Использование мастер-класса по здоровьесберегающим образовательным технологиям как формы профессионального обучения педагогов на муниципальном уровне

Разделы: Администрирование школы


На протяжении последних полутора десятков лет город Ангарск занимает 1 – 2 место по уровню детской заболеваемости среди промышленных городов и регионов Иркутской области. Поэтому улучшение состояния здоровья детского населения является одной из важнейших социальных проблем и первоочередных задач всех уровней управления города Ангарска, и, прежде всего, управления образования и отдела здравоохранения администрации Ангарского муниципального образования.

В этой связи в городе с 2001 года реализуется комплексная программа “Здоровье и образование”, которая представляет собой комплекс мероприятий и средств, направленных на обеспечение формирования здорового человека, профилактику нарушений и реабилитацию здоровья детей и подростков. Концепция программы предложена специалистами системы образования и здравоохранения, городского центра Госсанэпиднадзора и филиала № 5 Государственного научного центра Российской Федерации “Института гигиены труда, человека, профзаболеваний”. Создана система мониторинга сохранения личностного и соматического здоровья. Действует система повышения квалификации педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения через курсы повышения квалификации при Иркутском Институте повышения квалификации работников образования, методические семинары и другие формы методической работы на муниципальном уровне. Повышение квалификации педагогов является одной из форм профессионального образования взрослых.

Содержание педагогического блока программы направлено на совершенствование профессиональной компетенции педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников муниципальных образовательных учреждений в вопросах укрепления и сохранения здоровья, социальной адаптации субъектов образовательного процесса.

Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В 2002 – 2003 учебном году методистами муниципального учреждения дополнительного образования “Центр обеспечения развития образования” было разработано Положение о проведении мастер-классов с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, программа курса учебных занятий в дошкольных образовательных учреждениях в системе мастер-класса, требования к программе здоровья.

При разработке технологии проведения мастер-класса с использованием здоровьесберегающих элементов мы исходили из его определения, данного М.М.Поташником, который характеризует мастер-класс, как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Современная технология проведения открытого урока, предложенная М.М.Поташником представляется нам наиболее целесообразной, логичной и обоснованной, и, именно она, была положена нами в основу структуры мастер-класса. В приложениях 1, 2 мы приводим фрагменты методичек, подготовленных мастерами для своих “учеников” по темам проведенных мастер-классов.

ПОЛОЖЕНИЕ

о мастер-классе по здоровьесберегающим образовательным технологиям

1. Общие положения.

    1. Мастер-класс является эффективной формой профессионального обучения педагогов, в целях повышения педагогического мастерства, в использовании здоровьесберегающих технологий и их элементов в образовательном процессе.
    2. Мастер-класс организует свою деятельность в соответствии с данным Положением.
    3. Мастер-класс может носить платный характер.

2. Задачи мастер-класса.

    1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
    2. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды.
    3. Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

3. Организация мастер-класса.

    1. Мастер-класс уровня образовательных учреждений экспертируется и регистрируется методическим советом ОУ и проводится для педагогов данного образовательного учреждения.
    2. Мастер-класс муниципального уровня подвергается экспертной оценке специалистами муниципального учреждения дополнительного образования “Центр обеспечения развития образования” (далее “ЦОРО”) и проводится для педагогов образовательных учреждений города.
    3. Педагоги, прошедшие обучение в мастер-классах муниципального уровня по одной тематике в общем объеме не менее 36 часов, получают сертификат ЦОРО.
    4. По содержанию мастер-класса издается методическое пособие для слушателей.
    5. Мастер-класс проводится с учащимися (воспитанниками) или со слушателями.
    6. Количество слушателей в мастер-классах регламентировано: с показом урока – не более 30 человек, с показом занятий – не более 25 человек; имитационная игра со слушателями – по усмотрению педагога-мастера.
    7. База проведения мастер-класса выбирается по усмотрению педагога-мастера.

4. Управление мастер-классом.

    1. Руководителем мастер-класса школьного уровня, либо уровня дошкольного образовательного учреждения является руководитель I и II уровня ОУ.
    2. Руководителем мастер-класса муниципального уровня является руководитель или методист ЦОРО.
    3. Функции руководителя мастер-класса:
  • определяет расстановку кадров;
  • разрабатывает перспективный и календарный планы проведения мастер-классов;
  • разрабатывает нормативно-правовое обеспечение мастер-класса;
  • формирует группу слушателей мастер-класса;
  • оказывает помощь в подготовке и проведении мастер-класса;
  • анализирует и корректирует ход работы мастер-класса;
  • согласует содержание и технологии обучения в мастер-классах в образовательных учреждениях.

