Урок математики в 1-м классе "Сложение и вычитание в пределах 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить сравнивать, вычитать и складывать в пределах 7.
  • Закрепить знание состава числа 7, повторить соотношение между частью и целым.
  • Развивать мыслительные операции, речь, интерес к математике.
  • Воспитывать любовь к природе.

Материалы к уроку:

  • Рисунки Мудрой совы, белочки, елочки, ветки рябины.
  • Перфокарты в виде снегирей.
  • Карточки с числами.
  • Замок-вокзал.
  • Грамзапись песни “Голубой вагон”.

I. Организационный момент

У. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья.

Д. Здравствуйте.

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.

II. Постановка учебной задачи

1) У. Какое сегодня число?

Д. 5 декабря.

У. Что вы знаете о числе 5?

Д. Обозначается цифрой 5, однозначное, нечётное.

У. Вспомните стихотворение об этой цифре.

Д.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

У. Назовите соседей числа 5.

Д. 4 и 6.

У. Из каких частей состоит число 5? Покажите на карточках.

Д. 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

У. Сколько получится, если к 5 прибавить 2?

Д. 7.

У. Что узнали о числе 7?

Д. Обозначается цифрой 7, однозначное, нечётное.

У. Есть много пословиц и поговорок, в которых встречается число 7. Назовите их.

Д.

Лук от семи недуг.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Семеро одного не ждут.

У. Покажите число, которое следует за числом 7? Число, которое предшествует числу 7?

Молодцы! Сегодня на уроке мы будем повторять состав числа 7.

2) У. Кто-то стучится в наш класс. Это почтальон принёс телеграмму. Я её сейчас прочитаю.

Дорогие ребята!

Я хочу подружиться с вами и приглашаю в путешествие.

А подписи нет. Кто же это может быть? Чтобы понять, кто послал телеграмму, надо выполнить задание. Поставьте числа по порядку:

1  2  4  3  5  7  6  8  9   10

Проверяем. Считаем в прямом порядке, в обратном порядке.

Поворачиваю карточки. Так от кого же пришла телеграмма? (На обратной стороне карточек написано Мудрая сова)

Мудрая сова приглашает нас отправиться в увлекательное путешествие.

III. Работа над новым материалом

1) У. Откройте учебники на стр.5, задание 4. Мы попадаем в здание вокзала. Архитектура ж/д и автовокзалов очень интересна. Здания эти многоэтажные, красивые, у них много окон. А чем необычен наш вокзал?

Д. Сумма точек и чисел должна равняться 7.

У. Повторяем состав числа 7.

Игра “Японская машинка”

Хлопок в ладоши, шлепок по коленкам, щелчок правой рукой, щелчок левой рукой. Говорим на щелчки:

7 – это 1 и 6
7 – это 2 и 5
7 – это 3 и 4
7 – это 4 и 3
7 – это 5 и 2
7 – это 6 и 1

Выполните задание самостоятельно.

Проверка.

2) У. Чтобы получить билеты на поезд, нужно выполнить задание. Сравнить числа:

На доске

4....6     1....1

2....3     5....7

5....2     6....3

4....4     1....7

(Дети выходят к доске цепочкой и ставят нужный знак).

У. Билеты получены, выходим на перрон.

3) У. На здании вокзала птичка свила гнездо. В ваших учебниках она в задании 5. Прочитайте первый пример под числовым отрезком. Какие действия будем выполнять?

Д. 1+4+2, два действия сложения.

У. Птичка из точки 1 перелетела на 4 единицы вправо (покажите стрелкой), а потом на 2 деления вправо. В какой точке оказалась птичка? Запишите ответ в окошко. (7)

Прочитайте 2 пример.

Д. 5-2+3

У. Какие действия будем выполнять?

Д. Сначала вычитание, потом сложение.

У. Птичка из точки 5 перелетела на 2 единицы влево, а затем на 3 деления вправо, оказалась в точке 6. Запишите ответ в окошко.

