Цели и задачи урока:
- осуществить переход от учебника “Азбука” к учебнику “Русский язык” для 1-го класса;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- помочь детям увидеть свои достижения и осознать необходимость новых знаний;
- обогащать опыт общения детей с взрослыми и друг с другом.
Оборудование:
- таблица с ребусами, занимательными заданиями (см. Приложение1);
- карта путешествия, начерченная в соответствии с ходом выполнения конкурсных заданий (см. Приложение 4);
- выставка книг, посвященных родному языку;
- карточки с буквами (см. Приложение 3);
- костюм Красной Шапочки;
- плакаты с пословицами: “Книга – лучший друг”, “Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает”.
Ход урока:
I. Мобилизующее начало урока.
II. Вступительное слово учителя.
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам нашего первого учебника “Азбука”. Путешествие будет веселым, и интересным. Правда вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. И еще: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдет испытание на знание букв русской азбуки. Итак, начинаем! Вы должны угадать все буквы!
Вот буква, вроде шалаша!
Неправда ль, буква хороша.
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)Буква странная какая –
Жить не может не шагая,
Удивляются ей вслед:
Ноги есть, а тела нет. (Л)Если букву положить,
На очки она похожа,
На носу ее носить
Я считаю нам негоже. (В)На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (Листы карты путешествия вывешиваются на доску).
Остановка 1-ая. “Угадай-ка!”
Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. (Загадки читают ученики).
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ).Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд –
Сразу все заговорят. (Буквы).У каждой девчонки, любого мальчишки,
В портфеле есть эта заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Известную книжку с названьем … (Букварь).
Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием “Смекалка” вам придется хорошенько подумать над трудными заданиями, которые приготовила для вас Мудрая Сова.
Остановка 2-ая “Смекалка”.
Ребусы Мудрой Совы.
Какие слова в них зашифрованы? (Голова, волк, рукава, ложка).
(см. Приложение 1).
Остановка 3-я. “Учебная”.
Теперь мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками. (см. Приложение № 2).
Назовите слово, состоящее из трех слогов.
В каком слове только один слог?
А теперь попробуйте в стихотворении отыскать буквы, стоящие не на своем месте.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.Маша мчится к маме.
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами.Закричал охотник: “Ой,
двери гонятся за мной”.
Остановка 4-ая “Сказочная”.
А теперь наш путь – в сказку. На этой остановке нас ждет Красная шапочка. Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите. (Входит девочка в костюме Красной шапочки и читает отрывки из сказок).
— Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавль”).
— Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. (“Репка”).
— Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (“Теремок”).
Остановка 5-ая “Лесная”.
Вот вы и добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ежик. Ему нужна ваша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы и по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!
(Соревнования между двумя командами детей. См. Приложение 3)
Остановка 6-ая “Скороговорка”.
Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон!Осип охрип, Архип осип.
От топота копыт пыль по полю летит.
III. Заключительное слово учителя.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Сегодня вы путешествовали по страницам “Азбуки” в последний раз.
IV. Поздравительное слово библиотекаря.Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много вы узнали!
Ах, как много вы прочли!
Был ваш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Вас другие книжки ждут.
— Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в чудесный город, а я – хозяйка этого города, и зовут меня … Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжкин город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать! (Библиотекарь читает клятву).
— Брать книгу только чистыми руками.
Все: — Клянемся!
— Обернуть книгу, вложить в нее закладку.
Все: — Клянемся!
— Не перегибать книгу при чтении.
Все: — Клянемся!
Знакомство с новым учебником “Русский язык” 1 класс.