Внеклассное занятие по биологии. "Фитобар"

Разделы: Внеклассная работа


Фитобар.

Человек и зелёный росток – визитная карточка Земли.
Будучи вместе, они отражают царство жизни на нашей
планете – это уникальное, может быть, даже единствен -
ное для всего мира явление.
Подчёркиваю: будучи вместе!
И в этом единении вся суть.

Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Основная часть:
    3. а) постановка цели занятия;
      б) вводное слово учителя;
      в) конкурсы и викторина;
      г) обзор литературы.

    4. Подведение итогов занятия.

Учитель.
   Последние десятилетия принесли перемены, значительно повлиявшие на человеческую жизнь. Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Первобытный человек учился разводить животных, преобразовывать дикорастущие растения. Прежние функции земледельца как бы обернулись в современное время заботой о садах и цветах на окнах, балконах, садовых участках. Человеческий организм за последние 150 – 200 лет не смог полностью приспособиться к промышленной фазе развития, однако без техносферы уже тоже не может существовать.
    Высокие темпы сегодняшней жизни, напряжённость трудового процесса, стрессы самого различного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования к деятельности всех органов человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую роль могут оказать различные растительные средства. Опыт использования растительных средств в профилактических и лечебных целях насчитывает тысячелетия, поэтому у многих учёных сложилось твёрдое убеждение, что “ в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ”.
    Наше поколение , ослеплённое блеском лекарств, не обращало внимание на аптеку природы.
    Сегодня ясно, что презрение к естественным для нашего здоровья целителям обошлось дорого, а переход на химическую пищу – ещё дороже. Человек неразрывно связан с природой, без неё не может существовать.
    Травы! Травы! Дети солнца, украсившие своими цветами зелёный наряд планеты и, более того, давшие человеку жизнь.
    Травы…. . Одни из них декоративно цветут, другие отличаются причудливым узором своих листьев. Сладок и нежен их запах. И воздух, настоянный на этом запахе, мы вдыхаем полной грудью, как будто пьём чай из луговых трав.
    По мнению академика Вильямса, природа в своей зелёной лаборатории изготавливает целый ряд веществ, без которых не могут существовать ни человек, ни животные. Они неповторимы по вкусу, цвету, запаху. В каждом цветке своя поэзия. Природа не только была источником продуктов питания, но и первым целителем. К ней обращался первобытный человек, стремясь избавиться от болезней. Он понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
    Арсенал полезных растений пополнялся за счёт наблюдений над животными, инстинктивно разыскивающими и поедающими несвойственные для их рациона травами. Так постепенно из опыта охотников, пастухов и земледельцев человек создавал природную медицину.
    Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений, а в фармакопею включено всего 150 видов, а разрешено пользоваться лишь 20 видами.
    Растениям создали не только научные , но и литературные памятники. Стихи о травах слагали не только поэты, но и медики. В ХII веке была написана поэма о травах “ Свойство трав”.Создал её врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В его поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, где и как они растут, чем полезны. Многие века это произведение изучали врачи , на него ссылались в книгах, его цитировали.
    Например, о пользе всем знакомой ромашке написано:
Ученик.
Много похвал уделяет антемии,
то есть ромашке,
мудрый Асклепий……
И далее: …. превосходно от печени
лечит страданья,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко
и всю лихорадку….. .
Ученик.
О розе:
Право, цветком из цветков
по заслугам считается роза;
все превосходит цветы
ароматом она и красою,
но не одним ароматом
и прелестью роза умеет
радовать нас, а полезна
обильем целительных качеств.
А вот что написано в другой поэме:
Розы добавишь цветок – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро от камней избавляет,
Будет кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву,
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезёнки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедония, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее…. .
Учитель.
   На Руси после принятия христианства помимо местных растений употребляли привозные, иноземные лекарства. Знатоком травяных снадобий слыла внучка Владимира Мономаха Евпраския Мстиславовна, прозванная Добродеей. Она создала медицинское руководство “Мази”.
    Широко лекарственные растения стали применяться в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию. В 1654 году в Москве была создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей. Лекарственные растения разводили в аптекарских огородах – садах. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Большой аптекарский огород был создан в 1714 году в Санкт – Петербурге. В 1823 году он был преобразован в императорский ботанический сад. В 1930 году он был передан Академии наук СССР. Для изучения лекарственных растений в нашей стране был создан специальный институт – ВИЛР. В его коллекциях свыше 1500 растений, и коллекция постоянно пополняется.
    Итак, мы сегодня с вами будем пить чай. В России слово “чай” ассоциируется с шумом кипящего самовара, вареньем, булочками с мороза и гостями. Но не все знают, что впервые чай в Россию привёз из Монголии в 1838 году русский посол Старков. Но есть сведения, что им баловался и Алексей Михайлович, и употребляли его сначала как лекарственное средство. Он оказывает стимулирующее действие, повышает работоспособность, снимает усталость. Постепенно стали замечать, что чай оказывает положительное действие при целом ряде заболеваний.
    Китайский поэт, живший двенадцать столетий назад, написал такое стихотворение:
Ученик.
У ручья зачерпнул
Быстробьющей, журчащей воды.
Как вскипает, гляжу
Бирюзово-зелёная пыль.
Только жаль, не могу
Чашку вкусного чая налить
И послать далеко –
Человеку, влюблённому в чай.
Не сразу завоевал чай симпатии жителей России. Многие бедняки не знали, как заваривать чай.
Вот как поэт описывает курьёзный случай, произошедший в барском доме:
Ученик.
Раз прислал мне барин чаю,
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку, да петрушки корешок.
Розлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить.
Учитель.
А как правильно заваривают чай?

