В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами ДОУ № 5. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей.
Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.
Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:
- Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
- Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
- Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
- Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
- Подготовка и организация наблюдений.
Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:
- Содержание наблюдения и организация.
- Время и место проведения наблюдения.
- Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
- Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.
Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.
Приведем пример последовательного решения задач:
- продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
- учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
- обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
- учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
- продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
- выяснить роль песка в жизни человека.
Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.
Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.
Сентябрь |
||||
1. Рассматривание сухого песка. Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок. |
2. Что цветет на нашем участке в начале сентября? Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке. |
3. Что такое воздух. Познакомить детей с таким компонентом как воздух, его свойствами. |
4. Наблюдение за насекомыми осенью. Систематизация представлений о поведении насекомых осенью. |
5. Целевая прогулка. “Встреча с осенью”. |
Наблюдение за росой. Познакомить детей с таким природным явлением как роса. |
Осмотр участка детского сада. Игра “Разведчики”. Обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными детям цветами, деревьями, кустарниками. |
Наблюдение за погодой. Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду. |
Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц. Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину. |
Целевая прогулка. Тема “Невидимые нити”. |
Наблюдение за туманом. Познакомить детей с таким природным явлением, как туман. |
“Соберем семена садовых цветов”. Уточнить понятия: растения однолетние, многолетние. |
Наблюдение за погодой приемом сравнения. Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения. |
Наблюдение за листопадом. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года |
Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Подвести детей к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений. |
Наблюдение за березой. Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения. |
“Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?” Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. |
Наблюдение за ветром. Познакомить детей с таким природным явлением как ветер. |
Труд дворника. Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью. |
Первые заморозки. Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры |
К перспективному плану составлены листы наблюдений. (См. Приложение). В них отражены следующие моменты:
1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.
Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:
1. Внимательно прочитать тему и цель,
соотнести с последовательностью вопросов и
описанием наблюдения с особенностями конкретной
возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения
образовательных, воспитательных позиций,
применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому
действию, и, конечно, результату.
Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.