Есть некий час как сброшенная клажа,
когда в себе гордыню укротил,
Час ученичества – он в жизни каждой
торжественно неотвратим.
Марина Цветаева
Пояснительная записка
Раздел элементы материаловедения призван познакомить учащихся седьмого класса с технологией производства химических тканей, их свойствами, ассортиментом.
Обучение является активным процессом, нуждающимся в личном участии школьника, которое является необходимым условием эффективности обучения.
Возможности урока неисчерпаемы. Всё в школе от него: общая культура и дружелюбие в отношении учеников с учителями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки “СО”: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.
Данный урок является обобщающим. Проводится он для учащихся 7 классов, получающих образование по обслуживающему труду в рамках образовательной области “Технология”. Урок содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Задания направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости изучения материаловедения, так как правила покупки, информация о тканях, их свойствах необходимы в жизни. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно мыслить, работать в паре, в коллективе. Практическая работа исследовательского характера и творческое задание развивают логическое мышление, речь, учат анализировать, делать выводы. Урок такого плана расширяет кругозор учащихся, что так важно для современного подростка.
Провожу урок как научную экспедицию, применяя элементы игры. Игра всё больше осознается сегодня как один из основных видов жизнедеятельности человека. Игровая деятельность открывает новые возможности развития ученика, раскрывает его творчество.
Тема урока. Ассортимент ткани
Цели:
обучение распознавания ассортимента ткани и
использование этих знаний в практической
деятельности;
Задачи:
научиться определять ассортимент ткани по
волокнистому составу;
Дидактическое обеспечение:
плакаты “Свойства ткани”,”Классификация
волокон”;
Ход урока:
1. Организационная часть урока
- присутствие на уроке;
- готовность к уроку;
- цели, задачи урока, мотивация на учебную деятельность.
2. Повторение пройденного материала
- повторение по плакату;
- ответы по карточкам взаимообучения.
3. Объяснение нового материала
- рассказ учителя;
- инструктаж.
4. Практическая работа
- практическая работа;
- выступление ученицы;
- игровой момент;
- творческая работа.
5. Заключение
- обсуждение творческой работы;
- обобщение материала;
- выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Деятельность учителя:
Объясняет цели и задачи урока, мотивирует учащихся на предстоящую деятельность. Организует повторение материала. Объясняет тему урока. Организует выступление учениц. Проводит инструктаж практических работ и правил техники безопасности труда. Помогает организовать игру, организует работу с книгой. Поощряет, настраивает учащихся на творческую деятельность. Оценивает работу учащихся, организует обсуждение по обобщению материала. Выставляет оценки. Задает домашнее задание.
Деятельность учащихся:
Выступают и обсуждают пройденный материал. Знакомятся с ассортиментом ткани по карточкам, взимообучаются. Выполняют практическую работу, сравнивают, анализируют. Участвуют в игре. Выполняют творческую работу, проектируют, выступают, формулируют вывод по работе, выбирают лучшую работу. Оценивают себя и соседа по парте. Записывают домашнее задание.
Конспект урока:
С началом урока приветствую класс, выявляю присутствие и готовность к уроку. После этого сообщаю, что сегодня урок мы проведем как научную экспедицию и учащиеся вместе со мной являются её членами. Любому руководителю сложно решать всё самому и мне как учителю и руководителю экспедиции сегодня необходим помощник-эксперт. Я выбираю одну из учениц, даю ей характеристику, отмечая при этом знания по предмету и общечеловеческие качества.
Продолжая беседу, говорю о том, что в своём путешествии мы преследуем определенные цели. Объявляю цели и задачи урока.
Так как научная экспедиция организована в мир ткани, я задаю учащимся два вопроса:
- для чего знания по материаловедению нужны сегодня на уроке мне и вам?
- для чего знания по материаловедению нужны в быту мне и вам?
Учащиеся формулируют ответ. Например: знания по материаловедению учителю нужны для того, чтобы объяснять тему урока, ученикам – чтобы правильно отвечать и понимать друг друга, а в быту – помогают правильно ухаживать за текстильными изделиями и покупать нужные вещи. Ученицы вместе со мной делают вывод, тем самым, показывая отношение к теме урока, мотивируя себя на предстоящую деятельность.
Обращаясь к плакатам на доске (приложения 1 и 2), я говорю классу о том, что нам перед началом путешествия необходимо определить начальный уровень знаний и повторить изученный материал. Фронтальный опрос в форме диалога. Плакаты, по которым отвечают ученицы, составлены таким образом, что позволяют ученице в своем ответе идти от частного к общему и от общего к частному. Для диалогического фронтального опроса составлены опорные вопросы (приложение 3), которые лежат на рабочих столах. В своих ответах девочки выявляют межпредметные связи: трудовое обучение – химия, трудовое обучение – физика.
