Цель обучающая: углубить
знания учащихся о климате основных и переходных
климатических поясов.
развивающая: продолжить учить учащихся
работать по климатической карте, уметь её читать.
воспитательная: охрана окружающей
среды.
Оборудование: физические карты
полушарий, климатическая карта мира, атласы.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания.
- Сравнение географического положения Африки, Австралии и Ю. Америки.
К доске вызывается трое учеников:
1-ый ученик отвечает по Африке;
2-ой ученик отвечает по Австралии;
3-ий ученик отвечает по Ю. Америке, придерживаясь
плана “Географическое положение материка”
Первый ученик говорит первый пункт
плана: “Пересекается ли Африка экватором? С и Ю
тропиком?" И делает соответствующий вывод.
Второй ученик продолжает по первому пункту плана
материка Австралия, а третий по материку Ю.
Америка.
И так по очереди каждый ученик
характеризует свой материк по каждому пункту
плана. В конце задается несколько вопросов на
повторение и ставится оценка.
II Формирование новых понятий и действий.
а) Актуализация
- На какие группы делят климатические пояса?
- Что такое воздушная масса, какими они обладают свойствами?
- Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими они свойствами обладают?
К доске вызывается трое учащихся, чтобы
работать по климатической карте.
1 ученик отвечает по климату Африки
2 ученик отвечает по климату Австралии
3 ученик отвечает по климату Ю. Америки
б) 1. В каких климатических поясах находится
Африка, Австралия и Ю. Америка?
Каждый ученик по очереди показывает и называет
климатические пояса на своём материке.
2 . Охарактеризуйте экваториальный
климатический пояс. То есть какой там климат? В
Африке. (1-й ученик говорит, что такой климат есть
в Ю. Америке)
3. 2 ученик характеризует климат
субэкваториального климатического пояса в
Австралии и обращает внимание, что такой же климат есть в Африке и Ю.
Америке.
4. 3 ученик характеризует тропический
климатический пояс, где климат:
-тропический пустынный
-тропический влажный
ученик характеризует тропический влажный
климат, называет океаническое течение,
господствующие ветра и рельеф, т.е. формы рельефа,
встречающие пассаты на своём пути в Африке,
Австралии и то же по Ю. Америке.
Этим ученикам класс может задать по 2
дополнительных вопроса, мы их сажаем, оценивая их
ответы.
5. 4 ученик характеризует климат
субтропического климатического пояса, т.е.
климат средиземноморский и субтропический
влажный в Африке, в Австралии и говорит, что он
есть в Ю. Америке. ( ученики смотрят в атласы по
климатической карте ) находят изотермы января и
июля, кол-во выпавших осадков и в какое время
года.
Выставляются оценки учащимся, которые стояли у
доски.
6. Какой климатический пояс есть в Ю.
Америке, но отсутствует в Африке и Австралии? (
умеренный климатический пояс)
7. Сколько и какие области различают в
ю. умеренном климатическом поясе?
-морской климат.
-умеренно-континентальный климат.
Затем учащиеся на контурных картах наносят все
климатические пояса и области, наносят
океанические течения.
8. Какие области различают в ю.
умеренном климатическом поясе?
( морской и умеренно-континентальный)
- Какая изотерма на побережье Тихого океана проходит в июле? Почему, т.е. что оказывает влияние на климат?
- Какая изотерма проходит в январе? Почему?
- Сколько выпадает осадков и когда?
- Что происходит с январской и июльской изотермой на побережье Атлантического океана? Сколько выпадает осадков и почему?
Вывод: следовательно, на побережье
Тихого климат морской, а на побережье
Атлантического океана климат
умеренно-континентальный.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Д/з § 41
Экваториальный кл. пояс
Северный и южный субэкваториальный кл. пояс
Ю. тропический
Ю. субтропический:
Ю. умеренный кл. пояс:
а) умеренно-континентальный климат
б) морской климат
а) пустынный
б) влажный
а) континентальный
б) средиземноморский
в) с равномерным увлажнением