Урок для 3-го класса: "Знакомство с хвойными растениями"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: расширить знания детей о хвойных растениях; увидеть значение растений в цепи питания; продолжать работать с картой Томской области.

Подготовка урока: учащиеся под руководством учителя заранее готовят небольшие доклады о хвойных растениях.

Используемые материалы: наглядные материалы (рисунок 1, рисунок 2), Атлас Томской области для учащихся начальных классов, карточки для самостоятельной работы учащихся.

ХОД УРОКА

1. Повторение пройденного материала.

Учитель: О каком природном комплексе мы говорили на прошлом уроке?

Ответы учащихся: Мы изучали природный комплекс “лес”.

Учитель: Из каких компонентов состоит этот природный комплекс?

Ответы учащихся: Воздух, вода, почва, лесная подстилка, птицы, звери, растения.

Таблички с названными детьми компонентами учитель вывешивает на доску (рисунок 1).

Рисунок 1

Рисунок 1

Учитель: Что такое лесная подстилка?

Ответы учащихся: Это слой старой травы, опавших листьев или хвои, сухие ветки, семена. Лесную подстилку ещё называют опадом.

Учитель: Какую роль выполняет лесная подстилка?

Ответы учащихся: Лесная подстилка сохраняет влагу, охраняет почву от промерзания, участвует в образовании лесной почвы.

Учитель: Что такое природная зона?

Ответы учащихся: Природная зона – это крупный природный комплекс со свойственными для этой территории температурными условиями, почвами, растительностью и животным миром.

Учитель: Какие природные зоны вы знаете?

Ответы учащихся: Зона степей, зона лесов, зона пустынь, зона тундры.

Учитель: В какой природной зоне расположена Томская область?

Ответы учащихся: В зоне лесов.

Учитель: Какие леса Вы знаете?

Ответы учащихся: Хвойные, лиственные, смешанные.

Таблички с названными детьми видами лесов учитель вывешивает на доску (рисунок 2).

Рисунок 2

Рисунок 2

2. Работа с Атласом Томской области.

Учитель: Сегодня мы подробнее поговорим о хвойных растениях. Откройте Атласы на странице 13. Рассмотрим карту Томской области. Какие цвета вы видите на карте? Какие леса обозначены этими цветами?

Ответы учащихся: Тёмно-зелёный цвет – это кедровые леса. Жёлтый цвет – пихтовые леса. Светло-коричневый цвет – сосновые леса.

Учитель: Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все растения?

Ответы учащихся: Деревья, кустарники, травы.

Учитель: Рассмотрим по Атласу все ярусы хвойного леса и их обитателей. (Учащиеся работают с Атласами Томской области на странице “Растения и животные хвойных лесов”.)

3. Знакомство с представителями хвойных лесов Томской области. Доклады учащихся.

Учитель: Сегодня мы послушаем доклады об основных представителях хвойных лесов нашей области. (Предоставляет слово учащимся.)

ЕЛЬ

Рисунок 3

В переводе с латинского языка слово “ель” означает “смола”. Ель – это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живёт ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5-7 лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом. Загрязнения воздуха и почвы, высокие летние температуры отрицательно влияют на еловые насаждения. Еловые леса необходимо беречь и охранять.

 

Рисунок 3

ПИХТА

Рисунок 4

Пихта – высокое, более 30 м, дерево с узко конической кроной. Пихта очень похожа на ель, но ствол у пихты гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет. У пихты шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки. На ветвях пихты живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени. Пихта выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Она очень чувствительна к загрязнениям атмосферы и почвы. Там, где растёт пихта, хорошая экологическая обстановка. Пихта – показатель здоровой среды обитания. Пихта широко используется в строительстве. Из хвои и веток пихты изготавливают лекарственные препараты.

Рисунок 4

СОСНА

Рисунок 5

В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.

