Как показать детям, у которых только начинается осознанное восприятие жизни, когда они уже отличают плохое от хорошего, доброе от злого, страшное от красивого, что война- это страшно, это зло, террор, голод, холод и уничтожение человека? Через такие внеклассные мероприятия, не искажая фактов, через слёзы, через боль сердца, рассказать, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим- жизнями 27 миллионов человек. И они тоже причастны к нашей победе. Вечная им память!
Вашему вниманию предлагается разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 60- летию Победы.
Задачи:
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.
Оборудование: рисунки детей, творческие работы детей (стихи о войне, сочинения), статистические данные.
“Баллада о сожженной деревне”
1 ученик:
Родная армия! От всех ребят
Прими поклон и праздничный салют!
2 ученик:
Мы мечтаем, учимся, строим,
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.
3 ученик:
Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем,
И понимаем, помним до конца,
Что эту тропку прожил Чапаев
И заслонил Матросов от свинца.
4 ученик:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!
5 ученик:
Вспомним гордо и прямо.
Всех погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе.
Ведущий:
За три года оккупации на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн. 200 тысяч советских граждан.
6 ученик:
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, создан мемориальный комплекс “Хатынь”.
Ведущий:
Бежит, устремляясь вперед, широкая асфальтированная лента шоссе Минск-Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54 км – тревожный указатель.
Смолкают песни, обрываются оживленные беседы. Машины меняют маршрут – поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр четко отбивают беломраморные глыбы- первая, вторая, третья, четвёртая, пятая. И вот мемориал! Рисунок.2.
В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держали тело замученного ребенка. И кажется бронзовые уста Непокоренного человека говорят: “Будь проклят, фашизм!”
Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии.
Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши – плиты.
Прислушайтесь, люди!
Сердцем прислушайтесь!
И вы услышите тяжелый топот кованных сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынцев: женщин, стариков детей. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нем – обращение вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – живущим:
7 ученик:
“Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!”
Ведущий:
И наш ответ погибшим:
8 ученик:
“Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.
Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!
Остановитесь, люди! Склоните головы!”
(Минута молчания)
Ведущий:
Дорожка из серых железобетонных плит ведет экскурсантов к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожженных хатынцев.
Ведущий:
Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб – обелисков, никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого смеха жизнерадостной хатынской детворы…
Ведущий:
Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан и сотни, тысячи других детей?
Кто даст ответ на этот вопрос?
Ведущий:
Пройдите влево по бывшей деревенской улице. Видите крайний мемориальный знак? Здесь стоял дом семьи Желобковичей. Это она, Анна Викентьевна Желобкович, своим телом прикрыла от пуль карателей семилетнего сына Витю. В его памяти до сих животрепещет кровавый ужас того страшного мартовского дня, когда природа возвращалась к жизни после долгого зимнего сна, а Хатынь умирала мучительно, тяжело.
9 ученик:
Обелиски, обелиски, обелиски…
И колокола. Их 26. Это хатынский набат. Гневно, тревожно, обжигающе рассказывает он миру о трагедии белорусской деревни и предостерегает: “Люди, будьте бдительны!”
Ведущий:
Где бы ты ни был, товарищ, куда бы ни забросили тебя пути дороги – нигде на земле кроме как в Хатыни, ты не увидишь “Кладбища деревень”, деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных и не восстановленных.
10 ученик:
Верхнедвинский район, могила деревни Ладеево.
Это было в феврале 1943 года. Фашистские солдаты окружили деревню. Силой оружия мужчин согнали в один из крестьянских домов, а женщин и детей – в колхозный амбар.
42 человека и все постройки деревни были сожжены.
Ведущий:
Жабинковский район, могила деревни Дремлево.
Кровавая трагедия в д. Дремлево произошла 11 сентября 1942 года. На рассвете в деревню на автомашинах ворвался карательный отряд пьяных эсэсовцев. Угрожая смертью, гитлеровцы согнали всех жителей деревни в сарай и бросились грабить дома, с кинжалами в руках гонялись по дворам за курами и поросятами.
В 10 часов утра начался расстрел жителей деревни. Запылали крестьянские хаты. Все 43 двора сгорели дотла. 286 человек было уничтожено, из них детей 124.
Только трое обгоревших и раненых подростков – Ярелотук Николай, Данилюк Михаил, Юрасик Дмитрий – остались в живых. Они являются свидетелями и обличителями этого чудовищного злодеяния.
Ведущий:
Фашисты повинны и в том, что сегодня на “Кладбище деревень” есть могила деревни Ала Светлогорского района, в которой было расстреляно и сожжено 1758 человек, в том числе 950 детей.
Утром 14 января 1944 года более 1000 фашистов ворвались в д. Ала. Они согнали сюда мирных жителей из окрестных населенных пунктов и учинили над ними зверскую расправу. Людей запирали в домах и заживо сжигали. Тех, кто пытался укрыться от страшной смерти, расстреливали из пулеметов и автоматов.
