Мотивация к обучению и ее формирование на уроках истории изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. “Влияние улицы”, а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.

В ходе урока учитель имеет возможность непосредственно влиять на действия школьника, не затрагивая мотивационные сферы. Но в отсутствие учителя действия ребенка опосредуются мотивами. Их происхождение различно, и задача педагога состоит в том, чтобы усиливать мотивы, влекущие ребенка к учебному процессу, к общественно-полезной деятельности, к освоению мировой художественной культуры. Для формирования полноценной учебной мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Мотив – побудительная причина действий, а именно, то, ради чего ребенок учится. Он может иметь внутренний характер, то есть, быть связанным с учебно-познавательной деятельностью и направленным на получение знаний или же иметь внешний характер и не касаться содержания знаний. Полноценным процесс обучения будет только в том случае, если выработалась внутренняя мотивация, если ребенку интересно учиться.

Курс “История изобразительного искусства” в том случае, если он построен соответствующим образом, имеет не только самостоятельную познавательную ценность, но и мотивирующее значение для детей, склонных к творчеству. Высокие образцы художественного творчества стимулируют развитие усилий, направленных на постижение тайн осваиваемого ремесла. Причастность к одному полю творчества с великими мастерами прошлого создает не только чувство преемственности деятельности, но и сознание возможности достичь совершенства. Происходит частичная идентификация себя с Мастером. В этом отношении эффективно не только знакомство с результатами труда Мастера, но и с процессом возникновения шедевров, мучительного поиска наилучших форм воплощения замысла – с тем, что называется “творческой лабораторией” художника. Даже если это знакомство будет чисто теоретическим, “заочным”, осуществляемым на уровне диалога между учителем и учеником, польза от него несомненна, но лучше, если знакомство сопровождается посещением мест, где творил Мастер, контактом с вещами, инструментами, которыми тот пользовался. Например, детям, обучающимся на отделении “Художественная обработка дерева”, полезно знакомство с работами скульптора С.Д. Нефедова (Степана Эрьзи) и посещение его музея в г. Саранске.

Еще одним способом формирования внутренней мотивации к обучению является установление тесного контакта между педагогом, ведущим курс истории ИЗО, преподавателями специальных предметов и мастерами производственного обучения. Этот контакт очень важен для создания единого поля мотивации учащихся. Необходимым условием этого является согласование программ курсов и оперативное обсуждение между преподавателями пройденного материала. Это дает возможность в ходе урока ссылаться на то, что уже было пройдено и сделано на уроках параллельного курса. Таким путем формируется непрерывное, целостное поле интересов ученика.

Данное поле будет существенно расширено тем, что в ходе урока по истории ИЗО делаются ссылки на знания, полученные при изучении родственных предметов общеобразовательной школы (истории, литература, технологии и др.). Также весьма эффективны ссылки на соответствующие фрагменты популярных книг, телевизионных программ, художественных фильмов, даже рекламных клипов. В подобных ссылках, особенно, если они вызывают заинтересованную и активную реакцию отдельных учеников, их желание высказаться по данному поводу, необходимо учитывать, что не всем ученикам известно и понятно, о чем идет речь. Поэтому диалог должен строиться как рассказы ученика о том, что интересно, но не как средство получить высокую оценку.

В мотивационное поле необходимо включить окружающую предметную и социокультурную среду. Мировая культура оставила свои следы в стилевых и жанровых особенностях архитектуры, литературы, музыки, живописи, в деталях обыденного и праздничного костюма, проведения праздничных мероприятий и пр. Чаще всего эти нюансы ускользают из поля зрения привыкшего к реалиям сегодняшнего дня человека. Обратить внимание ребенка на детали мира вокруг него – значит отнести его к числу особых людей, видящих вокруг то, чего обычно люди не замечают. Быть в чем-то особым, неординарным, исключительным – для ребенка очень важно. Чтобы зафиксировать признаки своей исключительности, ребенок легко запоминает, что колонны привычного для него дома культуры несут на себе явные следы коринфского стиля, а пилястры на старом здании Дома творчества школьников – дорического. Особенно способствует формированию внутренней мотивации обладание той информацией, которая недоступна в силу тех или иных причин собственным родителям. В этом случае ребенок становится по отношению к ним в позицию учителя, что существенно поднимает его самооценку.

