Развитие речи в курсе обучения элементарным математическим представлениям дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

  • Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь.)
  • Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, но и завершить высказывание.
  • Речь должна быть точной, то есть ребёнок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
  • Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
  • Выразительность и точность речи предполагают её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (так называемых слов – паразитов: ну, значит, это, типа, и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

.Группа дошкольников, в которой велась работа, состояла из восьми детей 3-4 лет. Помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности стало основной целью работы, для достижения которой были определены следующие задачи:

  1. Развивать умение слушать.
  2. Обогатить словарный запас детей.
  3. Развивать умение аргументировать свои высказывания, помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли, учить описывать свойства предметов, объяснять их сходства и различия.
  4. Формировать грамматически правильную речь.

Рассмотрим более подробно приёмы и формы работы, которые применялись в нашей практике.

Использование дидактических игр

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике представляли собой систему дидактических игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались и делали открытия. В ходе этих игр создавались такие ситуации, где ребёнку необходимо было сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы. Организуя «открытия», направляя поисковые действия, перед детьми ставились проблемные ситуации. Например, детям предлагалось прокатить через ворота 2 предмета (шар и куб). В результате собственных действий ребята установили, что шар катится потому, что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Ребёнок, рассуждая, сделал собственные умозаключения, выводы, выразил их в речи.

Другой пример. Соревнования. Детям давались две ленточки разной длины и разного цвета, прикреплённые к палочкам. Нужно скрутить ленточки. Победителем всё время оказывался тот ребёнок, у которого белая лента. Вопрос: «Почему?» Дети сами нашли ответ, сравнивая ленты по длине методом приложения, и сделали вывод: «Белая лента короче синей, поэтому её быстрее можно намотать на палочку».

Специально были подготовлены игры, с помощью которых на занятиях по математике создавались ситуации, где от детей требовались собственные рассуждения. Например, задания «Что изменилось?» Детям предлагалась картинка.

Отрабатывая с детьми пространственные представления, речь детей активизировалась наводящими вопросами:

  • Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?
  • Что находится слева от домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?
  • Кто находится внутри домика? Снаружи?
  • Кто из героев сказки «Репка» нарисован на картинке, не нарисован?

В процессе беседы от детей требовались полные ответы. Затем выставлялась вторая картинка. Дети должны были объяснить, чем эта картинка отличается от первой:

  • временем года;
  • машина была слева от домика, а стала справа;
  • на первой картинке легковая машина, а на второй грузовая;
  • перед домом были цветы, а стал снеговик и т.д.

Ребята с удовольствием выполняли такие задания. Здесь можно использовать соревновательный элемент: кто найдёт больше отличий.

«Снеговики»

Вот зайчишка у реки встал на задних лапках…
Перед ним снеговики с мётлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,
Но что общего у них, он понять не может.

Формируя умение сравнивать предметы по ширине и толщине, использовалось аналогичное задание. Это задание, наряду с тем, что помогло включить в активный словарь детей слова «шире», «уже», «толще», «тоньше», также способствовало развитию умения строить предложения.

Научить ребёнка строить сложные предложения помогла игра «Концовки». Здесь отрабатывались понятия, противоположные по значению. Детям давалось задание закончить предложение.

1. Если подоконник выше стола, значит стол... (ниже подоконника).
2. Если Владик выше Вадима, значит, Вадим...
3. Если Катя сидит правее Инессы, значит Инесса сидит...
4. Если Никита живёт дальше от школы, чем Стасик, значит, Стасик живёт... и т.д.

Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи использовалось аналогичное задание закончить предложение.

1. Маша надела шубу, шапку, шарф, потому что... Почему? (Потому что пришла зима, потому что стало холодно и т.д.)
2. Мама стирает одежду, потому что…Почему?

Изучая тему «Один - много», занимались с детьми грамматическим тренингом. Дети учились правильно употреблять существительные во множественном числе в Р.п. Например: один зайчонок - много зайчат, один волчонок - много волчат, один ребёнок - много ребят и т.д.

Грамматический тренинг можно совмещать с физминуткой. Так, например, читая стихотворение, дети заканчивали строчку, используя различные формы слова:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

Использование отрывков из художественных произведений

Часто занятиям по математике предшествовала предварительная работа по чтению художественной литературы и обсуждению прочитанного. А само занятие являлось разыгрыванием истории, сказкой с продолжением. Так, например, изучая тему «Объём и вместимость», предварительной работой было чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом». Чтобы приступить к теме занятия, дети вспомнили содержание эпизода, где случился пожар. Помощью в пересказе отрывка служили иллюстрации к сказке. Малышам был задан вопрос: «Поможем кошке потушить пожар?»

Дети с удовольствием согласились. Таким образом, перешли к изучению темы занятия.

Изучая порядковый счёт, вспомнили сказку «Репка». С помощью пальчикового театра разыграли сказку по ролям одновременно считая, какими по счёту были бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Использование пересказа отрывков произведений на занятиях по математике явилось хорошим способом овладения связной речью.

