Цели:
- Познакомить со звуком [ш] и буквами Ш ш.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение.
- Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
- Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов.
- Упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы).
- Формировать простейшие графические навыки.
- Активизировать мышление и речь ребенка.
- Воспитывать чувство коллективизма, учить выдержке, настойчивости.
Оборудование урока:
- Азбука. Горецкий В.Г. Русская азбука.
Раздаточный материал: на формализованных бланках задания для каждого ученика на 2 варианта с учетом разного уровня учебных возможностей. Слоговая таблица, фланелеграф с набором картинок сказочных героев, игрушка-мышка, игрушка-машина, шалаш-рисунок, слоги-слияния, набор цветных шариков для поощрения детей за правильные ответы, рисунок с буквами для разминки, аудиокассета для физ. минутки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Разминка
Тренируем внимание.
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите внимательно на рисунок
а В е
а д в
Е А Д
Сколько букв “А” вы на нем видите? (3)
Какая буква расположена в верхнем левом углу? (а)
А какая – в нижнем правом? (д)
Есть ли на рисунке буквы из слова двор. Сколько их? (2)
Каких букв не хватает, чтобы получилось слово двор? (о, р)
Каких букв на картинке больше:
– заглавных или строчных; (строчных больше)
– печатных или письменных; (печатных)
– гласных или согласных (гласных)
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Быстро и правильно отвечали!
III. Актуализация урока
УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас на уроке праздник – встреча с новой буквой в волшебной стране Азбуковедения. Путь неблизкий и непростой, выдержав все испытания, мы встретимся с новой буквой и получим интересные задания и развлечения. Итак, в добрый путь!
На улице холодно, нам необходимо тепло одеться. Не забудем надеть шаровары, шапку, шарф, шубку.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, какой одинаковый звук во всех этих словах?
ДЕТИ. Звук [ш].
УЧИТЕЛЬ. Правильно! Мы отправляемся с вами на праздник к букве, которая будет обозначать звук [ш]. А как она называется, узнаем чуть позже, когда научимся безошибочно различать этот звук среди других.
УЧИТЕЛЬ. Отправляясь в волшебную страну, давайте пригласим с собой героев разных сказок, которые помогут нам быстрее встретиться с буквой.
(К фланелеграфу прикрепляются различные герои сказок: Карандаш, тигр-Шерхан, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Мишка-Топтыжка и др.)
Вы догадались, кто из героев нам поможет в путешествии?
ДЕТИ. Да, это герои, в названии которых есть звук [ш].
Тигр-Шерхан, Мишка-Топтыжка, Красная Шапочка, Карандаш.
(Остальных героев учитель снимает с фланелеграфа).
УЧИТЕЛЬ. А на чем же мы поедем в сказочную страну?
Приготовьте ладошки и хлопком укажите, на каком виде транспорта мы с вами поедем.
(Учитель называет: самолет, поезд, машина, метро, автобус, трамвай).
Итак, выбор сделан, это – машина.
УЧИТЕЛЬ. Чтобы появилась волшебная машина, нужно 3 раза повторить скороговорку.
“Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка”
(У учителя на столе появляется игрушка-машина.)
УЧИТЕЛЬ. Держитесь крепче! Ручки опустите на сиденье стула. Закройте глазки, поехали!
(Учитель читает стихи, а дети в такт раскачиваются вправо, влево, имитируя движение машины.)
На машину мы садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
УЧИТЕЛЬ. Остановка! Откройте глаза. Волшебная страна чудес полна. Посмотрите перед нами какое-то сооружение. Что это?
(На доске картинка – шалаш.)
ДЕТИ. Шалаш
УЧИТЕЛЬ. Да, но ведь это не случайно, во-первых, в нем можно отдохнуть, укрывшись от непогоды, а еще почему?
ДЕТИ. В этом слове два звука [ш] в начале слова и в конце.
УЧИТЕЛЬ. Давайте войдем туда и отдохнем! Но тут замок, открыть который мы сможем без труда, если составим схему к слову шалаш и дадим характеристику этому звуку.
(Дети у себя на партах составляют схему, а 1 ученик у доски на демонстрационной доске.)
УЧИТЕЛЬ. Давайте проверим, у кого есть ошибки, исправляйте.
Итак, какой же это звук, дайте характеристику.
ДЕТИ. Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса, твердый.
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! А у меня есть тайна, ее я вам открою, этот звук бывает только твердый, и вы в этом сможете не раз убедиться. А теперь добро пожаловать в шалаш. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу сказку “Про мышонка Мышу”. Вы внимательно послушайте ее и запомните как можно больше слов со звуком [ш], которые встретятся в сказке.
(У учителя в руках мягкая игрушка-мышка.)
Как Мыша шалил.
Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.
Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.
Я их съел… Нечаянно…
Как съел? Ах ты, шалопай!
Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.
А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!
Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…
Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.
Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнатУчитель.
Змея… – шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили. (Г. Юдин)
(Ответы детей.)
(За правильные ответы дети получают разноцветные шарики и складывают их на парте.)
УЧИТЕЛЬ. Как много слов вы запомнили. Молодцы! Мы все испытания прошли, а теперь пора познакомиться с буквой, которой мы будем обозначать всегда твердый согласный, глухой звук [ш].
Это буква “ша” (Дети повторяют хором.)
