Урок-концерт в 7-м классе по теме: "Женский образ как символ добра, мира и любви в песнях русских и советских композиторов"

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Учить детей давать правильную характеристику музыкальным образам.
  2. Использовать полученные знания на уроках литературы.
  3. Пополнить песенный запас.
  4. Развивать музыкальные способности у учащихся.
  5. Воспитывать у детей чувство уважения, внимания к женщине, любви к Родине.

Оборудование: проигрыватель, магнитофон, грампластинки, плакат с характеристикой образов, плакат с фотографиями мам учащихся класса, репродукции некоторых картин.

Учитель:
Ход урока.

Дети, начнем наш урок. Прежде, чем перейти к новой теме урока, я хочу предложить разгадать вам небольшой кроссворд, в котором зашифровано ключевое слово темы нашего урока. Итак, отгадывать будем всем классом, а один из вас будет вписывать правильные ответы в пустые клетки.

  1. Музыкальный жанр, в котором тесно сплелись стих и мелодия. (Песня).
  2. Фамилия композитора, который написал балладу “Лесной царь”. (Шуберт)
  3. Произведение С. Рахманинова, в котором присутствует образ тишины, покоя? (“Островок”).
  4. Фамилия композитора, написавшего “Деревянную лошадку”. (Дварионас).
  5. Произведение А.Скрябина, в котором присутствует образ страдания и покорности судьбе. (Прелюдия №4).

Какое здесь ключевое слово? (Песня).

Учитель:

Трудно себе представить, какой была бы наша жизнь, если бы не было песни! В радости и печали, в торжестве и трауре, в минуты отчаяния и в минуты, когда душу переполняет чувство нежности и любви – везде звучит музыка, песня.

Вы знаете, что давным-давно не существовало такой профессии, как композитор. А людям так хотелось поделиться своими впечатлениями, эмоциями, что одних слов было не достаточно. Люди выражали своё состояние души при помощи музыки. Так появились народные песни.

Давайте исполним некоторые фрагменты русских народных песен.

(Используется в качестве распевки).

    1. Пойду ль я, выйду ль я” (C dur)
    2. “Как пошли наши подружки” (D dur)
    3. “А я по лугу” (d moll)
    4. “Во поле береза стояла” (d moll)

Учитель:

Очень много в русских народных песнях говорится о женской доле. Прошли века, наша жизнь тоже изменилась, но песен, в которых поется о женщине, не стало меньше. И теперь уже профессионалы – композиторы продолжают воспевать женщин, таких разных, неповторимых, таких необходимых.

Сегодня тема нашего урока посвящена женщине. Давайте запишем в тетрадь тему урока.
Тема: “Женский образ, как символ мира, добра и любви в песнях русских и советских композиторов”.

Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “женщина”? (Любовь, доброта, красота, мир, тепло, улыбка, цветы и т.д.). Вы правильно ответили. Именно такими и должны быть женщины, девушки, девочки, независимо от возраста. И тогда мужская половина нашего общества будет просто вынуждена пересмотреть свое поведение, а, значит, и взгляды на жизнь.

Композиторы в своем творчестве очень много внимания уделяют женским образам. В различных музыкальных жанрах главные герои – женщины. А особенно часто к женским образам обращались композиторы в тесном союзе с поэтами в песенном жанре. В песне мы можем встретить смешных, очаровательных, смелых, доверчивых, нежных, героических, строгих, решительных, милых женщин. Почему о них пишут? Для чего нужны такие песни? Попробуем с вами выяснить это.

Вся наша страна готовится к празднованию 60- летия окончания Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы жизней людей. Роль женщины в эти годы особенная.

Исполняется песня (дуэт).

“Рязанские Мадонны” на сл. А. Поперечного муз. А. Долуханяна.

  1. Какая мелодия по характеру?
  2. Какой образ предстает перед вами?
  3. Как вы думаете, почему эта песня называется не “Рязанские женщины”, а “мадонны”?

А сейчас я предлагаю вам исполнить очень популярную в годы ВОВ песню, которая помогала бойцам в минуты отдыха и поднимала их в атаку.

