Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования . Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.
В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.
Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.
Задачи:
- Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.
- Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.
- Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.
- Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.
- Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.
- Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.
- Дать положительный настрой на работу.
- Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.
- Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.
- Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года
- Провести анализ проделанной работы.
План мероприятий.
- Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)
- Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)
- Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)
- Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)
- Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.
- Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (см. Приложение 1)
Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,
Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).
Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения, дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.
Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.
Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.
- 1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.
- 2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.
- Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). (см. Приложение 2).
- Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)
- Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.
- Адаптационные занятия. – 8 занятий.
- Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.
- Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча
- Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.
- Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).
Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.
Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.
Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.
Снятие напряжение, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.
Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).
(2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.
Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.
Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.