Конспект открытого урока "Сложение, вычитание и умножение дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок применения знаний и умений, повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.
  • Расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала.
  • Формирование доброго отношения друг к другу.
  • Развитие логического мышления.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовка к уроку (оформление рабочих мест). На столах учащихся должны лежать двойные листочки для работы, карточки с заданиями на урок, текст домашнего задания.

С обратной стороны крыла доски учитель должен заранее написать условия следующих примеров:

а) 183/14 + (12 — 6 2/3) · 12/7   151/3   А
б) 44/5 · 21/2 + 63/8 · 16/17   18   Т
в) (4 — 5/7) · 21   362/3   И
г) 5 · 14/15 + 34 · 16/17   22/3   М
д) 12/13 · 21/6 + 3/5 · (1 — 1/6)   31   Е
е) 121/2 · 22/5 — 51/5 · 24/13   94/11   С

Учитель должен заранее заготовить соответствующие карточки к этому заданию.

2. Устная работа с классом.

Учитель организует детский коллектив на повторение ранее изученного материала.

Вопросы классу:

  1. Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?
  2. Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?
  3. Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?
  4. Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?
  5. Как умножить дробь на натуральное число?
  6. Как выполнить умножение двух дробей?
  7. Как выполнить умножение двух смешанных чисел?

Перед тем, как учащиеся будут отвечать на вопросы, вызвать двух учеников к доске работать по карточкам.

Карточка  №1.

  1. 2/3 + 3/5 =
  2. 5/71/6 =
  3. 55/6 + 33/4 =
  4. 57/9 — 21/6 =

Карточка  №2.

  1. 7/15 · 40 =
  2. 3/4 · 5/7 =
  3. 42/3 · 2/5 =
  4. 12/7 · 11/4 =

3. Проверка усвоения ранее изученного.

(Работа по карточкам, составленным самими учащимися). После выполнения каждого задания учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какое слово получилось?
  • Что оно обозначает?

Задание 1 (составила Цыганова Кристина).

Расшифруйте название однолетнего растения семейства зонтичных высотой 60 см, которое применяется в хлебопекарном и кондитерском производстве, используется также для ароматизации некоторых квашений и солений. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

И С Н А
56 13/24 54/15 1214/15

71/3 + 53/5 =
62/3 — 12/5 =
7/8 · 64 =
1/6 + 3/8 =

Задание 2 (составил Шачнев Владимир).

Расшифруйте название светящихся кругов, наблюдаемых вокруг дисков Солнца или Луны. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

О Г А Л
31/6 26 21/12 22/27

74/5 · 31/3 =
51/3 — 31/4 =
11/12 · 8/9 =
47/30 — 11/15 =

Задание 3 (составила Лейбельман Ирина).

Отгадайте название животного, которое живет в Австралии. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

А К О Л
21/2 5/8 3/4 112/9

44 — 433/8 =
9/10 · 5/6 =
37/9 — 15/18 =
72/9 + 4 =
611/12 — 31/6 — 11/4 =

Задание 4 (составил Скоморохов Данил).

Расшифруйте название бабочки семейства парусников, размах крыльев которой достигает 10 см. Эта бабочка имеет желтую окраску с черным рисунком. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

Х О М Н А
3/20 1 55/6 39/11 2/5

41/3 + 11/2 =
32/5 — 3 =
1/4 · 3/5 =
124/35 — 12/7 =
5/19 · 34/5 =
17/11 · 21/3 =

Задание 5 (составила Соколова Александра).

Расшифруйте название самого большого ледника дендритового типа в Каракоруме (в Азии), расположенного на высоте 75 км и имеющего площадь 1180 км2. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

Ё С А Н Ч И
0,3 33/10 60 247/50 81 3/16

51/13 · 0,65 =
9/16 · 1/3 =
72 · 5/6 =
( 21 · 3/7 ) 2 =
5/7 · 0,42 =
41/5 · 7/10 =

Задание 6 (задает учитель).