Хоровое исполнение песни “Катюша” на сл. М. Исаковского муз. М. Блантера

  1. Какой образ возникает в вашем воображении?
  2. Что давал солдатам образ Катюши?

Великая Отечественная война, война в Афганистане, в Чечне… Уходят на войну совсем молодые ребята. Все это рвет душу и сердце отцам и матерям. Но песня, в которой поется о доме, матери, любимой девушке, согревает душу этим юным солдатам, вселяет им веру и надежду на то, что их любят, ждут, что скоро наступит мир, они останутся живы.

Слушание в грамзаписи
“Защити меня, хрупкая женщина”, сл. и муз. В. Ковалева.

Вопрос:

    1. Дети, скажите, в каком ладу написана песня – в мажорном или минорном?
    2. Какое воздействие оказала эта песня на вас?
    3. Почему именно к женщине обращаются в песне, прося о защите?

Сейчас ученица нашего класса прочитает стихотворение, которое выражает и наше с вами отношение к женщине.

Алексей Марков

Я несу тебе, родная женщина,
Белую росистую сирень.
Я дарю тебе весной расцвеченный,
Как надежда, неоглядный день.
Но я знаю: ни мелками яркими,
Ни стихами, что тебе пою,-
Никакими не смогу подарками
Выразить признательность мою.
Милая и добрая помощница,
Ты со мною об руку идешь,
Потому напасть меня сторонится,
Не пятнает никакая ложь.
Ты со мной и в радости, и в горести,
Разве ссоры мелочные в счет?
Забываются обиды вскорости,
Как растаявший весною лед.
Припадаю я к рукам натруженным,
Их тепло в разлуке берегу.
И сказать сегодня очень нужно мне,
Что всегда я у тебя в долгу.

Учитель:

Но как бы не были тяжелы порою моменты в нашей жизни, мы обязаны жить, работать, растить детей. А без улыбки, радости, веселых минут у нас ничего не получится. Поэтому, давайте вспомним некоторые моменты из жизни женщин, которые, я не сомневаюсь, вызовут улыбку на ваших лицах.

  1. Ученик.
    Мама уходит из дома и говорит дочери:
    – Последи, когда молоко поднимется.
    Через час возвращается, а молоко уже убежало.
    – Разве я не просила посмотреть, когда молоко поднимется?
    – Я последила – ровно в 12.00.
  2. Ученик.
    Вовочка рассказывает маме:
    – Мамочка, я сегодня сделал доброе дело.
    – Какое же, Вовочка?
    - Двое бежали на поезд. Я спустил собаку, и они успели.
  3. Ученик.
    Пятилетний Сережа говорит своему приятелю: “Я точно знаю, когда воскресенье! Это когда моя мама стирает!”

Учитель:

Школьная пора – золотое время! Это время интересных уроков, встреч, походов, дружбы и, конечно, первой любви.

Ученик читает стих  А.С. Пушкина “Ты и Вы”.

А.С. Пушкин

Ты и Вы

Пустое Вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Учитель:

Давайте хором исполним песню “Татьянин день” слова Н. Олева, муз. Ю. Саульского.

Ответьте на вопросы:

  1. Какая музыка по характеру?
  2. Почему эта песня называется “Татьянин день”?
  3. Какой образ возникает в вашем воображении при исполнении этой песни?

Но порою наши девочки бывают очень даже непростыми, как кажется это на первый взгляд, и своей нежной улыбкой могут заворожить любого.

Хоровое исполнение песни “Каблучки”
Слова И. Шаферана, муз. А. Долуханяна.

Вопрос учителя:

  1. Какой образ присутствует в этой песне?
  2. Почему поэт и композитор представили нам такой женский образ?
  3. Зачем нужна такая песня?

Учитель:

А сейчас я вам прочитаю несколько ответов мальчиков из вашего класса на вопрос: “Какой вы хотели бы видеть свою подругу?” (Зачитываются ответы мальчиков. Письменный опрос проводился заранее).

