“Воспитание – это посев зерна,
чем лучше природная почва,
тем богаче урожай”.
В В Е Д Е Н И Е
В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?
Какое место занимает эта система в формировании личности ребенка?
Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педколлективом школ уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные, единство доброты познания и освоение жизни ребенком идет естественным образом. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания.
Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, я обозначила основной круг проблем, решение которых возможно в классном коллективе, так как класс – это социальный организм школы. Именно здесь можно создать для каждого:
- ситуацию развития,
- ситуацию успеха,
- особую среду общения и отношений,
- общее поле совместной деятельности.
“ Н А Д Е Ж Д А” это воспитательная программа социальной ориентации, направленная на создание благоприятных условий для восстановления и укрепления эмоционального и социального здоровья детей.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Программа “Надежда” - это совокупность разноуровневых подпрограмм, в ходе реализации которых ребенок получает право на отдых, дополнительное образование, удовлетворение потребности в общении и социальной самореализации.
“НАДЕЖДА” - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно-деятельно связанным с окружающим миром.
Программа “Надежда” - это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей личностного развития, “Надежда наш компас земной, а удача награда за смелость”. Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, не даром говорят: “НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ”.
ПРОГРАММА “ НАДЕЖДА”.
Н Нравственность должна стоять
впереди и вести за собой интеллект.
Не делай другим того, чего не желаешь себе;
А Активность жизненной позиции.
Делай не делай, а от дела не бегай;
Д Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
- Красота спасет мир;
- Не разрешай душе лениться.
Е Единство: воспитание чувства
коллективизма, сплоченности.
Один в поле не воин;
Ж Желание творить – всегда залог
успеха.
Дело без души – мертвое дело;
Д Доброта: доброжелательное
отношение друг к другу и окружающим.
Творите для других добро, если у вас для этого
есть возможность;
А Адаптация: способность успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Чувствуй себя в жизни, как рыба в воде.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование зрелой, целостной личности адаптированной к жизни в любых условиях.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Воспитание адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованию общества.
- Привитие детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему.
- Создание условия самореализации ребенка: важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я много лет своей педагогической деятельности посвятила воспитательной практике. Была классным руководителем в брежневскую эпоху жестких подходов к воспитанию, в годы демократической перестройки и сегодня в третьем тысячелетии.
Каждый год работы в школе заставляет меня преодолевать трудности, искать новые пути в решении проблем воспитания.
Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: воспитание нравственности, активности, духовности, желания творить добро, адаптивности. Особое место в воспитательной работе отвожу активной деятельности, направленной на нравственно-духовные ценности, заложенные в самом ребенке.
Выходя за рамки отведенных классных часов, много внимания уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий. Естественно, что конкретные мероприятия будут меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются. В глазах моих воспитанников мне хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность.
Заинтересованность в своих судьбах, в судьбах своих детей и близких, в окружающем их мире, заинтересованность в благополучии своей Родины.
Достаточно нескольких лет работы с ребятами, начиная с 5-го класса, чтобы посеять семена, которые в будущем дадут всходы. Шаг за шагом буду идти к своей цели и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом” (Ш.А.Амонашвили).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
Содержание воспитательной работы
НРАВСТВЕННОСТЬ.
Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят из характера, помыслов, придерживаясь четырех основных правил нравственного воспитания:
- Не делай другим того, чего не желаешь себе.
- Твори для других добро, если для этого у вас есть возможность.
- Будь патриотом своей нации и своей страны, защищай Отечество.
- Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.
И учитывая два важных фактора необходимо: расширять по возможности круг нравственных понятий, избавлять от отрицательных привычек.
А К Т И В Н О С Т Ь .
Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расшярить кругозор, воспитывать любознательность, посещать музеи, театры, проводить экскурсии.
Д У Х О В Н О С Т Ь.
Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в духовно-художественной деятельности, развивающей эстетическое мироощущение, потребности к прекрасному, способности к художественному мышлению.
Е Д И Н С Т В О.
Единство в воспитании товарищеских чувств, в трудовой деятельности общественно-полезного труда, во взаимопомощи в учебной деятельности.
Ж Е Л А Н И Е.
Желание творить – всегда залог успеха, развитие творческих способностей, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.
Д О Б Р О Т А.
Доброта воспитывается на любви к ближнему, к природе, культуре, к своему народу, к своему Отечеству, к своему городу.
А Д А П Т И В Н О С Т Ь.
Адаптивность – приспособление к тем реальным событиям, где идет воспитание ребенка.
Результативность
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:
- Порядочными и своими поступками не запятнавшими право называться человеком.
- Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были.
- Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть на склоне лет.
- Образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.
- Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.
- Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что “красота спасет мир”.
- Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.
- Здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.
НАДЕЮСЬ, ЧТО МОИ ВОСПИТАННИКИ ВЫРАСТУТ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫМИ Я БУДУ ГОРДИТЬСЯ.