Использование сюжетно-ролевой игры

Предварительной работой к занятиям по математике нередко служила сюжетно-ролевая игра. Умение обобщать предметы по общему признаку было организовано по многим темам. Например, «Продажа овощей и фруктов в магазине». Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это помогает ребёнку усваивать понятие категории обобщения. Например, в родовое понятие «овощи» входит множество видовых: «картофель», «капуста», «морковь» и т.д. Непосредственно на занятии по математике отправлялись «по магазинам». На столах были разложены карточки с изображением видовых понятий, одна карточка лишняя. Детям давалось задание определить, в какой магазин мы зашли (назвать родовое, обобщающее понятие), определить, что лишнее в магазине, «купить» заданное количество товара, а лишний предмет отнести в соответствующий магазин.

Для отработки обобщающих понятий можно использовать такие задания:

1. Продолжи ряд:

  • Груша, яблоко...
  • Репка, картошка...
  • Стул, диван...
  • Воробей, синица...

2. Назови одним словом:

  • Рубашка, майка, свитер, брюки - это...
  • Сандалии, ботинки, сапоги - это...

3. Найди лишнюю картинку:

  • Карась, сом, утка.
  • Яблоко, лимон, репа.
  • Стол, часы, диван и т.д.

Огромный интерес у детей вызывали «путешествия». Во время таких «путешествий» на поезде, построенном из стульев, наряду с формированием навыков количественного и порядкового счёта, ребята представляли, что они могли увидеть в окно поезда слева и справа. Таким образом, каждый ребёнок имел возможность пофантазировать и выразить свои мысли вслух.  

Использование раздаточного материала

В дополнение к практическому курсу «Игралочка» были подготовлены карточки. Исследуя различные математические объекты, изображённые на карточках, дети учились находить логические закономерности, продолжать их, выполнять задания, допускающие различные варианты решения, выражать свои умозаключения в речи. Учитывая, что в группе находились дети с разным уровнем подготовленности и развития, материал подбирался разной сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

 Рассуждения детей

  • «Все фигуры – круги, а один квадрат. Он лишний, так как отличается по форме».
  • «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером. Все круги синие, а один красный. Он отличается цветом».
  • «Все квадраты маленькие, а один большой. Большой квадрат лишний. Он отличается размером».
  • «Все круги жёлтые, а один красный. Красный круг лишний. Он отличается цветом».
  • «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером».
  • «Здесь нет лишней фигуры, т.к. все фигуры – маленькие красные квадраты».

Для более подготовленных детей подбирались более сложные задания. Ребятам давался образец рассуждений, помогающий правильно выполнить задания.

  1. Как фигуры чередуются в столбцах?
  2. Как фигуры чередуются в строках?
  3. Что меняется (форма, размер, цвет)?
  4. Какой фигуры не хватает?

Рассуждения детей: «У первой фигуры три полоски смотрят вправо, у второй – две полоски смотрят вправо, у третьей – одна. Значит, у недостающей фигуры ни одной полоски, смотрящей вправо».
Найти лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Рассуждения детей: «У всех цветов три лепестка, а у одного четыре. Цветок с четырьмя лепестками лишний».

Часто детям предлагалось самостоятельно придумать свою закономерность, используя счётный материал, игрушки, природный материал, окружающие предметы и объяснить свой выбор. Примеры таких закономерностей: помидор, яблоко, огурец, груша (чередование овощей и фруктов). Следующая закономерность: мальчик, девочка, мальчик, девочка.

С большим интересом ребята сами придумывали задания на нахождение лишнего предмета и предлагали решить такие задания друг другу. Например: помидор, огурец, репка, лук. Ответ детей: «Помидор, лук и репка круглые, а огурец овальный. Он лишний». Другой пример: блюдце, чашка, сахарница, нож. Ответ детей: «Нож лишний, потому что он относится к столовым приборам, а всё остальное – чайная посуда».

Все перечисленные методы и приёмы, использованные в течение учебного года, дали положительный результат:

  • у детей обогатился словарный запас;
  • благодаря созданию речевых ситуаций, у ребят активизировался словарный запас;
  • игровые ситуации, положительный эмоциональный окрас занятий поддерживали интерес у детей и способствовали развитию внимания, умению слушать;
  • дети учились грамотно выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, правильно использовать грамматические формы слов.

Выбранные приёмы могут быть использованы другими педагогами в работе с дошкольниками.

Используемая литература

1. Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва «Баласс», 2001.

2. В.П. Новикова. «Математика в детском саду». Москва: «Мозаика-Синтез», 2000.

3. М.Р. Львов «Методика развития речи» Москва: «Просвещение», 1985.

4. М.А. Беженова. «Весёлая математика» Донецк: «Сталкер», 2000.

5. Л.Я. Береславский «Азбука логики» Москва: «Астрель», 2001.

6. Л.Н. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва: «Рольф», 2000.