Цели урока:
- познакомить учащихся с новыми способами получения необходимой информации;
- сформировать представление о межпредметных связях;
- показать роль информационных технологий в современном образовательном процессе;
- способствовать активизации познавательной деятельности
Оборудование:
обучающая программа по географии “География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля”, автор И. В. Душина(СD); несколько компьютеров; таблички с названием экипажей ("Жёлтый экипаж", "Зелёный экипаж" и т. д.); таблички участникам ("Капитан", "Пилот", "Лоцман", "Механик").
Предварительная работа с учащимися:
в этом мероприятии могут принимать участие учащиеся, которые посещают занятия по информационным технологиям или самостоятельно овладевающие азами работы на компьютере.
Предварительная работа с диском:
Диск вмещает в себя программный материал по географии (7 класс). Поэтому необходимо отбирать часть материала, которая уже изучена или будет интересна.
Ход мероприятия
Учитель:
География - наука
Путешествий и открытий,
Про неё вам всё расскажет
Географии учитель!
Вместе с ним перенесётесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это,
Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах,
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.
Вам учитель все расскажет,
Объяснит и нарисует,
На вопросы все ответит,
Было так и дальше будет!
Учитель: Было так, но будет ли дальше? Раньше основными источниками знаний были объяснения учителя, учебники, карты. В основном ученики принимали информацию от учителя. На современном этапе ученик имеет много возможностей самостоятельно добывать необходимые знания информацию. Самый популярный способ - компьютерный. Компьютер, информатика, Интернет входят в нашу повседневную жизнь.
Учитель:
Гениальное творение,
Чудо-изобретение
Царица информатика
Пленяет нам умы.
Ин-яз и математика
Благодарить должны
За популяризацию,
За демократизацию,
Идей распространение
Пред ней благоговения
Всеобщее всё мирится.
Весь мир уже обнимется
Всемирной сеткой чудною.
И будет невозможно
Без той науки жизнь.
Учитель: Современные технологии позволяют учащимся самостоятельно овладевать науками, находить нужную информацию, проверять свои знания и т.д. Мы не останемся в стороне от прогресса и попытаемся использовать их на уроке.
Учитель: Наше знакомство с электронным учебником проведем в виде путешествия. Представим, что мы на космодроме Науки. За компьютером мы разместились парами. Пара - экипаж, один из нас будет капитаном фантастического корабля, другой - пилотом. Учитель географии выполняет должность лоцмана (следит за полётом), а учитель информатики - механик (обеспечивает необходимым оборудованием). Компьютерная мышь станет пультом управления фантастического корабля. Каждый экипаж имеет своё название. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в географию, нам предстоит посетить несколько станций.
1 станция -> Повторение “Литосфера”
2 станция -> Тест “Литосфера”
3 станция -> Повторение “Атмосфера”
4 станция -> Тест “Атмосфера”
5 станция -> Интересное
6 станция -> Работа
Учитель: Устраивайтесь поудобнее, скоро взлетим. Предварительно получите полетные карты, которые помогут вам не сбиться с маршрута.
Полётная карта 1: (листы с текстом и указаниями у каждого экипажа свои)
1 шаг: Выберите в меню мир
2 шаг: Выберите в меню Литосфера
3 шаг: Выберите в меню строение Земли
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
4 шаг: Выберите в меню Геохронология
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
5 шаг: Выберите в меню земная кора
Разверните тектоническую карту.
Стоп!
6 шаг: Выберите в меню теория литосферных плит
Разверните место стыковки литосферных плит.
Разверните образование океанической земной коры.
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
7 шаг: Выберите в меню вулканизм и землетрясение
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
8 шаг: Перейти к полетной карте 2.
Вопросы лоцмана:
- Что изображено в правой части экрана?
- Расскажите о строении Земли.
- При высокой температуре все вещества на Земле находятся в жидком состоянии. Почему ядро Земли твёрдое?
- Кто выдвинул теорию дрейфа материков?
- Что собой представляет земная кора по теории Вегенера?
- Почему движется земная кора?
- Какие процессы происходят при столкновении материкового и океанического краёв литосферных плит? Какие формы рельефа при этом образуются?
- Какие геологические процессы происходят при столкновении материковых частей литосферных плит? Какие формы рельефа образуются?
- Какие геологические процессы происходят при раздвижении литосферных плит?
- Почему одной из задач современной науки является определение границ литосферных плит?
- В октябре 1994 г. наблюдалось интенсивное извержение вулкана Ключевская сопка на Камчатке. В районе острова Хоккайдо произошло землетрясение силой 6,2 балла. Как объяснить факт проявления этих явлений в данной работе с точки зрения теории литосферных плит?
