Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Разделы: Биология, Классное руководство


“Атмосфера – воздушная оболочка Земли”.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • Образовательные: создать условия для усвоения понятия “облака”, для выявления причинно-следственных связей на примере явлений, происходящих в атмосфере.
  • Развивающие: начать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, продолжить развитие умения выделять главное при работе с текстом учебника.
  • Воспитательная: продолжить формирование устойчивого интереса к приобретению знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

Мотивация и целеполагание

  • Учитель объявляет тему и предлагает ответить на вопрос: “О каких явлениях, происходящих в атмосфере, вам хотелось бы узнать?” По результатам ответов подводит к цели урока о начале формирования устанавливать причинно-следственные связи.
  • На доске открывается схема: ПРИЧИНА > СЛЕДСТВИЕ
  • Учащиеся приводят приметы, опираясь на жизненный опыт.

Изучение нового материала, осознание и осмысление осуществляется параллельно фронтальной и самостоятельной работы.

  • Фронтальная беседа:

Как образуются облака?
Из чего состоят облака?
Откуда появляются капли воды?
Почему происходит охлаждение воздуха?
Какова причина образования облаков?

  • На доске выстраивается логическая цепочка, ученики записывают в тетрадь:
температура
понижается
водяной пар
охлаждается
облака
  • Учитель работает над формированием понятия “облака”, учащиеся записывают в тетрадь (скопление водяных капель и кристалликов льда).
  • Учитель обращает внимание на цепочку, где следствие одной причины может быть самой причиной. Впереди цепочки ставит знак вопроса и предлагает дома подумать над причиной понижения температуры.
  • Фронтальная беседа:
    Как водяной пар попадает на высоту?
    Какой воздух будет подниматься вверх: теплый или холодный?
    Что произойдет, когда теплый воздух поднимется?
    Почему происходит этот процесс?
        Выявляется причина образования ветра:

 

  • Одна причина может привести к разным следствиям.
    Учащиеся самостоятельно записывают 3 – 4 следствия.
  • Учитель выслушивает ответ и просит привести примеры такой цепочки по ранее изученному материалу.
  • На доске открывается схема; учащиеся, используя учебник стр. 73, первый абзац, заполняют ее.

Гроза: молния (электрический разряд)

Первичное закрепление

  • Учитель предлагает ответить на вопрос: “Почему зимой на побережье тепло, а на суше холодно?” На доске написана схема с неправильно расположенными звеньями, ученики в тетрадях выстраивают звенья в логической последовательности:
Долго отдает тепло.
Зимой на побережье тепло.
Море нагревается медленно.
  • Учитель предлагает самостоятельно записать ответ в виде логической цепочки на вторую часть вопроса (почему на суше зимой холодно?)

Домашнее задание:
Обязательное: изучить стр. 72 – 72, ? (см. тетрадь).
Дополнительное: (на выбор)

  • составить как можно более длинную цепочку ПСС по теме “Атмосфера”;
  • используя дополнительную литературу, составить цепочку ПСС интересующего вас явления атмосферы.

Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос: “Достигнута ли цель урока?” и определить пути достижения цели.

    Формирование многих интеллектуальных умений требует значительных затрат учебного времени. К сожалению, на уроках не всегда находится возможность для отработки некоторых приемов, т.к. учитель во многом ограничен рамками программы. Поэтому в школе мы пришли к необходимости проведения тренинговых занятий, которые могут проводиться на основе пособия “Кристалл” или коррекционные занятия по итогам диагностических работ на классных часах.

Коррекционный тренинг по формированию умения устанавливать причинно-следственные связи

Цель занятия: провести коррекцию умений по составлению причинно-следственных связей (ПСС) на основе диагностической работы.

Тип занятия: коррекционный тренинг.

Форма занятия: классный час.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: тексты (для каждого), набор заданий (1 на парту).

Ход занятия:

  • На доске написано:

прямые – обратные
линейные – разветвленное
короткие – длинные

Учитель определяет тему и цель занятия (откорректировать умения составлять ПСС).

  • На доске написано стихотворение:
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала,
Лошадь захромала – командир убит,
Конница разбита – армия бежит,
Враг вступает в город, пленных не щадя,
От того, что в кузнице не было гвоздя

    Учащиеся читают стихотворение, составляют цепочку ПСС.
Учитель заслушивает варианты, задает вопрос: “Какая неточность есть в стихотворении?” (хромая лошадь не обязательно будет являться причиной гибели командира).

  • Учащиеся читают текст:

    Одной из экологических проблем является потепление климата, связанное с парниковым эффектом. В парниках тепло удерживают пленка или стекло. В атмосфере эту роль играют некоторые газы. Парниковым эффектом обладает углекислый газ, который в больших количествах образуется при сжигании топлива. Еще сильнее удерживают тепло фреоны, которые используются в холодильниках и аэрозольных баллонах. В последнее время содержание парниковых газов в атмосфере значительно увеличилось. Уже в ближайшие 20 – 30 лет температура может увеличиться на 2 – 3 градуса. Растают ледники, повысится уровень мирового океана, и вода затопит огромные площади суши. В засушливых районах возможно опустынивание – превращение плодородных земель в бесплодные пустыни. В районах с вечной мерзлотой при потеплении климата могут разрушиться газопроводы, здания, дороги. Парниковый эффект может иметь и положительные последствия. Увеличение количества углекислого газа, осадков и тепла улучшит условия роста растений и повысит урожайность многих сельскохозяйственных культур. Но все же отрицательные последствия парникового эффекта значительно сильнее, поэтому данная экологическая проблема требует решения. Необходимо уменьшить выбросы в атмосферу газов, создающих парниковой эффект углекислый газ поглощают зеленые растения, поэтому важно не допускать уменьшения площади лесов. В будущем планируется замена ископаемого топлива на экологически чистые виды. Все эти мероприятия позволят снизить содержание парниковых газов в атмосфере и не допустить глобальной экологической катастрофы.

1) заканчивают цепочку:


2) продолжают цепочку как можно дальше;

3) заполняют схему:

4) опираясь на текст, составляют свою цепочку.

  • Учитель возвращается к написанным на доске видам ПСС и просит привести примеры каждого вида связей, составленных на уроке цепочек.
  • Ученики читают задание, разложенное на партах, и восстанавливают последовательность событий (задания разрезанные).

Задание:

    Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.

  1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
  2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
  3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
  4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготавливают из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
  5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
  6. Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
  7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.
  8. Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.
  9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.

(2 – 5 – 1 – 8 – 9 – 3 – 6 – 7 – 4)

  • На доске написаны слова, из которых учащиеся составляют выражение.
являемся
прошлого
будущего
причиной
мы
все
и
результатом.

(Все мы являемся результатом прошлого и причиной будущего.)
Дохматская, реж. док. фильмов

Желаю вам быть хорошим результатом прошлого
и достойной причиной будущего!