Цели:
создать условия для учащихся для повышения
познавательного интереса к предмету через
игровую деятельность;
систематизировать и обобщить знания по разделам:
“Устройства компьютера”, “История развития
вычислительной техники”, “Единицы измерения
информации”.
Оборудование: круг, разделенный на
6 цветных секторов, включающих по 5 заданий (на
каждом пронумерованном задании прикреплена
канцелярская скрепка); перечень секторов;
карточки с заданиями; грамоты; призы.
Доска: круг, перечень секторов.
Красный сектор – ребусы;
Синий сектор – логика;
Желтый сектор – ассоциации;
Зеленый сектор – загадки;
Белый сектор – задачи;
Коричневый сектор– продолжи ряд.
Участники: две команды по 6-7
человек (может участвовать 3, 5 команд).
Ход игры:
Предварительная работа: формирование
команд.
Вступительное слово: - Ребята, сегодня
вам предлагается поиграть в игру “Круговой
сектор”, которая позволит вам вспомнить понятия,
встречающиеся в курсе информатики. Перед вами
круг, разделенный на 6 цветных секторов. Каждый
сектор обозначает определенный раздел, в котором
содержатся 5 вопросов.
- Каждый участник команды по очереди
называет цвет сектора и номер задания, например,
красный 2. С названного задания снимается
скрепка, чтобы вам было видно, какие задания
остаются невыбранными. После того, как участники
команды посовещаются, называвший номер задания
дает полный ответ. Если ответ дан правильно,
команда получает очко. Команды выбирают задания
по очереди, независимо от того, правильно дан
ответ или нет.
(Учитель ведет учет очков)
- По окончании игры командам вручаются
грамоты с учетом занятых мест, и вручаются призы.
Задания:
Красный сектор – ребусы. (На задания данного
раздела отводится по 2 минуты)
Синий сектор – логика. (На задания данного раздела отводится по 30 секунд)
Задание 1.
В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и
Толя заняли три призовых места. Какое место занял
каждый ребенок, если Гриша занял не второе и
третье место, а Толя – не третье? (Гриша –
первое, Толя – второе, Юра – третье)
Задание 2.
Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев.
Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с
Шиловым живут в разных домах? (Саша Гвоздев,
Коля Шилов)
Задание 3.
На скамейке сидели Петя, Боря и Коля.
Петя справа от Бори, Боря справа от Коли. Кто
сидел по середине? (Боря)
Задание 4.
Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг.
Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2
кг)
Задание 5.
У Марины было целое яблоко, две половинки и
четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (У
Марины было 3 яблока)
Желтый сектор – ассоциации. (На задания данного раздела отводится по 1-2 минуты)
Задание 1.
Древний человек, инструмент, счет (Абак).
Задание 2.
Паскаль, устройство, сумма (Суммирующая
машина).
Задание 3.
Микросхема, обработка, мегагерц (Процессор).
Задание 4.
Системный блок, хранение, гигабайт (Жесткий
диск).
Задание 5.
Разрешение, пиксель, видеокарта (Монитор).
Зеленый сектор – загадки. (На задания данного раздела нужно отвечать сразу)
Задание 1.
Как грудной малыш без мамы,
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без … (программы)
Шагу бы не мог ступить.
Задание 2.
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же, - … (компьютер)!
Задание 3.
“Мозг” компьютера - … (процессор)
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Задание 4.
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется … (дисплей).
Задание 5.
Близ дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым главным микросхемам.
А зовут его … (системный)
Белый сектор – задачи. (На задания данного раздела отводится по 2-3 минуты)
1) Представьте себя альпинистами. Вы взобрались на вершину высокой горы. На вершине вам необходимо исполнить гимн России, но вы не совсем точно помните слова. Но к счастью с вами сотовый телефон. На сайте в Интернете гимн со словами содержит 60,4 Кбит/с. Скорость передачи в сети 5 Кбит/с. Сколько времени вам понадобиться, чтобы загрузить гимн. (12,08 секунд)
2) Вы уже загрузили гимн России со словами объемом 60,4 Кбит/с. Сколько денег у вас сняли со счета, если 1 Кбит/с стоит 2 копейки? (1 руб. 21 коп.)
3) Ваш телефон не подключен к сети Интернет, но вы можете послать сообщение на базу о вашем успехе. Сколько бит информации будет содержать сообщение “Мы на вершине”, если мощность алфавита, используемая в телефоне, составляет 256 символов. (104 бита)
4) Добравшись до вершины горы вам необходимо послать восемь сигнальных огней. Но одна сигнальная шашка оказалась бракованной. Сколько бит информации вы при этом получили? (3 бита)
5) В экспедицию на вершину горы хотели попасть 16 девочек, но взяли только Машу. Сколько бит информации вы получили, узнав эту новость? (4 бита)
Коричневый сектор– продолжи ряд на 3 понятия. (На задания данного раздела отводится по 1-2 минуты)
Задание 1.
Бит, Байт, Килобайт, … (Мегабайт,
Гигабайт, Терабайт)
Задание 2.
Пальцы, Абак, Счеты, … (Арифмометр, ЭВМ на
электронных лампах, ЭВМ на полупроводниках)
Задание 3.
Клавиатура, Мышь, Сканер, … (Световое
перо, Цифровой фотоаппарат, Сенсорный экран)
Задание 4.
Программа, Системные программы,
Прикладные программы, … (Операционные системы,
Сервисные программы, Системы программирования)
Задание 5.
Команда, Алгоритм, Линейный алгоритм, …
(Разветвляющийся алгоритм, Циклический
алгоритм, Процедура)