Конкурсы.

Конкурс: “Угадай, что за чай?”
В пронумерованных чайниках заварены плоды шиповника, листья смородины, чабрец.
Попробовав эти отвары, угадайте, где какой.
Какое влияние на организм оказывают эти отвары?
(Победитель награждается стаканом чая или другим призом)
А какой чай без варенья?
Сибирская тайга щедро одаривает человека ягодами. И он испокон веков собирает, варит, сушит, мочит, морозит эти бесценные дары.
Конкурс: “Угадай, что за варенье?”
На столах стоят пронумерованные розетки с разными видами варенья: малины, черники, смородины, брусники.
Попробуйте варенье и угадайте его. Как каждое из них используется в лечебных целях?
(Победитель награждается призом.)
Ученик.
Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!
Конкурс: “Узнай траву”.
На столе в розетках разложены травы: чабрец, подорожник, ромашка, кипрей.
По внешнему виду, запаху узнать траву, рассказать, как она используется в лечебных целях.
(Победитель награждается призом)
Конкурс: “Ай болит”.
Нужно оказать помощь больным, у которых ангина, кашель, диарея, авитаминоз. Предложите травы, которые облегчат их страдания.

Викторина.

  1. Про какое дерево сказано и почему?
  2. Первое дело – мир освещать, (лучина)
    Второе дело – крик утешать, (дёготь)
    Третье дело – больных исцелять, (лекарство)
    Четвёртое дело – чистоту соблюдать. (веник)
    Берёза.

  3. Яркие, жёлтенькие, будто маленькие электрические лампочки, зажигаются эти цветы ранней весной. Пчёлы охотно посещают эти цветы, лакомясь их пыльцой, а из листьев этого растения готовят лекарство от кашля. Листья с верхней и нижней стороны не одинаковы на ощупь. Вспомните название этого растения.
  4. Мать и мачеха..

  5. У какой земляники плоды будут слаще: у растущей под деревьями или на открытой поляне?
  6. Фотосинтез происходит у растений на свету.

  7. Назовите дерево, по имени которого назван сладкий продукт. Любителем его является Винни – Пух.
  8. Липовый мёд.

  9. До чего ж цветок пригож –
  10. Он на солнышко похож.
    Ромашка.

  11. Стоит дерево кудряво, коготки волчьи.
  12. Кто подойдёт – того и обоймёт.
    Шиповник

  13. Долгая Мавра –
  14. Жестка и корява,
    На всех зла,
    А всем мила.
    Редька.

  15. Мандарину – брат,
  16. Только будет кисловат,
    Но зато как Айболит,
    От болезней исцелит.
    Лимон.

  17. На ветвях у неё колючки,
  18. Но она совсем не злючка,
    А совсем наоборот –
    Так и скачет прямо в рот.
    Облепиха.

  19. .Очень вкусные плоды
    И полезные они:
    Много жира, витаминов,
    Как питательны они!
    Ядра ели в шоколадке,
    Скорлупа – краситель яркий
    Угадай-ка поскорей:
    Что за плод сорвём с ветвей?
    Орех.

Подвести итог викторины и наградить победителя.

Объясни выражение:

“Пьют чай все, умеют пить немногие”.
“Вчерашний чай хуже ядовитой змеи”.
“Такой чай, Москву насквозь видно”.
“Чай пьёшь - орлом летаешь, водку пьёшь – свиньёй лежишь”.
“С чая лиха не бывает”.

Учитель.
Проводит обзор имеющейся литературы по лекарственным растениям. Подводит итоги занятия. Говорит о рациональном использовании лекарственных растений и их охране.

Оборудование для занятия:

Самовар, обвешанный баранками.
Посуда для чая.
Розетки для варенья и сухих трав.
Коробки с лекарственными травами.
Репродукции картин о чаепитии в России.
Стенгазеты, посвящённые лекарственным растениям.
Выставка сортов чая.
Иллюстрации лекарственных растений.

Литература:

Городинская В. Тайны целебных трав. – М. Сов. Россия. – 1989.
Пашинский В.Г.Лечение травами. – М. – 1990.
Телятьев В.Д. Полезные растения Центральной Сибири. – Иркутск. – 1985.
Верзилин Н. Растения в жизни человека. Ленинград. Детгиз. – 1954.
Верзилин Н. По следам Робинзона. Ленинград. Детгиз. – 1954.