Численность и воспроизводство населения мира (урок географии в 10 классе)

Разделы: География


Цели:

дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы: портрет У.Петти; схемы “Типы воспроизводства”, “Теория демографического перехода”, “Рост численности населения Земли”; политическая карта мира; атлас; учебники (В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира”, А.П. Кузнецов “География. Население и хозяйство мира”, В.Н. Холина “География человеческой деятельности”); статьи (Б.С. Хореев “Депопуляционный “взрыв” в России” (“География в школе”, №1-2002), Ю.Н. Голубчиков “Население земного шара” (“География в школе”, №2-2000)).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

План урока

  1. Мотивация темы урока.
  2. Блок “Численность населения”.
  3. Блок “Воспроизводство населения”.
  4. Блок “Типы воспроизводства”.
  5. Подведение итогов. Демографическое лидерство России.

Ход урока

Мотивация темы урока

На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.

Что означает в этом названии слово “социальная”?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография?

Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее по отдельным блокам (см. план урока на доске).

Блок “Численность населения”

а) Графическая часть.

рис.1.Увеличение численности на миллиард

Динамика численности населения

Рис.2. Динамика численности населения

б) Информация.

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения.)

Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! (См. рис.1).

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. (См. рис.2).

В чем “зловещность” роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?

Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.

в) Деятельность учителя: объяснение, вычерчивание схем, создание эмоциональной обстановки.

г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схем, работа в тетрадях.

Блок “Воспроизводство населения”

а) Графическая часть.

б) Информация.

Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения (см. рис.3). Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.

в) Деятельность учителя: объяснение, беседа, вычерчивание схемы (или комментирование).

г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схемы, работа в тетрадях.

Блок “Типы воспроизводства”

а) Графическая часть.

б) Информация.

Где же, согласно схеме воспроизводства, населения находится нынешнее человечество? Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Фрэнк Ноутстайн, который еще в 1945 году разработал теорию демографического перехода. Исходя из нее большая часть населения планеты находится на стадии второго демографического перехода, т.е. перехода от традиционного воспроизводства к современному. Переход проходит в три фазы (см. рис.4).

(Дальнейшая информация по теме собирается учащимися самостоятельно согласно инструктивной карте по вариантам: 1 вариант - “демографическая зима”, 2 вариант - “демографическая весна”).

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Выписать средние показатели рождаемости, смертности и естественного прироста для своего типа воспроизводства населения.
  2. Перечислите страны или регионы, для которых он характерен.
  3. Определите систему мер для воздействия на рождаемость в нужном направлении.
  4. Придумайте (вспомните) лозунги для пропаганды снижения или увеличения рождаемости согласно вашей демографической политике.

в) Деятельность учителя: комментирование самостоятельной работы, индивидуальная помощь.

г) Деятельность ученика: самостоятельная работа в тетрадях, с учебником, картами атласа, устные ответы.

Подведение итогов

Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).

Лидерство России в народонаселении:

I место в мире по числу абортов;

II - по числу разводов;

II - по количеству убийств (на 1000 человек);

II - по количеству заключенных (на 1000 человек);

100 место - по продолжительности жизни.

У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест” (см. рис.5).

Русский крест

Рис.5. “Русский крест”

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10-В класса” и подсчитаем.

А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!