Дидактическое обоснование занятия
Цели занятия:
Образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
- способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;
- создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика с использованием возможностей графического редактора “Paint”.
Развивающие:
- способствовать развитию творческой фантазии;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническая база:
- кабинет информатики;
- компьютеры;
- телевизор.
Дидактическое обеспечение:
- рисунки;
- репродукции;
- плакаты;
- образцы работ;
- коллекция мрамора.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Словарная работа: мозаика, смальта.
Тип занятия: интегрированный, комбинированный.
Оформление доски:
- репродукции мозаичных картин;
- мозаичные картины, созданные техникой “аппликация”;
- живописные картины;
- картины, выполненные в цветной графике;
- слова для запоминания: мозаика, смальта, глина, галька, камень; М. В. Ломоносов, “Полтавская битва” - академия наук (Санкт-Петербург).
Ход занятия
Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- запись в тетради числа и темы урока.
Актуализация знаний учащихся
- Что понимаем под словом “Мозаика”? (Поиск правильного решения).
- Раскрыть понятие “Мозаика” с точки зрения изобразительного искусства.
- Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
- Определить в каких видах ИЗО выполнены картины, представленные на доске. (Живопись, графика).
- Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.
- Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины? (Дворец творчества, бассейн…).
- Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин. (Станковые или монументальные).
- Обобщение учащимися полученных знаний.
Мозаика - художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. (“Толковый словарь русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова).
Изложение нового материала:
- Мозаика - особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.
- История развития.
(Записать в тетради).
Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки. Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера - пол.
В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло - смальта.
В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики - флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Показать разноцветный мрамор).
В России смальтовую мозаику возродил М. В. Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. Самая большая его мозаичная картина “Полтавская битва”, созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге.
Закрепление материала
Записать в тетради основные материалы, используемые для создания мозаики (cамостоятельно).
Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта) - слова на доске.
Что такое смальта? Дать определение (как поняли).
Кто возродил смальтовую мозаику в России?
Практическая работа
Вводный инструктаж
- Сообщение названия практической работы “На морском дне”.
- Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).
- Какие основные инструментальные возможности графического редактора “Paint” будем использовать:
- Какие основные команды графического редактора “Paint” будем использовать:
Построение рамки.
- прямоугольник
Изображение рыб (можно нарисовать одну, а остальные копировать).
Актуализация знаний.
- карандаш
- кривая
- эллипс
- ластик
- масштаб
- выделение
“правка”- “копировать”;
“правка” - “вставить”;
“рисунок”- “отразить - повернуть”.
Изображение морского дна. (Слайд 5).
Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
Выбор палитры.
- палитра
- заливка
- выбор цветов
- строка меню (изменение цвета)
Закрепление материала
- Самостоятельно записать в тетради
последовательность выполнения мозаичной
картины.
- Рамка.
- Изображение рыбы (копирование).
- Морское дно.
- Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
- Выбор палитры.
- Проверка.
- Устранение ошибок.
- Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.
- Вопросы.
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж (по ходу работы)
Целевые обходы
- Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
- Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
- Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
- Рациональное использование учебного времени учащимися.
Физкультминутка
Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).
Подведение итогов
- Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
- Что узнали нового?
- Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
- Просмотр работ.
- Выставление отметок в классный журнал.
- Сообщение о теме следующего занятия.
“Мозаика. Натюрморт” с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).