Учащиеся выполняют это задание по вариантам (их может быть 2,3,6).

Этими примерами зашифровано имя древнеримского императора, который жил в 39 — 81 гг. н.э. Решите эти примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам (если, конечно, такие цифры там будут) и вы узнаете это имя.

А Т И М Е С
151/3 18 362/3 22/3 31 94/11

а) 183/14 + ( 12 — 6 2/3 ) ·12/7 =
б) 44/5 · 21/2 + 63/8 · 16/17 =
в) ( 4 — 5/7 ) · 21 =
г) 5 · 14/15 + 34 · 16/17 =
д) 12/13 · 21/6 + 3/5 · ( 1 — 1/6 ) =
е) 121/2 · 22/5 — 51/5 ·24/13 =

Ребята! Как звали этого императора? (Тит).

Он правил всего два года, но оставил о себе самую светлую память и был прозван “любовью и отрадой рода человеческого”. Он считал, что никто не должен уходить от него огорченным. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, император воскликнул: "Друзья, я потерял день!"

Задание 7 (составила Шугурова Екатерина).

Расшифруйте название животного, хвост которого контрастно раскрашен в черно-белые полоски. Это необходимо для того, чтобы не потерять друг друга на охоте. Для этого решите примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам.

Е У Л Р М
1/6 2/3 18/35 13/15 20/63

4/5 + 3/7 =
5/97/18 =
5/9 · 4/7 =
15/17 · 34/45 =
5/12 + 9/20 =

Задание 8 (составила Кирюшкина Ольга).

Расшифруйте название растения, которое растет в умеренных поясах. Его стебли и листья используют как строительный материал, а корневища, богатые крахмалом являются пищей выхухоли, ондатры, нутрии. Для этого необходимо решить примеры.

Г Р З О
1 31/4 113/15 9

22/25 · 19/16 =
3/4 · 12 =
23/4 · 4/11 =
33/11 · 23/4 =
42/3 · 2/5 =

Задание 9 (составил Литвинюк Вадим).

Отгадайте имя персонажа самой популярной игры на приставке SEGA.

О И К С Н
127/40 19/48 72/9 32/5 89/10

25/6 · 11/5 =
83/8 + 34/5 =
132/5 — 41/2 =
23/8 · 1/6 =
41/3 · 12/3 =

Задание 10.

Отгадайте название реки в Китае и общепринятое название этой реки. Для этого решите примеры и заполните таблицы буквами, используя найденные ответы.

А 2/9 · 11/2 =
Ы 3,5 · 2/7 =
Ц 1,2 · 5/8 =
З 11/7 · 31/16 =
Ч 12 · 22/3 =
Я (11/2 )2 =
Н 41/2 · 24/5 =

 

2,25 12,6 0,75 31/2 1
         

 

32 1/3 123/5 3/4 3,5 21/4 12,6
             

 

4. Домашнее задание.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.

(И. Ершов)

а) Определи, какой урожай сняли братья с трёх полей, если размеры полей были такими: первое поле длиной 53/8 км, шириной 2 км; второе поле диной 4 км, шириной 23/8 км; третье поле длиной 23/4 км, шириной 22/11 км, а урожайность везде одинаковая – 24/5 тонн с 1 км2.

б) Сколько денег выручили братья за свою пшеницу, если за 1 т они брали 51/5 руб.?

в) Определи расстояние от села до столицы, если они ехали со скоростью 55 км/ч в течение 31/5 часов.

Объяснение домашнего задания.

Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок? Как ответить на первый вопрос задачи (как найти площадь поля; как найти площадь трех полей; как найти урожай, снятый с трёх полей)? Как ответить на второй вопрос? Как найти расстояние от села до столицы?

5. Подведение итога урока.

Учитель спрашивает ребят, понравился ли им урок? Почему? Чьё задание понравилось больше всех? Почему? Какую бы оценку они поставили?

Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что изученная тема встретится им в дальнейшем.

6. Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собирает работы учащихся и к следующему уроку выставит оценки в журнал остальным ученикам.