После фронтального опроса подвожу учениц к индивидуальной работе. Всё внимание обращено к рабочим местам. Учащиеся знакомятся с карточками опроса и карточками взаимоопроса (приложение 4) и отвечают по ним. Если по карточке взаимоопроса ученица не может дать правильный ответ, то ответ проговаривает соседка по парте, задавшая вопрос. Девочки оценивают себя и друг друга, выставляют оценки в оценочный лист (приложение 5). Я прохожу по классу, проверяю ответы по карточкам, просматриваю итоги в оценочном листе. Далее объявляю, что начальный уровень знаний мы выявили и можем двигаться вперед.
Экспедиция переходит на следующую станцию. Я объясняю материал темы урока, рассказываю об ассортименте ткани, подробно останавливаясь на ассортименте по волокнистому составу. Объясняю, что при покупке тканей необходимо учитывать внешний вид, сырьевой состав, правила ухода за ними. Это позволяет сохранить надолго вид любого изделия. Говорю о том, что знания можно добывать и самостоятельно. Внимание учениц обращаю к учебнику. Девочки работают с книгой, знакомятся с символами по уходу за одеждой.
Во время экспедиции, а тем более научной, нам необходимо применять не только знания, но и умения. Я обращаюсь к выполнению практической работы. Первый уровень – более простой, второй – сложнее. Задания для практической работы (приложения 6 и 7) лежат на рабочих местах. Рассказываю ход работы, напоминаю правила техники безопасности.
Практическая работа с использованием таблицы признаков определения вида ткани (приложение 8), позволяет: по внешнему виду и признаку горения определить волокнистый состав ткани, режим влажно-тепловой обработки, группу ассортимента. Я прохожу по классу, если возникли трудности, помогаю ученицам. Мне помогает мой эксперт. Мы оцениваем работы, выставляем оценки.
После выставления оценок поощряю учениц, их знания и практические умения. Говорю, что в экспедиции каждый может открыть что-то, особенно для него интересное. Прошу поделиться своими находками.
По желанию, 1 – 2 ученицы делают краткое сообщение об истории происхождения химических волокон, их применении в современной жизни. Девочки отмечают связь трудового обучения с предметом история.
Звенит звонок, и мы все идем отдыхать на перемену.
Второй урок начинаю со слов о том, что научная экспедиция прибыла на новую станцию, и члены экспедиции посетят выставку-продажу тканей.
Одна из учений выступает в роли экскурсовода и менеджера по продажам. Она рассказывает о свойствах тканей, их влиянии на стиль одежды. Две – три ученицы обращаются к менеджеру за советом. Они выбирают из карточек, выполненных заранее, эскиз одежды (приложения 8 и 9) и просят подобрать ткань к данному фасону. В форме диалога ученицы ведут беседу и находят решение.
После окончания игры я делаю краткий комментарий. Отмечаю положительные моменты игры и даю советы. Особо останавливаюсь на выступлении экскурсовода, где отмечалась взаимосвязь ассортимента, свойств тканей и фасона изделия. Подчеркиваю внутрипредметную связь разделов программы.
Чтобы проследить связь материаловедения и моделирования, предлагаю попробовать каждой ученице роль модельера в процессе выполнения творческой работы (приложение 10). Ученицы выбирают ткань, предлагают фасон изделия для данной ткани. Описывают взаимосвязь фасона и свойств ткани. Оформляют работу в альбоме. Для данного изделия по таблице из учебника подбирают режим ухода за предложенным изделием. Я прохожу по классу. Даю советы по выполнению творческой работы. Так как способности учениц разные, то для тех, кто с работой справился быстрее, предлагаю кроссворд (приложение 11).
После выполнения работы я и эксперт оцениваем творчество учениц, выставляем отметки в оценочный лист. Выбираем несколько особенно интересных работ, комментируем, что отметили в данных работах.
Я предлагаю ученицам, опираясь на собственную деятельность, сформулировать вывод по итогам нашей научной экспедиции. Выступают 2 – 3 ученицы. Они отмечают интересные и трудные моменты путешествия. Говорят о своём отношении к уроку.
Я благодарю класс за сотрудничество, говорю о том, что экспедиция была плодотворной. Объявляю итоговые оценки. Задаю домашнее задание.
Урок окончен.