Рисунок 5

 

СОСНА СИБИРСКАЯ, КЕДР

Рисунок 6

Кедр – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Кедр или сибирская сосна – это символ сибирских лесов, их краса и богатство. Кедр – величественное, мощное дерево. Высота кедра – 40-42 метра, толщина ствола – до 2 метров. Хвоя длинная, 7-15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета. Кедр живёт до 500 лет. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами (“кедровыми орешками”). Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают кедровые семена-“орешки” впрок, это очень вкусное лакомство. Из хвои кедра делают целебный настой против цинги. Древесина кедра лёгкая, прочная, красивая, из неё делают мебель. Кроме того, древесина кедра легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьём для производства карандашей.

Рисунок 6

 

ЛИСТВЕННИЦА

Рисунок 7

Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а весной вырастает новая хвоя. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Живёт лиственница 300-500 лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень любят зайцы.

Рисунок 7

 

МОЖЖЕВЕЛЬНИК

Рисунок 8

Можжевельник – это некрупное дерево или кустарник высотой от 1 до 3 метров. “Можжевельник” означает “растущий между елями”. Ещё его называют северным кипарисом. Хвоинки у можжевельника короткие, очень острые. Шишки похожи на ягоды черники. Они сладкие и пахнут смолой. Цифра “3” для можжевельника – магическая. У можжевельника по три хвоинки в пучке, в каждой ягоде по три семени, созревают ягоды на третий год. Плоды можжевельника поедают птицы, особенно дрозды, и мелкие млекопитающие. Основная ценность можжевельника – фитонциды. За сутки это растение выделяет живительных летучих веществ в 15 раз больше, чем 1 гектар лиственного леса. Можжевельник встречается на нашей территории редко, поэтому он занесён в Красную книгу Томской области.

Рисунок 8

 

4. Пищевые цепочки.

Учитель: Как связаны живые существа в любом природном комплексе?

Выслушиваются все ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мы поговорим о пищевой связи, о пищевых цепочках. Что в пищевых цепочках играет особую роль?

Ответы учащихся: Растения.

Учитель: Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Ответы учащихся: Травоядные, растительноядные.

Учитель: Составьте простые пищевые цепочки.

Учащиеся работают с карточками, обозначая стрелками те пищевые цепочки, которые они запомнили.

СЕМЕНА ЕЛИ
СЕМЕНА СОСНЫ
ПОБЕГИ СОСНЫ
ХВОЯ СОСНЫ
КЕДРОВЫЕ ОРЕХИ
ХВОЯ ЛИСТВЕННИЦЫ
ПЛОДЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА

белки
мыши
бурундуки
куницы
медведи
зайцы
лоси
клесты
дятлы
дрозды
глухари
кедровка
другие птицы

Проверка самостоятельной работы.

Учитель: Что произойдёт, если убрать одно звено из цепи?

Ответы учащихся: Исчезнут животные, птицы, которые приспособились добывать пищу в хвойном лесу.

5. Итог урока: “Кто самый внимательный?”

Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя:

1. Какое дерево служит индикатором загрязнения? (Пихта)

2. Какое растения в переводе с латыни обозначает “скала”? (Сосна)

3. Какое растения называют виноградом хвойных лесов? (Можжевельник)

4. Название какого растения произошло от слова “смола”? (Ель)

5. Какое дерево называют национальным деревом нашей страны? (Лиственница)

6. Какое дерево называют “чудо-дерево”? (Кедр)

7. Какое дерево называют северным кипарисом? (Можжевельник)

8. Из древесины какого дерева изготовляют музыкальные инструменты? (Ель)

9. Шишки какого дерева похожи на сушеные грибы?

10. У какого дерева есть магическое число? Какое это число? (У можжевельника; число 3)

Список литературы

1. Атлас Томской области для учащихся начальных классов. – Москва, 1998.

2. Рудский В.Г. Экология. Природные комплексы (учебное пособие для учащихся 3 кл.) – Томск, 2000.

3. Красная книга Томской области. – Томск, 2002.