Ответы:

1. Я бы хотел, чтобы моя подруга была стройная, красивая, культурная. Еще мне нравится, когда у девочки красивые волосы. Большое значение для меня имеет поведение моей подруги: чтобы она не курила, не увлекалась наркотиками. Немаловажную роль в поведении также играет уважительное отношение к друзьям, старшим людям.
Мне бы хотелось познакомиться с такой девчонкой.

2. Я хотел бы, чтобы моя подруга имела добрый характер. Чтобы она могла помочь в беде, понимала чужое горе. Это самые главные качества, которые я хотел бы видеть в ней. Но и, естественно, она не должна курить. Чтобы у нее не было пристрастия к наркотикам, токсикомании. Это само собой разумеется. Я бы хотел, чтобы у моей подруги не было грубых черт характера. Чтобы с ней было интересно говорить. Чтобы она не очень плохо училась, много читала интересных книг. Я бы желал, чтобы она не была из тех, кто ходит по улице до ночи, потом приходит домой, ложится спать и встает в середине дня. И чтобы она помогала в доме, не ленилась, не увлекалась любованием перед зеркалом. Чтобы она была скромной. И тогда я согласился бы с ней дружить.

3. Я думаю, что моя будущая подруга будет самой красивой девушкой на свете! Она будет высокой, с хорошей спортивной фигурой. Овал лица правильной формы, большие голубые глаза, длинные ресницы, маленький нос, красивой формы губы. Волосы светлые и длинные.

И когда я с ней буду идти по улице, все мужчины будут завидовать мне. Я ее буду очень сильно любить, дарить цветы и подарки!

Учитель:

В качестве музыкального подарка девочкам от мальчиков песня

“Девчонка” сл. и муз. С. Жукова, А. Потехина группа “Руки вверх”.

(Прослушание песни).

Вот такие чудо-девчонки вырастают благодаря тому, что есть на земле дом, в котором всегда тепло, уютно, ждут и встречают с любовью. Давайте, исполним песню

Е. Рыбкина на слова В. Молчанова “Родной дом”.

Скажите, какие образы возникают в вашем воображении при исполнении этой песни? (Родного дома, матери).

Я не ошибусь, если скажу, что сейчас в вашем возрасте самый любимый человек – это мама. Она посоветует, пожалеет, защитит, утешит, порадуется вместе с тобой, все поймет.

Сольное исполнение учащимися песни “Наши мамы” сл. И. Шаферана

Берегите своих мам!

А сейчас вы увидите такие знакомые, красивые и любимые лица. Это ваши мамы. (Открывается плакат с изображением сердца, на котором размещены фотографии мам учащихся класса). Посмотрите, каждая фотография находится в маленьком сердечке, потому что всю любовь, ласку, мир, добро несет ваша мама вам, дети, в ваш дом. А вместе они составляют вот такое большое сердце. Посмотрите, сколько тепла, любви и света излучают глаза ваших мам!

Не верьте, что все в нашей стране так плохо! Ведь сколько таких больших сердец еще бьются, волнуются, любят, дорожат нашими жизнями! И я, как женщина, мать, очень люблю своих детей, вас, свою Родину, которая обязательно, я в это верю, поднимется с колен, будет идти по жизни с гордо поднятой головой.

Итак, дети, урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашего урока. Что нового вы узнали на уроке? Какие остались впечатления? Какие выводы можете сделать? (Ответ детей).

Учитель:

Сегодня мы исполнили и слушали много песен. В каждой песне присутствует женский образ. Эти образы отличаются друг от друга – юная кокетливая девчонка, женщина – труженица, боевая подруга, влюбленная студентка, родная мама. Но всех их объединяет одно общее - они несут в нашу жизнь добро, мир, любовь.

Слушая и исполняя подобные песни, многие из вас обязательно захотят исправить свои ошибки, недостатки, стать лучше, добрей, терпеливей, красивей, честней. Поэтому такие песни необходимы нам. И композиторы в тесном союзе с поэтами пишут такие песни, в которых образ женщины – это символ мира, любви и добра.

А нашим гостям в знак уважения мы поделимся частичкой своего тепла, добра, мира и любви. (Дети раздают сердечки с надписью “С любовью, 7 класс МОУ – лицей № 10”).