Урок-путешествие «По страницам "Азбуки". Обучение грамоте». 1-й класс. Программа "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи урока:

  • осуществить переход от учебника “Азбука” к учебнику “Русский язык” для 1-го класса;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • помочь детям увидеть свои достижения и осознать необходимость новых знаний;
  • обогащать опыт общения детей с взрослыми и друг с другом.

Оборудование:

  • таблица с ребусами, занимательными заданиями (см. Приложение1);
  • карта путешествия, начерченная в соответствии с ходом выполнения конкурсных заданий (см. Приложение 4);
  • выставка книг, посвященных родному языку;
  • карточки с буквами (см. Приложение 3);
  • костюм Красной Шапочки;
  • плакаты с пословицами: “Книга – лучший друг”, “Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает”.

Ход урока:

I. Мобилизующее начало урока.

II. Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам нашего первого учебника “Азбука”. Путешествие будет веселым, и интересным. Правда вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. И еще: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдет испытание на знание букв русской азбуки. Итак, начинаем! Вы должны угадать все буквы!

Вот буква, вроде шалаша!
Неправда ль, буква хороша.
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)

Буква странная какая –
Жить не может не шагая,
Удивляются ей вслед:
Ноги есть, а тела нет. (Л)

Если букву положить,
На очки она похожа,
На носу ее носить
Я считаю нам негоже. (В)

На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (Листы карты путешествия вывешиваются на доску).

Остановка 1-ая. “Угадай-ка!”

Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать загадки. (Загадки читают ученики).

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).

Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ).

Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд –
Сразу все заговорят. (Буквы).

У каждой девчонки, любого мальчишки,
В портфеле есть эта заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Известную книжку с названьем … (Букварь).

Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием “Смекалка” вам придется хорошенько подумать над трудными заданиями, которые приготовила для вас Мудрая Сова.

Остановка 2-ая “Смекалка”.

Ребусы Мудрой Совы.

Какие слова в них зашифрованы? (Голова, волк, рукава, ложка).

(см. Приложение 1).

Остановка 3-я. “Учебная”.

Теперь мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками. (см. Приложение № 2).

Назовите слово, состоящее из трех слогов.

В каком слове только один слог?

А теперь попробуйте в стихотворении отыскать буквы, стоящие не на своем месте.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.

Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

Маша мчится к маме.
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами.

Закричал охотник: “Ой,
двери гонятся за мной”.

Остановка 4-ая “Сказочная”.

А теперь наш путь – в сказку. На этой остановке нас ждет Красная шапочка. Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите. (Входит девочка в костюме Красной шапочки и читает отрывки из сказок).

— Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавль”).

— Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. (“Репка”).

— Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (“Теремок”).

Остановка 5-ая “Лесная”.

Вот вы и добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ежик. Ему нужна ваша помощь.

Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы и по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!

(Соревнования между двумя командами детей. См. Приложение 3)

Остановка 6-ая “Скороговорка”.

Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Осип охрип, Архип осип.

От топота копыт пыль по полю летит.

III. Заключительное слово учителя.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Сегодня вы путешествовали по страницам “Азбуки” в последний раз.

Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много вы узнали!
Ах, как много вы прочли!
Был ваш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Вас другие книжки ждут.

IV. Поздравительное слово библиотекаря.

— Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в чудесный город, а я – хозяйка этого города, и зовут меня … Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжкин город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать! (Библиотекарь читает клятву).

— Брать книгу только чистыми руками.

Все: — Клянемся!

— Обернуть книгу, вложить в нее закладку.

Все: — Клянемся!

— Не перегибать книгу при чтении.

Все: — Клянемся!

Знакомство с новым учебником “Русский язык” 1 класс.