4) У. Нам надо узнать номер вагона, для этого решим цепочку примеров:

5) У. Мы заняли места в вагоне №6. Чтобы скоротать время, путешественники читают, рассказывают истории, играют.

Игра “Будь внимательным”

Найдите № 6 на стр. 5.

Что вы можете сказать о фигурах, изображенных на рисунках?

Д. Это одни и те же фигуры, их 7.

У. По какому признаку разделены фигуры на 1 рисунке?

Д. По размеру.

У. На 3 рисунке?

Д. По форме.

У. А по какому признаку можно разбить фигуры на 2 рисунке?

Д. По цвету.

У. Составляем и записываем выражения по 1 рисунку.

Д.

1+6=7
6+1=7
7-1=6
7-6=1

У. Каким свойством сложения пользовались при составлении 2 примера? Назовите части, целое.

По 2 рисунку.

Д.

2+5=7
5+2=7
7-2=5
7-5=2

У. Как получены примеры на вычитание?

Д. Если из целого вычесть одну часть, то получится другая часть.

У. Какое выражение можно составить по 3 рисунку?

Д. 4+3=7

У. Остальные выражения запишите самостоятельно.

Проверка.

У. Что означают числа 4 и 3? 7?

6) У. Едем в поезде. Мы уже устали сидеть, хочется подвигаться. А зарядка у нас математическая.

(Учитель называет примеры, дети выполняют действия).

2+1 столько раз ногами топнем.
3+2 столько раз в ладони хлопнем.
4-1 мы присядем столько раз.
6-1 мы наклонимся сейчас.
1+1 мы подпрыгнем столько.
Ай да счёт, играй и только!

7) У. За окном вагона – рябина. Гроздья красных ягод после мороза стали сладкими, полакомиться ими прилетели снегири – наши зимние гости. Вспомните состав числа и заполните окошки.

(Перфокарты в виде снегирей раздаются 3 детям, они работают самостоятельно на своих местах).

А рядом с рябиной скачет по еловым веткам проворная белочка. Послушайте задачу в стихах:

Я нашел в дупле у белки
5 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!

Так сколько же у неё орешков?

Д. 6.

У. Ребята, а для чего белочка собирает грибы и орешки?

Д. Чтобы зимой было что кушать.

8) У. Снегири клевали ягоды, накидали веточек. Так хочется взять палочку и написать на снегу.

Пусть все лесные жители посмотрят, как мы умеем писать цифру 7.

На что похожа цифра 7?

Д. Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.

У. Давайте вспомним, как писать цифру 7. Посмотрите на образец в учебнике, какую закономерность увидели?

Д. Две цифры семь, а потом одна в чередовании.

У. Допишите строчку до конца.

9) У. Отправляемся в обратную дорогу, а она обычно кажется очень короткой. (Звучит песня “Голубой вагон”).

Чтобы было не скучно ехать, считаем через 2 до 20.

10) У. А сейчас объявляется конкурс на самого внимательного пассажира. Задание №7. К нашему поезду прицеплены необычные тележки. Вставьте недостающие числа. Кто догадался?

Д. Число, записанное на тележке, равно сумме чисел, записанных на колёсах. II тележка – 6, III – 2, IV – 2.

IV. Итог урока

У. Наше путешествие подходит к концу. Понравилось оно вам? А что особенно запомнилось? Для чего мы отправлялись в путешествие?

Д. Повторяли состав числа 7.

У. Мудрой сове вы тоже очень понравились. Она вернётся в свой волшебный математический лес и расскажет о ваших впечатлениях. Мудрая сова знает, что вы любите получать оценки. А какую оценку она вам поставит, вы можете узнать, разгадав ребус.

Д. Буква О зачёркнута, осталось пять!

V. Творческое домашнее задание

У. Ребята, нарисуйте на альбомном листе лесной пейзаж, где бы пряталось число 7.

Урок окончен.