Урок обучения чтению в 1 классе с использованием технологии развивающего обучения. "Звук [ Ш ]. Буквы Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со звуком [ш] и буквами Ш ш.
  2. Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение.
  3. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
  4. Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов.
  5. Упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы).
  6. Формировать простейшие графические навыки.
  7. Активизировать мышление и речь ребенка.
  8. Воспитывать чувство коллективизма, учить выдержке, настойчивости.

Оборудование урока:

  • Азбука. Горецкий В.Г. Русская азбука.

Раздаточный материал: на формализованных бланках задания для каждого ученика на 2 варианта с учетом разного уровня учебных возможностей. Слоговая таблица, фланелеграф с набором картинок сказочных героев, игрушка-мышка, игрушка-машина, шалаш-рисунок, слоги-слияния, набор цветных шариков для поощрения детей за правильные ответы, рисунок с буквами для разминки, аудиокассета для физ. минутки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Разминка

Тренируем внимание.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите внимательно на рисунок

а В е

а д в

Е А Д

Сколько букв “А” вы на нем видите? (3)

Какая буква расположена в верхнем левом углу? (а)

А какая – в нижнем правом? (д)

Есть ли на рисунке буквы из слова двор. Сколько их? (2)

Каких букв не хватает, чтобы получилось слово двор? (о, р)

Каких букв на картинке больше:

– заглавных или строчных; (строчных больше)

– печатных или письменных; (печатных)

– гласных или согласных (гласных)

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Быстро и правильно отвечали!

III. Актуализация урока

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас на уроке праздник – встреча с новой буквой в волшебной стране Азбуковедения. Путь неблизкий и непростой, выдержав все испытания, мы встретимся с новой буквой и получим интересные задания и развлечения. Итак, в добрый путь!

На улице холодно, нам необходимо тепло одеться. Не забудем надеть шаровары, шапку, шарф, шубку.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, какой одинаковый звук во всех этих словах?

ДЕТИ. Звук [ш].

УЧИТЕЛЬ. Правильно! Мы отправляемся с вами на праздник к букве, которая будет обозначать звук [ш]. А как она называется, узнаем чуть позже, когда научимся безошибочно различать этот звук среди других.

УЧИТЕЛЬ. Отправляясь в волшебную страну, давайте пригласим с собой героев разных сказок, которые помогут нам быстрее встретиться с буквой.

(К фланелеграфу прикрепляются различные герои сказок: Карандаш, тигр-Шерхан, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Мишка-Топтыжка и др.)

Вы догадались, кто из героев нам поможет в путешествии?

ДЕТИ. Да, это герои, в названии которых есть звук [ш].

Тигр-Шерхан, Мишка-Топтыжка, Красная Шапочка, Карандаш.

(Остальных героев учитель снимает с фланелеграфа).

УЧИТЕЛЬ. А на чем же мы поедем в сказочную страну?

Приготовьте ладошки и хлопком укажите, на каком виде транспорта мы с вами поедем.

(Учитель называет: самолет, поезд, машина, метро, автобус, трамвай).

Итак, выбор сделан, это – машина.

УЧИТЕЛЬ. Чтобы появилась волшебная машина, нужно 3 раза повторить скороговорку.

“Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка”

(У учителя на столе появляется игрушка-машина.)

УЧИТЕЛЬ. Держитесь крепче! Ручки опустите на сиденье стула. Закройте глазки, поехали!

(Учитель читает стихи, а дети в такт раскачиваются вправо, влево, имитируя движение машины.)

На машину мы садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!

УЧИТЕЛЬ. Остановка! Откройте глаза. Волшебная страна чудес полна. Посмотрите перед нами какое-то сооружение. Что это?

(На доске картинка – шалаш.)

ДЕТИ. Шалаш

УЧИТЕЛЬ. Да, но ведь это не случайно, во-первых, в нем можно отдохнуть, укрывшись от непогоды, а еще почему?

ДЕТИ. В этом слове два звука [ш] в начале слова и в конце.

УЧИТЕЛЬ. Давайте войдем туда и отдохнем! Но тут замок, открыть который мы сможем без труда, если составим схему к слову шалаш и дадим характеристику этому звуку.

(Дети у себя на партах составляют схему, а 1 ученик у доски на демонстрационной доске.)

УЧИТЕЛЬ. Давайте проверим, у кого есть ошибки, исправляйте.

Итак, какой же это звук, дайте характеристику.

ДЕТИ. Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса, твердый.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! А у меня есть тайна, ее я вам открою, этот звук бывает только твердый, и вы в этом сможете не раз убедиться. А теперь добро пожаловать в шалаш. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу сказку “Про мышонка Мышу”. Вы внимательно послушайте ее и запомните как можно больше слов со звуком [ш], которые встретятся в сказке.

(У учителя в руках мягкая игрушка-мышка.)

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.

Я их съел… Нечаянно…

Как съел? Ах ты, шалопай!

Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.

А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнатУчитель.

Змея… – шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили. (Г. Юдин)

(Ответы детей.)

(За правильные ответы дети получают разноцветные шарики и складывают их на парте.)

УЧИТЕЛЬ. Как много слов вы запомнили. Молодцы! Мы все испытания прошли, а теперь пора познакомиться с буквой, которой мы будем обозначать всегда твердый согласный, глухой звук [ш].

Это буква “ша” (Дети повторяют хором.)