Ведущий:
Хатынский мемориал ежедневно посещают тысячи экскурсантов. В скорбном молчании, склонив головы, проходят они по “Кладбищу деревень” и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень. Священная земля, обильно политая кровью наших отцов и матерей, братьев и сестер, наших соотечественников.
1 ученик:
Сейчас в республике насчитывается сотни деревень, переживших трагедию Хатыни и вставших из пепла в послевоенные годы. Вставшие из пепла в послевоенные годы, они увековечены в хатынском мемориале. Какова же история этих деревень? Где их довоенные жители?
Ведущий:
Кровавую расправу учинили озверевшие фашистские банды над крестьянами деревни Гхидки Пружанского района.
Утром 22 января 1944 года они ворвались в деревню. Все населении было согнано в сараи. Мужчин расстреливали группами по 6-7 человек. Женщин заживо сожгли в сараях.
Страшная мучительная смерть постигла детей. На них было натравлено 15 собак. По улице, освещенной пожарищем, собаки таскали изуродованные тела малышей.
В доме крестьянина В.И. Гайдука фашисты застрелили роженицу, а новорожденного ребенка убили ударом о стену.
2 ученик:
Есть в Белоруссии деревня. Стоит она среди лесов, в стороне от большой дороги. Вдоль ложбинки, на пригорке сарай, за сараем картофельное поле. Над полем жаворонки весной.
Обычная деревня.
3 ученик:
Только петухов не слыхать, только поле не высажено, не ухожено. Улицы пусты, будто и днем ночь. В избах дети не кричат да и не радуются. Да ведь изб-то нету.
4 ученик:
Только черные трубы, только сруб в одно бревнышко, а труба да бревна окаменелые, а калитка каменная распахнута.
5 ученик:
Заходи, добрый человек, рады гостю всегда. Извиняй уж только: печь не истоплена, хлеба не выпечены, от ветра схорониться негде, негде укрыться от ненастья. Все, что есть в деревне, - колокольный невеселый звон.
6 ученик:
На каждой трубе по колоколу. И звонят они в бурю и в солнышко, в снегопад и в светлую декабрьскую ночь, утром и вечером, днем и ночью, и не умолкают они, и нельзя им умолкнуть. Потому что отходчивы сердца у людей, потому что пепелища зарастают молодой травой, потому что злое у злого за пазухой и рука наготове.
7 ученик:
Жили люди, звали свою древнюю Хатынь, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обидели, никому не пожелали никогда худого.
8 ученик:
22 марта 1943 года приехали в деревню фашисты-каратели, согнали людей в сарай и подожгли.
И коль носит земля убийц, то нет покоя ни днем, ни ночью – звонят колокола Хатыни. И во веки веков, не умолкая, будут взывать они: “О люди! Как бы не умен и учен был враг, какие бы блага не сулил, какими бы тонкими манерами не щеголял, - он враг!” И вот его истинное лицо – Хатынь!
9 ученик:
Именем солнца, именем Родины, клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
То, что отцы не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
10 ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните!
1 ученик:
Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди земли!
2 ученик:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю вас: Помните!
3 ученик:
Так пусть же видят
Все простые люди,
Как делу мира мы верны.
И по делам страны
Советской судят,
Хотят ли русские войны.
Ведущий:
Остановитесь, люди!
Ваш путь по мемориалу завершен.
Перед вами – вечный огонь – символ немеркнувшей памяти народной о каждом четвертом, погибшем от рук фашистов на белорусской земле. Рядом с Вечным огнем – три березки. Зеленые весной и летом, пожелтевшие осенью, утяжеленные инеем зимой, они словно стоят в почетном карауле, они живут, как живем мы – трое из четырех.
Вечный огонь.
В отблесках его пламени – чешская Лидище, французский Орадур, кровавый ужас уничтоженной американскими агрессорами южно-вьетнамский Сонгми.
Вы покидаете Хатынь. Но она навсегда останется в вашем сердце, в вашей памяти.
По бетонным плитам Хатыни идут и идут люди – скорбящие матери, грустные вдовы, сыновья и дочери сурового военного времени, молодежь, не знающая ужасов фашизма.
Идет ветеран войны, советский воин, которому мир обязан своим спасением от фашизма. Вы смотрите ему вслед. В вашем сознании возникает образ воина – гуманиста с мечом Победы и спасенной немецкой девочкой на руках, образ воина победителя, гордо возвышающегося в берлинском Трептов – парке.
(Песня “День Победы”)
Ведущий:
Много разных примет у Победы… Но одна самая главная – радость и счастье в глазах людей.
А мы давайте с вами вспомним песни военных лет и песни, которые особенно нравились нашим солдатам.
(Дети поют песни военных лет.)