Урок-молитва по творчеству Леонида Андреева "Иуда Искариот"

Разделы: Литература


Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
  • Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
  • Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.

Оборудование: мультимедиа система.

Практическое обеспечение: компьютерная презентация по роману Леонида Андреева “Иуда Искариот” (Приложение 2).

Эпиграф: “Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно”. В.Л.Андреев.

Урок начинается с показа слайдов. “Храмы России. Звон колоколов см. Приложение 1.

I. Вступительное слово учителя

– В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.

(Обращение к эпиграфу)

– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

II.Слово о Л.Н.Андрееве

(Слайд 2. Портрет Л.Андреева)

Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

III. Активизация учебной деятельности

Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.

Предполагаемые ответы:

– Один из апостолов.
– Предал Иисуса.
– Ведал расходами Христа.
– Носил “Денежный ящик” для подаяний.
– По евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа.
– Иисус узнает об измене на тайной вечере.
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.
Узнав об осуждении Христа судом синедриона, о выдаче его Понтию Пилату, Иуда возвращает 30 сребреников своим нанимателем.

Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.

IV. В творческой лаборатории писателя.

(Слайд 3. Иуда)

Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.

– Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей7
– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?

Предполагаемый ответ.

Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…

Учитель. Какой прием использует автор, чтобы показать состояние Христа и учеников перед появлением Иуды?

Предполагаемый ответ.

Во-первых, автор сосредотачивает внимание не на противоречиях жизни, а на отражении их в сознании людей;
Во-вторых, на фоне “тяжелой природы” передан внутренний монолог Христа; память как бы пересекается с сиюминутными переживаниями.

V. Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.

– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?
– Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.
– Ребята, кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему?
– Иоану, Петру, Фоме. На примерах из текста ребята доказывают это)
– Где происходят события, описанные в повести?

(Слайд 4. Палестина в эпоху Христа. Слайд 5. Иерусалим в эпоху Христа)

Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.

VI. Монологическое высказывание (Активизация межпредметных взаимодействии)

(Слайд 6. Тайная вечеря)

– Что вы, ребята, знаете об этой картине? Как она связана с повестью?

VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.

(Слайд 7. Поцелуй Иуды)

– О чем свидетельствует эпизод?

– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)

VIII. Задание на осмысление текста.

– На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.

(Слайд 8. Перед синедрионом)

– Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд.

(Слайд 9. У Понтия Пилата)

– Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Включите в рассказ выразительные средства из исходного текста, продумайте собственный комментарий эпизода.

– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

IX. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).

– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.

X. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.

(Слайд 10. Распятие)

Учтель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.
Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”
Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.

(Чтение этого эпизода учителем)

Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так!

XI. Слайды о трагедии Беслана.

XII. Итог урока.

Учитель. Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает.
В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!". Ребята, а какие образы-символы помогают нам найти эту веру для себя?

Учащиеся называют образы-символы: крест, дорога, огонь…

(Слайд “Горящие свечи”)

– Да! Огонь – это символ очищения.

(Учитель просит всех зажечь свечи от своей свечи)

–  Пока горит этот огонь, я произношу молитву в нашу с Вами честь!!!

Я молюсь, чтобы Вы достойную дорогу жизни выбрали для себя!
Я молюсь, чтобы Вы стали настоящими людьми!
Я молюсь, чтобы Вы всегда почитали своих родителей!
Я молюсь, чтобы Ваши сердца были благодарны тем, кто вел Вас по дороге школьной жизни!
Я молюсь за наш Дом! Пусть в нем царит взаимопонимание и доверие!
Я молюсь о мире, о здоровье каждого, о нашем душевном и физическом благополучии.

XIII. Домашнее задание.

– Подготовить проблемно-дискуссионное выступление “Л.Андреев и его повесть “Иуда Искариот”.