Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену

Разделы: Школьная психологическая служба


Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования . Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

  1. Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.
  2. Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.
  3. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.
  4. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.
  5. Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.
  6. Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.
  7. Дать положительный настрой на работу.
  8. Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.
  9. Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.
  10. Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года
  11. Провести анализ проделанной работы.

План мероприятий.

  1. Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)
  2. Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,

  3. Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)
  4. Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

  5. Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)
  6. Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения, дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.

  7. Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)
  8. Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

  9. Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.
  10. Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

  11. Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (см. Приложение 1)
  • 1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.
  • 2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.
  1. Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). (см. Приложение 2).
  2. Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

  3. Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)
  4. Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

  5. Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.
  6. Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

  7. Адаптационные занятия. – 8 занятий.
  8. Снятие напряжение, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.

  9. Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.
  10. Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

  11. Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча
  12. (2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

  13. Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.
  14. Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

  15. Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.