Сценарий мероприятия, посвященного 60-летию Победы. Тема: "Баллада о сожженной деревне"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Как показать детям, у которых только начинается осознанное восприятие жизни, когда они уже отличают плохое от хорошего, доброе от злого, страшное от красивого, что война- это страшно, это зло, террор, голод, холод и уничтожение человека? Через такие внеклассные мероприятия, не искажая фактов, через слёзы, через боль сердца, рассказать, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим- жизнями 27 миллионов человек. И они тоже причастны к нашей победе. Вечная им память!

Вашему вниманию предлагается разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 60- летию Победы.

Задачи:

  1. формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  2. воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  3. воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.

Оборудование: рисунки детей, творческие работы детей (стихи о войне, сочинения), статистические данные.

“Баллада о сожженной деревне”

1 ученик:

Родная армия! От всех ребят
Прими поклон и праздничный салют!

2 ученик:

Мы мечтаем, учимся, строим,
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

3 ученик:

Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем,
И понимаем, помним до конца,
Что эту тропку прожил Чапаев
И заслонил Матросов от свинца.

4 ученик:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!

5 ученик:

Вспомним гордо и прямо.
Всех погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе.

Ведущий:

За три года оккупации на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн. 200 тысяч советских граждан.

6 ученик:

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, создан мемориальный комплекс “Хатынь”.

Ведущий:

Бежит, устремляясь вперед, широкая асфальтированная лента шоссе Минск-Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54 км – тревожный указатель.

Смолкают песни, обрываются оживленные беседы. Машины меняют маршрут – поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр четко отбивают беломраморные глыбы- первая, вторая, третья, четвёртая, пятая. И вот мемориал! Рисунок.2.

В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держали тело замученного ребенка. И кажется бронзовые уста Непокоренного человека говорят: “Будь проклят, фашизм!”

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии.

Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши – плиты.

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованных сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынцев: женщин, стариков детей. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нем – обращение вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – живущим:

7 ученик:

“Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!”

Ведущий:

И наш ответ погибшим:

8 ученик:

“Родные вы наши.

Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.

Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!

Остановитесь, люди! Склоните головы!”

(Минута молчания)

Ведущий:

Дорожка из серых железобетонных плит ведет экскурсантов к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожженных хатынцев.

Ведущий:

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб – обелисков, никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого смеха жизнерадостной хатынской детворы…

Ведущий:

Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан и сотни, тысячи других детей?

Кто даст ответ на этот вопрос?

Ведущий:

Пройдите влево по бывшей деревенской улице. Видите крайний мемориальный знак? Здесь стоял дом семьи Желобковичей. Это она, Анна Викентьевна Желобкович, своим телом прикрыла от пуль карателей семилетнего сына Витю. В его памяти до сих животрепещет кровавый ужас того страшного мартовского дня, когда природа возвращалась к жизни после долгого зимнего сна, а Хатынь умирала мучительно, тяжело.

9 ученик:

Обелиски, обелиски, обелиски…

И колокола. Их 26. Это хатынский набат. Гневно, тревожно, обжигающе рассказывает он миру о трагедии белорусской деревни и предостерегает: “Люди, будьте бдительны!”

Ведущий:

Где бы ты ни был, товарищ, куда бы ни забросили тебя пути дороги – нигде на земле кроме как в Хатыни, ты не увидишь “Кладбища деревень”, деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных и не восстановленных.

10 ученик:

Верхнедвинский район, могила деревни Ладеево.

Это было в феврале 1943 года. Фашистские солдаты окружили деревню. Силой оружия мужчин согнали в один из крестьянских домов, а женщин и детей – в колхозный амбар.

42 человека и все постройки деревни были сожжены.

Ведущий:

Жабинковский район, могила деревни Дремлево.

Кровавая трагедия в д. Дремлево произошла 11 сентября 1942 года. На рассвете в деревню на автомашинах ворвался карательный отряд пьяных эсэсовцев. Угрожая смертью, гитлеровцы согнали всех жителей деревни в сарай и бросились грабить дома, с кинжалами в руках гонялись по дворам за курами и поросятами.

В 10 часов утра начался расстрел жителей деревни. Запылали крестьянские хаты. Все 43 двора сгорели дотла. 286 человек было уничтожено, из них детей 124.

Только трое обгоревших и раненых подростков – Ярелотук Николай, Данилюк Михаил, Юрасик Дмитрий – остались в живых. Они являются свидетелями и обличителями этого чудовищного злодеяния.

Ведущий:

Фашисты повинны и в том, что сегодня на “Кладбище деревень” есть могила деревни Ала Светлогорского района, в которой было расстреляно и сожжено 1758 человек, в том числе 950 детей.

Утром 14 января 1944 года более 1000 фашистов ворвались в д. Ала. Они согнали сюда мирных жителей из окрестных населенных пунктов и учинили над ними зверскую расправу. Людей запирали в домах и заживо сжигали. Тех, кто пытался укрыться от страшной смерти, расстреливали из пулеметов и автоматов.