Учитель (лоцман):
Молодцы! Экипажи достойно справились с первым участком полета. Ответьте на вопрос: "Чем мы занимались, пока путешествовали по станции “Литосфера”"? Отправляемся на станцию “Тест. Литосфера”.
Полетная карта 2:
1 шаг: Выберете в меню тест
Попытайтесь ответить на вопросы теста по теме “Литосфера”.
2 шаг: В верхнем углу теста знак “Х” (закрыть)
3 шаг: Выберете в меню (справа) меню.
Учитель (лоцман): Экипажи попытались проверить свои знания по теме “Литосфера”. Какие оценки вам поставил компьютер? Следующая станция “Атмосфера”.
Полетная карта 3:
1 шаг: Выберите в меню мир
2 шаг: Выберите в меню Атмосфера
3 шаг: Выберите в меню солнечное тепло
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
4 шаг: Используя мышь, подведите к красной стрелке.
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
5 шаг: Выберите в меню атмосферное давление
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
6 шаг: Выберите в меню атмосферные осадки
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
7 шаг: Выберите в меню климатические пояса
Стоп! Жди вопросов лоцмана.
8 шаг: Разверните “Смена времени года”
9 шаг: Перейти к полетной карте 4.
Вопросы лоцмана:
- От чего зависит распределение температуры по территории Земли?
- В какой зависимости находятся величина угла падения солнечного луча и температура на Земле?
- Неравномерное нагревание земной поверхности, к чему это приведет?
- Сколько выделяют поясов атмосферного давления на Земле?
- В экваториальных широтах формируется область низкого атмосферного давления. Объясните причину этого явления.
- В полярных широтах формируется зона высокого атмосферного давления. Объясните причины этого явления.
- Какая существует взаимосвязь между существованием областей разного атмосферного давления и возможностью выпадения осадков?
- Что такое климатический пояс?
- Почему в экваториальном климатическом поясе выпадает более 3000 мм осадков и высокие температуры в течение года?
- Почему в субтропическом поясе выделяют 2 времени года?
- Почему в субэкваториальном климатическом поясе (СП) жаркое и влажное лето, но жаркая и сухая зима?
- Почему в ЮП в субтропическом поясе зимой жарче, чем летом?
Учитель (лоцман):
Экипажи посетили станцию “Атмосфера”. Чем мы занимались, пока путешествовали по станции? Отправимся на станцию “Тест. Атмосфера”.
Полетная карта 4:
1 шаг: Выберите в меню (справа) тест
Попытайтесь ответить на вопросы по теме “Атмосфера”
2 шаг: В верхнем углу теста знак “Х” (закрыть)
3 шаг: Выберите в меню (справа) меню
4 шаг: Перейти к полетной карте 5
Учитель (лоцман): Самостоятельно вы проверили свои знания по теме "Атмосфера". Посетим станцию “Интересное”, которую вы также исследуете самостоятельно.
Полетная карта 5:
1 шаг: Выберите в меню Океаны
Выберите в меню Тихий Океан
Выберите в меню Органический мир
При помощи мыши щелчком увеличьте картинки животных.
2 шаг: Выберите в меню приливные электростанции
Выберите в меню меню
3 шаг: Выберите в меню океаны
Выберите в меню Атлантический океан
Выберите в меню рельеф дна
4 шаг: Выберите в меню свойства вод. Течения
Выберите в меню меню
5 шаг: Выберите в меню океаны
Выберите в меню Северный Ледовитый океан
Выберите в меню судоходство
При помощи мыши оживите картинки ледокола
Выберите в меню меню
6 шаг: Выберите в меню материки
Выберите в меню Антарктида
Выберите в меню внутренние воды
7 шаг: Выберите в меню меню
8 шаг: Перейти к полетной карте 6.
Учитель (лоцман): В первой половине нашего путешествия мы повторяли изученный материал и проверяли свои знания. Используя эту образовательную программу, можно самостоятельно изучить географию. Можно использовать текст, который сопровождает изображение, а если вы привыкли к устному изложению, то вам поможет диктор.
Полетная карта 6:
1 шаг: Выберите в меню Земля - планета людей
2 шаг: Выберите в меню Численность населения
3 шаг: Выберите в меню текст
4 шаг: Выберите в меню Расы и народы (Звук!)
5 шаг: Выберите в меню выход
Учитель (лоцман): Вот мы и посетили последнюю станцию “Работа”. Путешествие в географию подходит к завершению. Ребята, вы удачно справились с полетом. Скажите, чему вас научил сегодняшний урок? Через какое-то время вы научитесь хорошо работать на компьютере и эти навыки помогут вам в дальнейшем в учебе. Я предлагаю вам посмотреть мою выпускную работу, сделанную в “Интернет-центре”.