Важную роль в насыщении мотивационного поля играет подключение сферы эмоциональных переживаний. В основном это обеспечивается наглядным материалом. Но его одного недостаточно. Увидеть репродукции работ мастеров прошлого, особенно когда этих работ много (программа насыщена, и за один урок происходит знакомство с десятком великих имен) – это только начало дела. В памяти останется не перечисление авторов и название работ, а лишь то, что тронуло за душу, потрясло, захватило, удивило. Добротный искусствоведческий анализ произведения должен сочетаться с высказыванием собственного отношения учителя к нему. Эмоциональная атмосфера, в которой протекает урок истории ИЗО в значительной степени влияет на усвоение учебного материала, запоминанию и узнаванию произведений искусства. Доброжелательная поддержка со стороны учителя – залог плодотворной работы с учеником.

Для ребенка особенно большую ценность имеет то, на что он потратил собственные усилия, свой труд. Увидеть и оценить его – задача учителя. Один из способов активизации деятельного участия ученика – вербализация увиденного. Он должен посмотреть на картину, а потом, убрав репродукцию, описать композицию, составить перечень предметов на картине, а затем сравнить написанное с репродукцией. Затем репродукция убирается вновь и ученику дается задание охарактеризовать эмоции изображенных на картине людей или дать характеристику цветовой гаммы. В дальнейшем производится повторное сравнение описания с репродукцией для осознания и исправления совершенных ошибок. В этих занятиях центральную роль играет самостоятельная деятельность ученика по выражению и записыванию своих наблюдений. Формы занятий могут быть самыми разными, но для того, чтобы интерес к теме урока закреплялся, необходим активность ученика. Она, безусловно, повышает ценность осваиваемого учебного материала.

Мотивирующая роль учебной группы очень велика, но для ее использования нужны специально создаваемые механизмы. В данном случае основным механизмом будет сотрудничество, совместное творчество детей, нацеленное на конкретный результат. Но этот механизм чаще всего формируется с явным доминированием одного-двух учеников. На остальных влияние группы может оказаться резко сниженным, а то и вовсе негативным. Во избежание таких последствий творческий процесс необходимо регламентировать, создавая условия для активного участия каждого ученика. Одной из удобных форм эффективного формирования мотивации у всех учащихся являются групповые ролевые игры, например, обыгрывание сценок, имеющих отношение к теме урока, к персонажам произведений искусства или к судьбам художников.

Сильное внешнее мотивирующее влияние имеет оценка, которую выставляет учитель за урок, за четверть, за год. Применение открытой системы оценок, с помощью которой производится ранжирование учеников по успеваемости, оказывает мотивирующее воздействие только в ситуации, когда структура класса по успеваемости еще не определена. В других случаях она консервирует статус ученика, мотивируя, скорее, соответствие своему статусу, а не стремление к его повышению.

С этим недостатком системы оценки знаний необходимо бороться. Открытую оценку следует давать как можно реже, в форме контрольных работ или экзаменов. В остальное время целесообразно применять сравнительную или динамическую систему, при которой оценивается динамика приращения знаний, причем, неколичествеными оценками, значимыми именно для этого ученика. Допустимо неоднократное возвращение к выполнению задания, если ученик осознает рост своих достижений при выполнении задания.

Большое значение имеет работа с родителями. Чаще всего родители заинтересованы в том, чтобы их дети ходили в учреждения дополнительного образования, то есть были заняты полезным делом. Родители радуются успехам своих детей. Родительские эмоции можно использовать в качестве мотивации учебной деятельности, хотя эти мотивы имеют внешний характер. Однако непроходимой границы между внешней и внутренней мотивацией нет. Внешнее при определенных условиях переходит во внутреннее. Если родители умело поощряют успехи детей, то на данной основе может возникнуть устойчивый интерес. Педагогу важно общаться с семьей по поводу успехов ученика, хвалить его даже за незначительные продвижения в усвоении курса, призывать родителей делать то же самое.