Ведущий:

Хатынский мемориал ежедневно посещают тысячи экскурсантов. В скорбном молчании, склонив головы, проходят они по “Кладбищу деревень” и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень. Священная земля, обильно политая кровью наших отцов и матерей, братьев и сестер, наших соотечественников.

1 ученик:

Сейчас в республике насчитывается сотни деревень, переживших трагедию Хатыни и вставших из пепла в послевоенные годы. Вставшие из пепла в послевоенные годы, они увековечены в хатынском мемориале. Какова же история этих деревень? Где их довоенные жители?

Ведущий:

Кровавую расправу учинили озверевшие фашистские банды над крестьянами деревни Гхидки Пружанского района.

Утром 22 января 1944 года они ворвались в деревню. Все населении было согнано в сараи. Мужчин расстреливали группами по 6-7 человек. Женщин заживо сожгли в сараях.

Страшная мучительная смерть постигла детей. На них было натравлено 15 собак. По улице, освещенной пожарищем, собаки таскали изуродованные тела малышей.

В доме крестьянина В.И. Гайдука фашисты застрелили роженицу, а новорожденного ребенка убили ударом о стену.

2 ученик:

Есть в Белоруссии деревня. Стоит она среди лесов, в стороне от большой дороги. Вдоль ложбинки, на пригорке сарай, за сараем картофельное поле. Над полем жаворонки весной.

Обычная деревня.

3 ученик:

Только петухов не слыхать, только поле не высажено, не ухожено. Улицы пусты, будто и днем ночь. В избах дети не кричат да и не радуются. Да ведь изб-то нету.

4 ученик:

Только черные трубы, только сруб в одно бревнышко, а труба да бревна окаменелые, а калитка каменная распахнута.

5 ученик:

Заходи, добрый человек, рады гостю всегда. Извиняй уж только: печь не истоплена, хлеба не выпечены, от ветра схорониться негде, негде укрыться от ненастья. Все, что есть в деревне, - колокольный невеселый звон.

6 ученик:

На каждой трубе по колоколу. И звонят они в бурю и в солнышко, в снегопад и в светлую декабрьскую ночь, утром и вечером, днем и ночью, и не умолкают они, и нельзя им умолкнуть. Потому что отходчивы сердца у людей, потому что пепелища зарастают молодой травой, потому что злое у злого за пазухой и рука наготове.

7 ученик:

Жили люди, звали свою древнюю Хатынь, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обидели, никому не пожелали никогда худого.

8 ученик:

22 марта 1943 года приехали в деревню фашисты-каратели, согнали людей в сарай и подожгли.

И коль носит земля убийц, то нет покоя ни днем, ни ночью – звонят колокола Хатыни. И во веки веков, не умолкая, будут взывать они: “О люди! Как бы не умен и учен был враг, какие бы блага не сулил, какими бы тонкими манерами не щеголял, - он враг!” И вот его истинное лицо – Хатынь!

9 ученик:

Именем солнца, именем Родины, клятву даем.

Именем жизни клянемся павшим героям:

То, что отцы не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!

10 ученик:

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните!

1 ученик:

Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди земли!

2 ученик:

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю вас: Помните!

3 ученик:

Так пусть же видят
Все простые люди,
Как делу мира мы верны.
И по делам страны
Советской судят,
Хотят ли русские войны.

Ведущий:

Остановитесь, люди!

Ваш путь по мемориалу завершен.

Перед вами – вечный огонь – символ немеркнувшей памяти народной о каждом четвертом, погибшем от рук фашистов на белорусской земле. Рядом с Вечным огнем – три березки. Зеленые весной и летом, пожелтевшие осенью, утяжеленные инеем зимой, они словно стоят в почетном карауле, они живут, как живем мы – трое из четырех.

Вечный огонь.

В отблесках его пламени – чешская Лидище, французский Орадур, кровавый ужас уничтоженной американскими агрессорами южно-вьетнамский Сонгми.

Вы покидаете Хатынь. Но она навсегда останется в вашем сердце, в вашей памяти.

По бетонным плитам Хатыни идут и идут люди – скорбящие матери, грустные вдовы, сыновья и дочери сурового военного времени, молодежь, не знающая ужасов фашизма.

Идет ветеран войны, советский воин, которому мир обязан своим спасением от фашизма. Вы смотрите ему вслед. В вашем сознании возникает образ воина – гуманиста с мечом Победы и спасенной немецкой девочкой на руках, образ воина победителя, гордо возвышающегося в берлинском Трептов – парке.

(Песня “День Победы”)

Ведущий:

Много разных примет у Победы… Но одна самая главная – радость и счастье в глазах людей.

А мы давайте с вами вспомним песни военных лет и песни, которые особенно нравились нашим солдатам.

(Дети поют песни военных лет.)