IV. Знакомство с буквой

(На доске образцы печатных и письменных букв. Шш Шш )

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание, две печатные и две письменные буквы. Они похожи. А какие различия? (Ответы детей.)

(На доске слоги.)

Чтение с доски.

ша     шу     ши      ше     шо

уш     аш     иш      еш     ош     ыш

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание, слога шы нет. Я вам открою вторую тайну, буква “ша” и ы не дружат, поэтому вместе никогда не встают.

УЧИТЕЛЬ. Встреча с буквой состоялась, а значит, нас ждут интересные задания и развлечения, но для этого надо сделать небольшую разминку, чтобы научиться быстро читать.

1. Чтение слоговых таблиц:

1-я слоговая таблица с изученной буквой.

шну   лыш
дыш   шип
шук   крош
мыш   даш
лаш   шуб

2-я таблица с ранее изученными буквами.

ник   лан
ран   кры
кро   пов
тов   рик
бан   дра

2. Чтение слов, напечатанных на доске:

шум   шут   ландыш
шумок   шутка   камыш
шумит   шутник   шнурок
шумный   пошутили   шалаш

УЧИТЕЛЬ. Внимательно еще раз прочтите последнее слово, вы ничего не заметили. Это ведь непростое слово.

ДЕТИ. Это слово-перевертыш.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! В волшебной стране и не такие чудеса бывают.

3. Работа по учебнику

УЧИТЕЛЬ. А сейчас я вам предлагаю прочитать стихотворение, а о ком оно, узнайте.

(Учитель читает загадку.)

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?

ДЕТИ. Петушок.

УЧИТЕЛЬ. Правильно.

1. Прочитайте стихотворение в Азбуке (с. 142).

Цель: знакомство со стихотворением.

– Найдите слова, в которых встречается буква “ша”.

2. Жужжащее чтение

Цель: отработка выразительного чтения.

3. Проверка

Дополнительно (для хорошо читающих учащихся) на отдельных листочках раздаются загадки:

1.

Маленький рост, длинный хвост,
серая шубка, острые зубки. (Мышь)

2.

На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

3.

Два брюшка, 4 ушка. (Подушка)

4.

Глазищи, усищи,
А моется всех чище. (Кошка)

Проверка дополнительной работы. (Все загадки прочитываются учащимися всего класса вслух.)

V. Музыкальная физкультминутка для глаз

(Аудиокассета. Волшебные голоса природы. Малыш в лесу. Утро. Эдвард Григ.)

VI. Работа на формализованных бланках.

Детям раздаются заранее подготовленные листы с заданиями.

(1-й вариант – для детей с высокими учебными возможностями, 2-й вариант – для детей с низкими учебными возможностями.)

УЧИТЕЛЬ. Первое задание (общее для всех)

Рисунок 1

Рисунок 1

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, какая перед вами необычная елочная игрушка. Что вы заметили?

ДЕТИ. На елочной игрушке буквы “ша” печатные и письменные.

УЧИТЕЛЬ. Давайте украсим игрушкУчитель.

1 – проведите линии по пунктиру ручкой.

2 – раскрасьте игрушку.

3 – напечатайте слово шарик (для тех, кто быстро справляется с заданием дополнительно предлагается напечатать слово игрушка).

(Дети самостоятельно выполняют работу.)

Проверка

УЧИТЕЛЬ. 2 задание (по вариантам). – Узнай, как нас зовут и напиши.

________________

_____________________

___________________

1-й вариант

Мы – это Саша, Миша и Антошка.
У Антошки и Саши нет шайбы.
У Саши и Миши нет самоката.

2-й вариант

Саша катается на лыжах.
Миша играет в хоккей.
Антошка держит самокат.

Проверка.

ДЕТИ. Мальчик с самокатом – Антошка, на лыжах – Саша, играет в хоккей – Миша.

УЧИТЕЛЬ. Какая лишняя картинка? Почему?

ДЕТИ. Картинка с мальчиком на самокате, так как – это не зимний вид спорта.

УЧИТЕЛЬ. Какие зимние виды спорта вы знаете?

ДЕТИ. Фигурное катание, конькобежный спорт, прыжки с трамплина…

УЧИТЕЛЬ. 3 задание (по вариантам).

Подчеркнуть “нужное” слово.

(Учитель читает задание общее для всех вслух, а слова, из которых надо выбрать “нужные” – дети читают самостоятельно.)

1-й вариант

  • В каком жилище проводит зиму медведь?

нора, гнездо, берлога, будка

  • Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?

берёза, ель, дуб, сосна

  • Какие месяцы года не относятся к зимним?

декабрь, ноябрь, февраль, январь, март

2-й вариант

  • В каком жилище проводит зиму медведь?

нора, берлога, будка

  • Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?

дуб, ель, сосна

  • Какие месяцы года не относятся к зимним?

декабрь, ноябрь, февраль, январь

Проверка.

VII. Итог урока

УЧИТЕЛЬ. С каким звуком вы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте его.

ДЕТИ. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

УЧИТЕЛЬ. Как называется буква, которой мы обозначаем звук [ш]?

ДЕТИ. Буква “ша”

VIII. Рефлексия

А теперь все ребята, которые за правильные ответы получали шарики, выходите к доске и разместите их со сказочными героями на фланелеграфе.

Посмотрите, как у нас стало сказочно красиво!

Молодцы! Урок окончен. Спасибо!