План-конспект по декоративно-прикладному искусству: "Композиция в вышивке. Составление узора в квадрате". 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Вид занятий:

Декоративное рисование.

Тема урока:

Композиция в вышивке. Составление узора в квадрате.

Тема изучается в течение двух одночасовых уроков.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции.
  • Развивать творческие способности учащихся в композиции.
  • Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование урока:

Для учителя.Репродукция образцов декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества: коллекция полотенец, изделия народной одежды, набор посуды с хохломской росписью. Таблицы с образцами узоров. Классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.

Для учащихся. Бумага формата А4, карандаши, линейка, кисти, акварельные краски, гуашевые белила. На столах учеников – вышитые полотенца.

Использование классной доски:

С правой стороны два листа-планшета с узором в квадрате. Левая половина остается свободной для использования по ходу изложения учебного материала.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня разговор у нас с вами пойдет о композиции в вышивке. Вы узнаете об орнаменте и использовании его для украшения предметов быта в старину. Декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, вышитые подушки, керамическая посуда… Попробуем и сами украсить их.

В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи – и сами их украшали. (Рассматриваются эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.

Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как это все красиво переплетается в узоре! (Рассматриваются таблица “Хохломская роспись” и подлинные изделия.) Какое изумительное сочетание красок!

Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор?

Кто ему мог подсказать, как надо делать?

Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Рассматривается узор – ветка рябины.) Посмотрите внимательнее, как расположены эти кружочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изменен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она подсказала их.

“Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…” – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.

Рассмотрим внимательно полотенца на ваших столах. Обратите внимание на то, где расположен узор, каким цветом пользовалась мастерица, что изображала. (Учащиеся рассматривают полотенца, среди которых есть старинные. Учитель слушает двух или трех учеников.)

Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба. Девушки себе в старину в приданое расшивали до 100 полотенец. Полотенца дарили, развешивали в красном углу избы, им молились, словно иконам.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство оберегать дом и хозяев от беды. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Расшивали и одежду.

Если в деревне случался мор или падение скота, верным спасением было “обыденное” полотенце, которое вышивали всей деревней, всем миром, в один день или в одну ночь, в надежде, что оно избавит их от общей беды.

Вот о чем может рассказать полотенце из бабушкиного короба и еще о многом – грустном и веселом. Если вы научитесь понимать узоры на полотенцах, научитесь сами их расшивать и расписывать, то узнаете много чудесных легенд, и не только их. Вы узнаете, как жили раньше люди, что им помогало беду развести, радость в дом принести.

Давайте и мы учиться радость дарить. Ведь глаз радуется и душа отдыхает, когда глядишь на красоту такую.

2. Основная часть урока

1) Объяснение – рассказ учителя.

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.

В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции – творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения. Начиная вышивку, необходимо помнить, что она относится к прикладному искусству, любое вышитое изделие, будь то скатерть, блузка или панно, является не только произведением искусства, но и предметом обихода. Так, размеры и форма скатерти, ее цвет, структура ткани и узор вышивки на ней будут зависеть от размеров и формы стола, для которого она предназначена, а также от того, из какого материала сделан этот стол, какого он цвета. Скатерть будет частью интерьера, поэтому она должна гармонично сочетаться со всеми остальными предметами, находящимися в помещении, для которого она предназначена.

Чтобы научиться правильно строить композицию в вышивке, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. (Учитель приводит примеры. Дети приводят свои примеры, наиболее запомнившиеся из пройденного учебного материала.)

2) Индивидуальные домашние задания, подготовленные учащимися по теме урока.

Примеры

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба.

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия.

Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки обозначали плодородные земли; траву, цветы, кусты и деревья называли “волосами земли”. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносили счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

Особого рода орнаменты вышивались на свадебной и погребальной одежде, одежде воинов, землепашцев, на предметах домашней утвари и т. д. Орнаментами покрывали посуду, печи, мебель. Для каждой местности были характерны свои традиционные орнаментальные узоры. Русский орнамент всегда можно отличить от башкирского или эстонского. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Теперь орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение. (Демонстрируется таблица со схемой раппорта.)

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

  • ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр). (Демонстрируется таблица “Орнаментальные узоры в полосе”.);
  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
  • центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия. (Демонстрируются таблицы: “Орнаменты, заключенные в квадрат”, “Орнамент в круге”.)

Различают следующие орнаментальные мотивы:

(Демонстрируются таблицы орнаментов с различными мотивами.)

  • геометрический, состоящий из различных элементов;
  • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;
  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • птичий;
  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

Построение орнаментального узора всегда связано с понятием симметрия, которая характерна для узоров народной вышивки. Узор можно построить с одной, двумя или несколькими осями симметрии. (Рассматриваются таблицы: “Узор, построенный с одной осью симметрии”, “Узор, построенный с двумя осями симметрии”.) Самый простой вид симметрии (одна ось) – это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделен прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.

3. Практическая часть

Мы познакомились с правилами построения композиции в вышивке. А теперь попробуем составить узор в квадрате для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное. Прежде всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от квадрата. Поэтому вначале нужно наметить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать квадрат и разделить его на две части.

Внимание! Положите карандаши и смотрите на классную доску. Разделим квадрат на четыре части и наметим место для узора. (Выполнение учителем рисунка на доске.).

– Для чего мы делим квадрат на четыре части?
Для того, чтобы легче было наметить узор.

Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисуется схема расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему квадрату – как кому нравится. В центре нашего квадрата можно изобразить цветок или даже букетик. (Намечается в центре звездочка. Дальше, дается возможность детям свободно придумывать свою композицию.).

На втором уроке продолжается практическая работа при техническом инструктаже. Учащиеся выполняют работу в цвете.

4. Подведение итогов

Группа желающих показать свою работу выходит к доске.

Дети оценивают удачное расположение узоров в квадрате, цветовое решение, качество выполненной работы.

Всем детям за старание и желание работать говорю за урок спасибо, а самым старательным дарю слово “МОЛОДЕЦ”.

Учащиеся наводят порядок на рабочих местах.