5. Средства мастер-класса.

    1. Формируются за счет оплаты учебных занятий слушателями, спонсорской помощи или собственных средств ОУ.
    2. При платном характере обучения средства поступают в бухгалтерию или на расчетный счет ЦОРО.
    3. Распределяются директором ЦОРО согласно бюджету мастер-класса.

6. Требования к педагогу, проводящему мастер-класс.

    1. Общие положения:
      1. Педагог-мастер – это педагог, имеющий педагогическое образование, I или высшую квалификационную категорию, обладающий исследовательскими навыками и умениями, владеющий методами психолого-педагогических исследований.
      2. Подчиняется руководителю мастер-класса.
    2. Функции педагога мастер-класса.
      1. Проведение исследований, экспериментальной работы по теме мастер-класса.
      2. Проведение мониторинга, сравнение поэтапных результатов.
      3. Представление теоретических и практических аспектов темы мастер-класса для слушателей.
    3. Обязанности педагога мастер-класса:
      1. Уметь анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике.
      2. Уметь прогнозировать итоги своей деятельности, сравнивать их с результатами.
      3. Разрабатывать методические подходы, рекомендации по проведению мастер-класса.
      4. Информировать руководителей о возникших трудностях при подготовке и проведении мастер-класса.
    4. Педагог-мастер имеет право:
      1. Повышать квалификацию и профессиональное мастерство.
      2. Разрабатывать методы, приемы, средства обучения и воспитания, рекомендации при внедрении технологий и инновационных программ.
      3. Вносить предложения по проведению мастер-класса.
      4. Принимать участие в мастер-классах других педагогов, методических объединениях, конференциях.
    5. Педагог-мастер несет ответственность.
      1. За достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
      2. За неисполнение обязанностей при проведении мастер-класса согласно Положению.

7. Проведение мастер-класса.

    1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
      1. Обоснование основных идей эффективной педагогической технологии.
      2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
      3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
      4. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.
    2. Представление урока (занятия).
      1. Рассказ педагога о проекте открытого урока (занятия).
      2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
      3. Краткая характеристика обученности, обучаемости учащихся, воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
      4. Доказательство результативности деятельности учащихся, воспитанников, положительной динамики в состоянии соматического или психического здоровья, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
      5. Вопросы педагогу по изложенному проекту.
    3. Открытый урок (занятие) или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками).
    4. Рефлексия.
      1. Анализ урока (занятия), сделанный педагогом-мастером.
      2. Анализ урока (занятия), сделанный соавтором мастер-класса или руководителем.
      3. Вопросы слушателей к педагогу по проведенному уроку (занятию).
      4. Общая дискуссия.
      5. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
    5. Моделирование.
      1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
      2. Защита авторских моделей урока (занятия) слушателями.

Программа курса.

№ п/п

Тематика

Педагог-мастер

Место и время проведения

Кол-во часов

1 Мастер-класс “Возможности изобразительного искусства в технологии снижения уровня этнофункциональной диссоциации Сучкова Ольга Ильинична, воспитатель, высшая кв. кат. МДОУ № 101
ноябрь
6 часов
2 Мастер-класс “Обучение детей старшего дошкольного возраста саморегуляции и контролю за состоянием здоровья с целью формирования осознанного отношения к своему здоровью” Андреева Ирина Геннадьевна, инструктор по физической культуре,1 кв. кат. МДОУ № 117
декабрь
6 часов
3 Мастер-класс “Полодифференцированные образовательные технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения” Твердова Татьяна Геннадьевна, руководитель структурного подразделения, высшая кв. кат. Центр образования №8 (дошкольное отделение)
январь
6 часов
4 Мастер-класс “Воздействие музыкального искусства на здоровье детей в условиях социума и детского сада” Рушковская Марина Владимировна, музыкальный руководитель, 1 кв.кат. Центр реабилитации детей и подростков “Берегиня”
февраль
6 часов
5 Мастер-класс “Арт-терапия и сказкотерапия в коррекции проблем личностного развития” Герасимова Татьяна Васильевна, педагог-психолог,1 кв.кат. МДОУ №31 (экспериментальная площадка муниципального уровня)
март
6 часов
6 Семинар-тренинг “Разработка авторской модели занятия в режиме здоровьесберегающей технологии” Стрельникова Н.А.
Загороднева О.Л.
Методисты “ЦОРО”
Центр обеспечения развития образования
апрель
6 часов

Приложение 1.

Приложение 2.