Конспект открытого урока по окружающему миру в 1-м классе по теме: "Осень"(обобщение)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени;

  • учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного и животного мира;

  • знакомить с природными особенностями осенних месяцев;

  • развивать умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материалы к занятию:

  • иллюстрации с изображением русской природы;

  • цветок-годовик;

  • карточки-схемы для календаря погоды, ёжик, белочка, видеозарисовка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1. Круг (цветок-годовик).

Назвать по цветку-годовику времена года.

2.Загадка об осени:

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

-О каком времени года загадка?

-Как вы догадались?

3.Игра «Помоги зверькам».

- Встретились ёжик и белочка, посмотрели на картину.

- Ёжик говорит, что это лето, а белочка засомневалась. Кто же прав?

- Почему это осень, докажите.

4. Выявление главных признаков и их взаимосвязи.

Знайка дал задание определить главные признаки осени. Если правильно определите, то страница откроется.

- Какие птицы улетают?

- Какие не улетают?

- Как вы думаете, почему?

- А если люди не будут одеваться по погоде?

- Вывод: одеваемся по погоде.

- Вся ли осень одинакова?

- Есть ранняя и поздняя осень.

- Что бывает ранней осенью?

- Чем отличается ранняя осень от поздней?

5. Игра «Кто внимательный».

- Хлопнуть в ладоши, если услышите признак осени.

6.Физминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

7. Фронтальная беседа.

- Есть ранняя осень, а есть поздняя.

- Сколько осенних месяцев?

- Назовите осенние месяцы.

- А раньше называли по-другому.

Сентябрь - златоцвет, листопадник, ревун.

-Как вы думаете, почему так называется?

-Чем радует нас сентябрь?

-Найдите иллюстрацию, которая подходит сентябрю.

Октябрь - грязни, ветродуй, листобой.

-Почему так называется?

- Найдите иллюстрацию.

Ноябрь - полузимник.

-Почему?

-В каком месяце ранняя осень, поздняя?

8. Лексическая работа.

- Объясните смысл пословиц и поговорок:

  1. «Сентябрь птиц в дорогу торопит».
  2. «В октябре семь погод на дворе».
  3. «Ноябрь – ледовый кузнец».

9. Инсценировка «Животные на поляне».

(Дети выбирают маски животных (заяц, лиса, волк, медведь, ёжик) и рассказывают о том, как эти животные готовятся к зиме.

10. Показ видеозарисовки под музыку Вивальди.

- Давайте полюбуемся осенью.

III. Итог.

- Что радует осенью?

- Что удивляет?

- Что огорчает

- Осень-это хорошо или плохо?

- Что плохо?

- Что хорошо?