Путешествие на планету Флексагон. Урок геометрии в 6-м классе

Разделы: Математика


Тип урока: урок повторения и обобщения.

Форма урока: игра-путешествие.

Цели:

  • Образовательные: знать определения и элементы многогранников; уметь читать развертки; по видам сверху и спереди определять фигуры.
  • Развивающие: развивать пространственное видение, логическое мышление, наблюдательность.
  • Воспитательные: формировать умение работать в группе и индивидуально, интерес к предмету.

Оборудование:

  • Набор моделей геометрических фигур.
  • Заготовки игрушки флексагон на каждого ученика.
  • Кроссворд для каждой команды.
  • Распечатки индивидуальных заданий.
  • Таблички с названиями станций маршрута (крепятся на доску).
  • Жетоны-ракеты.
  • Линейки, ручки, карандаши, маркеры.
  • Лист итогов для учителя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Тема нашего урока: “Многогранники”. Нам предстоит совершить путешествие на планету Флексагон, преодолеть препятствия, совершить удивительное открытие.
Чтобы путешествие прошло успешно, вам надо вспомнить все о многогранниках.
Итак, я объявляю готовность номер один: на старт, внимание, поехали!

II. Выполнение заданий.

1. Старт

Учитель. Мы вышли в открытый космос. Нужно состыковаться с погрузочной станцией.

Задание командирам: ответить на вопросы.

  1. Что такое многогранник?
  2. Назвать элементы многогранника.
  3. Дать определение пирамиды.
  4. Дать определение призмы.
  5. Дать определение параллелепипеда.
  6. Какой формы грани у тетраэдра?

2. Погрузочная станция

Учитель. Стыковка прошла отлично, мы на погрузочной станции. Чтобы не перегрузить наш корабль, отберем для строительного материала только многогранники.

Задание инженерам (Приложение 1.1 – 1.3).

Задание пилотам:

  • Удалить из набора фигуру, которая не является многогранником, назвать ее.
  • На модели многогранника сосчитать грани, ребра, вершины.
  • Определить форму граней.

3. Метеоритный дождь

Учитель. За безопасный путь корабля отвечает штурман. Бортовой компьютер предупреждает об опасности. Впереди – метеоритный дождь. Чтобы включить систему защиты, надо ввести пароль.

Задание штурманам: назвать фигуры, форму которых имеют атакующие нас метеориты (Приложение 2).

Учитель. Защита включена, опасность позади, впереди новый этап.

4. НЛО

Учитель. Пока объект проплывает мимо наших иллюминаторов, Пошлем сигнал приветствия.

Задание пилотам: определить, из каких многогранников состоит нло.

5. Вирус

Учитель. Мы вышли на орбиту планеты Флексагон, но не можем совершить посадку, так как наш компьютер подхватил вирус. Чтобы уничтожить вирус, надо найти и исправить сбой в программе компьютера.

Задание командирам: исправить ошибку в развертке многогранника и назвать его (Приложение 3).

Вопрос: чего не хватает на чертеже для изготовления модели?

Задание штурманам:

  1. Какой формы грани у параллелепипеда, если все его ребра равны?
  2. Какая фигура получается в сечении шара плоскостью?
  3. Какая пирамида называется треугольной?

6. Флексагон

Учитель. Посадка завершена. Пока идет разгрузка корабля, мы откроем тайну этой планеты. Флексагон – это гнущийся многоугольник, он состоит из треугольников и умеет менять форму и цвет.

Попробуем собрать такую игрушку.

Учащиеся под руководством учителя изготавливают флексагон (Приложение 5).

7. Скоростной туннель

Учитель. Домой мы вернемся по скоростному туннелю. Экипаж, который быстрее других разгадает кроссворд, первым прибудет на Землю и получит дополнительный жетон.

Задание экипажам: разгадать кроссворд (Приложение 4).

III. Заключительный этап.

Подведение итогов, выставление оценок.

Система оценки:

  • “5” – 5 баллов и более,
  • “4” – 4 балла,
  • “3” – 3 балла.

Литература

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 кл. – М. Мнемозина, 1998.
  2. Кузнецов Л.В. Минаева С.С. Математика. 5-6 кл.: контрольные работы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Шарыгин И.Ф. Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразоват. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001.