Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе по теме: "Обращаемся в орфографическое справочное бюро"

Разделы: Начальная школа


Цели: научить решать орфографические задачи, используя словарь, составить алгоритм нахождения слов по словарю.

1. Организационный момент

2. Чистописание

е/и г/к

п . ро .

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает звук: согласный, сонорный, парный твёрдый.

Какая это буква?

Рр

Сколько орфограмм гласных в слове "пирог"? Почему буквы “е” или “и” это “опасное” при письме место?

Сколько орфограмм согласных? Почему буквы “г” или “к” “опасное” при письме место?

Запишите слово [п 'ирок], оставляя на месте орфограмм “окошки”.

3. Сообщение темы и цели урока

А где узнать, как пишется слово пирог и другие слова? (Спросить у взрослых.)

А может быть, есть какое-нибудь справочное бюро, в которое мы сможем обратиться? (Словарь.)

Итак, цель нашего урока - научиться решать орфографические проблемы, используя словарь, составить программу действий работы со словарём.

4. Изучение нового материала

Вы уже знаете, что словари бывают разные. Какие? (Толковый словарь С.И.Ожегова, словарь иностранных слов, словарь синонимов.)

Какой же словарь нам сегодня потребуется?

Давайте, сравним наши предположения со сведениями, которые нам сообщают авторы учебника на стр.46 учебника.

Прочитайте внимательно и подчеркните простым карандашом сведения, которые будут для вас новыми на этом уроке.

Верно ли наше предположение?

Какой словарь нам потребуется?

Откройте орфографические словари. Обратите внимание, в каком порядке расположены слова в словаре? (Слова в словаре расположены по алфавиту.)

Таким словарём пользуются ученики старших классов.

А для вас мини-словарь помещён в задачнике. Откройте последнюю страницу. Что общего между словарём для старшеклассников и мини- словарём в нашем задачнике? (Слова расположены по алфавиту.)

Но в отличие от словаря для старшеклассников они все разбиты на группы.

Какие это группы?

Чтобы орфографический словарь стал помощником, надо научиться искать в нём нужные нам слова.

Давайте составим программу действий работы со словарём.

1 действие.

До обращения к словарю нам надо понять, из каких букв мы выбираем правильную. (Из букв “е” или “и”.)

2 действие.

Определяем, в какой группе мы будем искать слово "пирог"?

(В группе “еда”.)

Найдите группу “еда”.

3 действие.

Определяем, с какой буквы начинается слова "пирог"?

Найдите в группе “еда” первое слово, которое начинается с буквы “п”.

Какое это слово? (Петрушка.)

4 действие.

Определяем, пишется ли слово пирог с буквой “е”.

5 действие.

Продолжаем поиск и определяем, пишется ли слово пирог с буквой “и”.

Какой выбор вы сделали? (Буква “и”.)

Зачёркиваем букву “е” над окошком. Зелёной ручкой вписываем в окошко букву “и”.

Какую букву напишем в конце слова? Впишите букву “г” в слово "пирог" зелёной ручкой.

6 действие.

Теперь нужно прочитать слово, как написано и сверить со словарём.

А теперь давайте сверим нашу программу действий с правилами работы со словарём, которые нам рекомендуют авторы учебника на стр. 47.

Прочитайте и подчеркните советы авторов, которыми мы не использовали в нашей работе. (Чтобы лучше запомнить, можно записать слово по памятке 1 ещё раз полностью.)

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

А кому из вас надо потренироваться искать слова в словаре по программе действий работы со словарём? Давайте тренироваться.

Откройте задачник на стр. 140, упр. 140. Прочитайте стихотворение Ю.Тувима громким шёпотом, готовясь читать выразительно вслух. Прочитайте стихотворение вслух.

Найдите и отметьте орфограммы сначала в словах, написанных буквами. Теперь отметьте орфограммы в словах, записанных звуками. В каком слове не встретилось орфограмм? Запишите слова с окошками, покажите выбор букв. Для того чтобы правильно сделать выбор букв, куда нам надо обратиться?

(К орфографическому словарю.)

Соблюдая программу действий работы со словарём, решаем орфографические задачи в слове картошка и т.д.

В словах "горох", "петрушка" решаем орфографические задачи самостоятельно в парах. Прочитайте слова "горох", "петрушка" орфографически.

7. Рефлексия деятельности

Что нового открыли для себя на уроке?

Кому необходимо повторить порядок работы со словарём?

Что повторили на уроке?

8. Домашнее задание

Откройте учебник на стр.40, упр. 141.