цветом, а неправильно - синим. Посчитайте, каких шапочек больше: красных или синих?

Слышны раскаты грома (фонограмма). Дети читают стихотворение “Гроза” В. Приходько:

Из-за леса темная,
Грозная, огромная,
Выплыла, сверкая
Туча грозовая.
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом,
Точно камни кучей
Покатились с кручи.
Налетел нежданно
Ветер ураганный,
Прошумел сердито
И ушел на жито.
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона,
В лужах утопился,-
Тут и прекратился.
Старенькие ели
Вдруг позеленели.
В лужицах - оконцах
Заиграло солнце.

- Ребята, куда надо прятаться от грозы? Подвижная игра “Спрячься от грозы”. Картинки с изображением стога сена, автобуса, дома, кустарника, реки, одинокого дерева лежат на стульях или полу, при повторении игры незаметно их меняют местами.

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила безопасности, старались правильно выполнять задания, поэтому Беда и Неприятность не ожили и не пришли к нам. Пора нам возвращаться в детский сад. Помните волшебные слова? Повторяйте их за мной:

Есть правила на свете -
Должны их знать все дети.
В обратный путь поторопись,
В саду “Рябинка” очутись!

Закрываем глаза, хлопаем в ладоши, поворачиваемся вокруг себя. Мы в детском саду.

Читаю авторские стихи:

Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.

Всем ребятам вручаются призы - шоколадные медальки.

КВН “Красный, желтый, зеленый”

(средняя группа)

Цель

Привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей знаний о назначении светофора и его сигналов, о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном…), о двух знаках дорожного движения (подземный и пешеходный переход); вызвать желание действовать дружно, сообща, чувство переживания за близких людей, спортивный интерес, подарить детям радость общения с родными, их присутствия и внимания.

Подготовка

Картинки на классификацию транспорта, дорожные знаки (подземный и пешеходный переходы), фломастеры и ватман, 2 кроссворда; игрушки для конкурсов: машинки, кегли, велосипеды, строитель; подбор стихов и песен по теме; оформление зала, светофор.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы встретились, чтобы вместе поиграть и пообщаться. Тема нашего КВНа - Красный, Желтый, Зеленый. Дорогие зрители, вы также участники нашей игры, поэтому будьте внимательны, мы не раз обратимся к вам за помощью. Знакомьтесь, это наше доброе чуткое жюри. А это наши команды, встречаем. Команды “Чебурашка” и “Антошка”.

Задание 1. Вспомнить и спеть песни о любом виде транспорта.

Задание 2. Игровое упражнение “Что лишнее” на классификацию транспорта. Каждой команде показывается картинка.

Задание 3. “Нарисуйте светофор” (каждый участник команды бегает, рисует часть светофора).

Ведущий: У светофора окошечка три,

При переходе на них посмотри.

Ребенок 1 (в шапочке с красным сигналом)

Если в окошке красный горит,
“Стой! Не спеши!” - он говорит
Красный свет - идти опасно!
Подожди, постой немножко!
Не рискуй собой напрасно!

Ребенок 2 (в шапочке с желтым сигналом)

Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко.

Ребенок 3 (в шапочке с зеленым сигналом)

Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зеленый свет зажегся вдруг -
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шоферам и прохожим.

Появляется Большой Светофор (взрослый в костюме).

Задание 4. Кроссворд “Светофор”

Команде “Чебурашка”

  1. Воздушный вид транспорта.                                                             (Самолет).
  2. 2-х или 3-х колесное транспортное средство.                                (Велосипед).
  3. Свет светофора, когда машины стоят.                                           (ЗЕленый).
  4. Свет светофора посередине.                                                     (ЖелТый).
  5. Проезжая часть улицы.                                                              (ДорОга).
  6. Водитель автомобиля.                                                                (ШоФёр).
  7. Ветер по морю гуляет и … подгоняет.                                         (КОраблик).
  8. Пешеходная часть дороги, приподнятая над проезжей частью.(ТРотуар).

Команде “Антошка”

  1. 2-х или 3-х колесное транспортное средство.      (ВелоСипед).
  2. Вид транспорта, для которого не нужны рельсы.      (АВтобус).
  3. Животное, которым назвали пешеходный переход.(ЗЕбра).
  4. Пешеходная часть дороги, улицы.                                  (Тротуар).
  5. Проезжая часть улицы.                                             (ДорОга).
  6. Водитель автомобиля.                                               (ШоФёр).
  7. Бывает подземный, надземный и наземный.     (ПерехОд).
  8. Свет, при котором нельзя переходить дорогу.           (КРасный).

Ведущий: Пока команды разгадывают кроссворды, мы со зрителями отгадаем загадки про транспорт.

Задание 5 (капитанам): “Что означает этот знак?” (Подземный и пешеходный переходы).

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Вместо ног - два колеса
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)

Летит, как стрела,
Жужжит, как пчела.
(Самолет)

Гордо по морю плывет
Белоснежный …
(Пароход)

Задание 6. Конкурсы “Поездка с препятствиями” (ребята едут на велосипедах, объезжая кегли); “Перевозка грузов” (участники команд перевозят стройматериал); “Чей автобус проедет дальше” (с импровизированной горки команды пускают свой автобус).

Задание 7. “Определить какой свет горит” (команды показывают картинку или инсценировку друг другу).

Пока команды готовятся к этому заданию, со зрителями проводится игра.

Игра со зрителями “Будь внимателен” (хлопать в ладоши тогда, когда ведущий называет водный вид транспорта).

Задание 8. Вопросы взрослым членам команд (родителям).

  1. Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
  2. По чему часто ходят пешком? (По лестнице).

Ребенок:

По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Ведущий: Спасибо всем за участие. А теперь послушаем, что нам скажет жюри.

Ведущий: Молодцы, победила дружба! А сейчас участникам и зрителям вручат сладкие призы (раздаются конфеты).

- До свидания, до новых встреч!