Оформление:
Плакат
“Учите русский - годы кряду, с душой,
с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом!”
Учитель: Итак, у нас урок русского языка. Я хочу начать его с вопроса.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык?
Ответы детей.
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка.
(Учитель читает запись на доске: “Учите русский…”).
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, у нас сегодня КВН
Приглашается для приветствия команда “Дружба” и команда “Победа”.
У ребят на груди приколоты буквы, названия своих команд.
“Д” Дружных “Р” Работоспособных “У” Умелых “Ж” Жизнерадостных “Б” Бесстрашных “А” Альтруистов |
“П” Прилежных “О” Отважных “Б” Бесстрашных “Е” Единомышленников “Д” Дружных “А” Альтруистов |
Хором:
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Команда “Дружба” Мы отвечаем
дружно, |
Команда “Победа” Мы собрались
тут не зря, |
Приветствие жюри
Вам и слава и почет,
А мы любим точный счет.
Учитель: А сейчас несколько советов всем участникам КВН.
- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
- Звону много, да толку мало.
- Языком гору свернет, а на работе места не найдет.
- Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
Итак, наш КВН начинаем!
Задание капитанам
Определите, по какому закону подобраны слова в ряду, и по данной закономерности допиши еще слово:
а) крылья, клочья, хлопья, …
б) машина, площадь, уха, …
Определите, по какому закону подобраны слова в ряду, и по данной закономерности допиши еще слово:
а) местный, пастбище, поздно, …
б) сани, брюки, штаны, …
Задание группам
Подбери недостающее слово. Объясни, как это сделали.
человек | собака | … |
---------- = | -------- = | -------- |
ребенок | … | жеребенок |
Подбери недостающее слово. Объясни, как это сделали.
… | толпа | … |
---------- = | -------- = | -------- |
лошадей | … | мошкары |
Задание группам
Найди “четвертый лишний”:
Расскажи, почему “он” лишний.
И А Е О
Б Ц Г Ж
Й Ч Щ Р
С Ж Ш Ч
Найди “четвертый лишний”:
Расскажи, почему “он” лишний.
И А Е О
Б Ц Г Ж
Й Ч Щ Р
С Ж Ш Ч
Задание командирам
Сколько раз звук “О” встречаются в словах?
Помолодеть, поговорить, заморозки, отгородить.
Сколько раз звук “О” встречаются в словах?
Помолодеть, поговорить, заморозки, отгородить.
Задание группам
Ученик подсчитал, что в предложении “Жили-были старик да старуха”, звуки “Т” “Р” “И” в словах встречаются столько раз:
“Т”- 2 раза “И”-2раза “Р”-2раза правильно ли он сделал под счет? Докажи.
Ученик подсчитал, что в предложении “Жили-были старик да старуха”, звуки “Т” “Р” “И” в словах встречаются столько раз:
“Т”- 2 раза “И”-2раза “Р”-2раза правильно ли он сделал подсчет? Докажи.
Индивидуальная работа
Напиши как можно больше слов к этой схеме
-А-Е-
Групповая работа
Отыщи непрерывную ломаную линию, которая прошла бы через все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной из них, никуда не заходя дважды, и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.
З | А | Д | Я | Н | Д | Н |
М | У | В | С | И | О | О |
Я | З | А | Ь | Н | О | Г |
А | Ц | Й | Ш | Е | П | О |
М | О | Г | И | А | М | Й |
И | П | О | Н | Е | Ш | Ь |
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Переведи эту пословицу на язык мысли.
Ответ должен быть такой: “Нельзя одновременно делать два дела”.
А теперь посмотри, как выражена эта мысль в разных пословицах:
Двумя руками трудно схватить двух угрей.
Два арбуза в одной руке не удержишь.
В одну руку два узла не схватишь.
Прочитай пословицы и найди в каждой пословице из первого столбика пару-двойняшку из второго.
- Язык не привяжешь.
- На чужой стороне и солнце не греет.
- На чужой стог вилами не указывай.
- На чужой каравай рот не разевай.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Чужбина-калина, родина-малина.
Прочитай пословицы и найди в каждой пословице
из первого столбика пару-двойняшку из второго.
На бедного сироту все камни летят.
- Своя рубашка ближе к телу.
- На бедного Макара все шишки валятся.
- Век живи, век учись.
Каждая команда называет пару–двойняшку и
переводит на язык мысли.
В конце занятия жюри объявляет победителей.
Участники КВН награждаются сувенирами.