Цели:
обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного и животного мира;
знакомить с природными особенностями осенних месяцев;
развивать умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материалы к занятию:
иллюстрации с изображением русской природы;
цветок-годовик;
карточки-схемы для календаря погоды, ёжик, белочка, видеозарисовка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Работа по теме.
1. Круг (цветок-годовик).
Назвать по цветку-годовику времена года.
2.Загадка об осени:
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-О каком времени года загадка?
-Как вы догадались?
3.Игра «Помоги зверькам».
- Встретились ёжик и белочка, посмотрели на картину.
- Ёжик говорит, что это лето, а белочка засомневалась. Кто же прав?
- Почему это осень, докажите.
4. Выявление главных признаков и их взаимосвязи.
Знайка дал задание определить главные признаки осени. Если правильно определите, то страница откроется.
- Какие птицы улетают?
- Какие не улетают?
- Как вы думаете, почему?
- А если люди не будут одеваться по погоде?
- Вывод: одеваемся по погоде.
- Вся ли осень одинакова?
- Есть ранняя и поздняя осень.
- Что бывает ранней осенью?
- Чем отличается ранняя осень от поздней?
5. Игра «Кто внимательный».
- Хлопнуть в ладоши, если услышите признак осени.
6.Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
7. Фронтальная беседа.
- Есть ранняя осень, а есть поздняя.
- Сколько осенних месяцев?
- Назовите осенние месяцы.
- А раньше называли по-другому.
Сентябрь - златоцвет, листопадник, ревун.
-Как вы думаете, почему так называется?
-Чем радует нас сентябрь?
-Найдите иллюстрацию, которая подходит сентябрю.
Октябрь - грязни, ветродуй, листобой.
-Почему так называется?
- Найдите иллюстрацию.
Ноябрь - полузимник.
-Почему?
-В каком месяце ранняя осень, поздняя?
8. Лексическая работа.
- Объясните смысл пословиц и поговорок:
- «Сентябрь птиц в дорогу торопит».
- «В октябре семь погод на дворе».
- «Ноябрь – ледовый кузнец».
9. Инсценировка «Животные на поляне».
(Дети выбирают маски животных (заяц, лиса, волк, медведь, ёжик) и рассказывают о том, как эти животные готовятся к зиме.
10. Показ видеозарисовки под музыку Вивальди.
- Давайте полюбуемся осенью.
III. Итог.
- Что радует осенью?
- Что удивляет?
- Что огорчает
- Осень-это хорошо или плохо?
- Что плохо?
- Что хорошо?