IV. Знакомство с буквой
(На доске образцы печатных и письменных букв. Шш Шш )
УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание, две печатные и две письменные буквы. Они похожи. А какие различия? (Ответы детей.)
(На доске слоги.)
Чтение с доски.
ша шу ши ше шо
уш аш иш еш ош ыш
УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание, слога шы нет. Я вам открою вторую тайну, буква “ша” и ы не дружат, поэтому вместе никогда не встают.
УЧИТЕЛЬ. Встреча с буквой состоялась, а значит, нас ждут интересные задания и развлечения, но для этого надо сделать небольшую разминку, чтобы научиться быстро читать.
1. Чтение слоговых таблиц:
1-я слоговая таблица с изученной буквой.
шну лыш дыш шип шук крош мыш даш лаш шуб
2-я таблица с ранее изученными буквами.
ник лан ран кры кро пов тов рик бан дра
2. Чтение слов, напечатанных на доске:
шум шут ландыш шумок шутка камыш шумит шутник шнурок шумный пошутили шалаш
УЧИТЕЛЬ. Внимательно еще раз прочтите последнее слово, вы ничего не заметили. Это ведь непростое слово.
ДЕТИ. Это слово-перевертыш.
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! В волшебной стране и не такие чудеса бывают.
3. Работа по учебнику
УЧИТЕЛЬ. А сейчас я вам предлагаю прочитать стихотворение, а о ком оно, узнайте.
(Учитель читает загадку.)
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
ДЕТИ. Петушок.
УЧИТЕЛЬ. Правильно.
1. Прочитайте стихотворение в Азбуке (с. 142).
Цель: знакомство со стихотворением.
– Найдите слова, в которых встречается буква “ша”.
2. Жужжащее чтение
Цель: отработка выразительного чтения.
3. Проверка
Дополнительно (для хорошо читающих учащихся) на отдельных листочках раздаются загадки:
1.
Маленький рост, длинный хвост,
серая шубка, острые зубки. (Мышь)
2.
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
3.
Два брюшка, 4 ушка. (Подушка)
4.
Глазищи, усищи,
А моется всех чище. (Кошка)
Проверка дополнительной работы. (Все загадки прочитываются учащимися всего класса вслух.)
V. Музыкальная физкультминутка для глаз
(Аудиокассета. Волшебные голоса природы. Малыш в лесу. Утро. Эдвард Григ.)
VI. Работа на формализованных бланках.
Детям раздаются заранее подготовленные листы с заданиями.
(1-й вариант – для детей с высокими учебными возможностями, 2-й вариант – для детей с низкими учебными возможностями.)
УЧИТЕЛЬ. Первое задание (общее для всех)
Рисунок 1
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, какая перед вами необычная елочная игрушка. Что вы заметили?
ДЕТИ. На елочной игрушке буквы “ша” печатные и письменные.
УЧИТЕЛЬ. Давайте украсим игрушкУчитель.
1 – проведите линии по пунктиру ручкой.
2 – раскрасьте игрушку.
3 – напечатайте слово шарик (для тех, кто быстро справляется с заданием дополнительно предлагается напечатать слово игрушка).
(Дети самостоятельно выполняют работу.)
Проверка
УЧИТЕЛЬ. 2 задание (по вариантам). – Узнай, как нас зовут и напиши.
________________ |
_____________________ |
___________________ |
1-й вариант
Мы – это Саша, Миша и Антошка.
У Антошки и Саши нет шайбы.
У Саши и Миши нет самоката.
2-й вариант
Саша катается на лыжах.
Миша играет в хоккей.
Антошка держит самокат.
Проверка.
ДЕТИ. Мальчик с самокатом – Антошка, на лыжах – Саша, играет в хоккей – Миша.
УЧИТЕЛЬ. Какая лишняя картинка? Почему?
ДЕТИ. Картинка с мальчиком на самокате, так как – это не зимний вид спорта.
УЧИТЕЛЬ. Какие зимние виды спорта вы знаете?
ДЕТИ. Фигурное катание, конькобежный спорт, прыжки с трамплина…
УЧИТЕЛЬ. 3 задание (по вариантам).
Подчеркнуть “нужное” слово.
(Учитель читает задание общее для всех вслух, а слова, из которых надо выбрать “нужные” – дети читают самостоятельно.)
1-й вариант
- В каком жилище проводит зиму медведь?
нора, гнездо, берлога, будка
- Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?
берёза, ель, дуб, сосна
- Какие месяцы года не относятся к зимним?
декабрь, ноябрь, февраль, январь, март
2-й вариант
- В каком жилище проводит зиму медведь?
нора, берлога, будка
- Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?
дуб, ель, сосна
- Какие месяцы года не относятся к зимним?
декабрь, ноябрь, февраль, январь
Проверка.
VII. Итог урока
УЧИТЕЛЬ. С каким звуком вы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте его.
ДЕТИ. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твердый.
УЧИТЕЛЬ. Как называется буква, которой мы обозначаем звук [ш]?
ДЕТИ. Буква “ша”
VIII. Рефлексия
А теперь все ребята, которые за правильные ответы получали шарики, выходите к доске и разместите их со сказочными героями на фланелеграфе.
Посмотрите, как у нас стало сказочно красиво!
Молодцы! Урок окончен. Спасибо!