ТЕМА: Закрепление изученного материала по теме “Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.
ЦЕЛИ УРОКА:
- cовершенствовать вычислительные умения и навыки, при умножении и делении на числа, оканчивающиеся нулями;
- продолжить формирование умений решать задачи на движение;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, таблички для развития беглого счета, схемы задач, перфокарты – уравнения, сигнальные карточки, Т. С. О., значки “Лучший исследователь морских глубин”.
ХОД УРОКА.
Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости. Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость познания и наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа над закреплением пройденного материала.
Вы знаете, ребята, что 2000 год стал началом XX века. XXI век немыслим без математики, а еще он возлагает на вас, дети, большие надежды. Вы должны научиться беречь нашу планету и научить этому других, потому что в наше время это одна из самых главных задач человечества. Но чтобы выполнить эту задачу, нужны прочные знания. Вот поэтому на нашем уроке сегодня мы будем закреплять знания и совершенствовать свои вычислительные умения и навыки. Также сегодня мы продолжаем работу над решением задач на движение и обязательно будем говорить о жизни моря.
Откройте тетради, запишите число.
Я хочу сообщить вам очень приятную новость. В нашу школу пришло письмо из Франции. Оно отправлено из портового города Марселя. Кто же его отправил? Давайте прочитаем – команда Ж.И. Кусто.
Ребята, кто такой Жак Ив Кусто? И чем занимается его команда? (Жак Ив Кусто – французский океанограф. Его подводные съемки прославились на весь мир. С 1952 года руководил исследованиями на судне “Калипсо”, позднее на турбопарусном судне “Алкиона”. Изобрел свой акваланг и аппарат “Ныряющее блюдце”. Его команда – это его помощники).
Прочтем, что это за письмо.
Путевка – приглашение.
Лучшие математики 3 класса СШ № 1 п. Усть – Неры приглашаются в математическую одиссею команды Ж. Кусто для помощи в исследовании морских глубин.
Начало путешествия ( стоит дата ).
Хотели бы вы, ребята, отправиться в математическую одиссею команды Ж. И. Кусто?
ДЕТИ : Да, конечно.
УЧИТЕЛЬ : Как вы понимаете слово “одиссея”. Кто такой был Одиссей ?
ДЕТИ : Одиссей – герой из греческой мифологии. Его приключения и путешествия описаны в поэме “О странствиях Одиссея”, значит “Одиссея – путешествие”.
УЧИТЕЛЬ : Корабль команды Кусто находится сейчас в открытом океане. Он может принять на свой борт наш вертолет в любое время.
Срочно строим вертолет. Конструкторы, за работу. Главный конструктор – Коля будет мне помогать. Вы должны быстро и правильно говорить ответ – это одна деталь вертолета ( её прикрепляет к доске Коля ).
- УСТНЫЙ СЧЕТ ( каждый пример – это деталь вертолета )
35 м= | см | 2150 кг = | т | кг |
28 см = | мм | 20 кг = | г | |
45 км = | м | 5 мин = | с | |
2ч 30 мин = | мин |
Построили вертолет. Сели удобно. В путь !
Видны впереди облака сейчас, скорость 300 км/час, 4 часа – время пути. А расстояние нужно найти, скорее считай, время не ждет. Вертолет должен идти вперед!
ДЕТИ : ( 1200 км – расстояние ).
УЧИТЕЛЬ : Как найти расстояние, скорость, время? Эти знания нам пригодятся в дальнейшей работе.
УЧИТЕЛЬ : А теперь время завтрака.
ХИТРЫЕ ЗАДАЧИ.
- Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? ( По 1,т.к. дед, отец, сын).
- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками, но так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине ? ( 1 девочке дать яблоко вместе с корзинкой ).
УЧИТЕЛЬ : Посмотрим в окошки, вижу корабль. Но не уверена, наше ли это судно. Помогите прочесть название. На каждый пример нужно дать правильный ответ и откроется буква из названия корабля – это первое задание.
На доске запись :
800 * 40 = 32000 (О)
600 * 3 = 1800 (П)
40*50 = 2000 (С)
140 : 20 = 7 (К)
300 : 10 = 30 (А)
2400 : 30 = 80 (Л)
100000 : 1000 = 100 (И)
Учитель крепит к доске карточки, на которых написан ответ и буква, после того, как дети называют ответ.
Второе задание :
Расположи ответы – числа в порядке возрастания и тогда отгадаешь название морского судна.
7-К, 30-А, 80-Л, 100-И, 1800-П, 2000-С, 32000-О.
УЧИТЕЛЬ : Наш вертолет сел на корабль, команда Кусто встречает вас. Познакомимся с ними ( Включаю видеозапись – команда Кусто на корабле).
УЧИТЕЛЬ : Поднять якорь! Полный ход! Выходим в открытое море!
Решение задач ( на движение ).
УЧИТЕЛЬ : Открыть судовые журналы, учебники. Первое задание вы получаете от команды Кусто. Задача стр. 131 №25. Проверка ваших математических способностей. Условие задачи читает ученик.
От двух пристаней, расстояние между которыми 120 км, отошли одновременно навстречу друг другу два катера: один со скоростью – 18 км/ч, а другой – 22 км/ч. через сколько часов катера встретятся? (Обращаю внимание детей на карту путешествия, где изображены два катера, их движение показано стрелками).
- Повторим условие задачи?
- Назовите главный вопрос задачи?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
( На карте изображено море, корабль и подводный мир с морскими животными и рыбами )
Запишем краткую запись. ( Вызываю ученицу к доске ).
V | t | S |
(скорость) | (время) | (расстояние) |
1к. – 18 км/ч | ? | 120 км |
2к. – 22 км/ч | ? | 120 км |
- Назовите главный вопрос задачи (Через сколько часов катера встретятся ? ).
- Как найти время? (Чтобы найти время, надо расстояние поделить на скорость ).
- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи. Через сколько часов они встретятся? ( Нет).
- Почему?
( Не знаем сколько км/ч они будут проходить одновременно или их общую скорость).
- Как найдем общую скорость? Каким действием?
- 18 + 22 = 40 км/ч ( общая скорость ).
А теперь, зная общую скорость и расстояние, сможем ответить на главный вопрос задачи.
- Через сколько часов они встретятся ?
- Как ? Каким действием ?
2. 120 : 40 = 3 часа – катера встретятся.
3. Решение примеров на порядок действий.
УЧИТЕЛЬ: Вижу впереди остров. Спустить якорь! Все вышли на берег. Нужно наметить порядок наших дальнейших действий. Для этого решим пример на порядок действий.
860 * 900 - 6750* 5 ? 70 = ( решают самостоятельно столбиком ).
а) 860 * 900 = 774000
б) 6750 : 5 = 1350
в) 1350 * 70 = 94500
г) 774000 – 94500 = 679500
Через каждую минуту идет проверка решенного действия. Дети проверяют сигнальными карточками.
УЧИТЕЛЬ : Перед тем как погрузиться в морскую пучину, необходимо зарядить себя энергией.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.
УЧИТЕЛЬ : Отдохнули. Надеваем акваланги и в море! Как красив подводный мир! Кого здесь можно встретить?
ДЕТИ : Большое разнообразие рыб. Существует 400 видов рыб. Медузы, черепахи, осьминоги и т.д.
Решение задач на повторение.
УЧИТЕЛЬ: А теперь переходим к математическим исследованиям. Что вы знаете об акуле ?
ДЕТИ: Акула – рыба хищник. Их насчитывают до 300 видов. Наиболее опасная и агрессивная белая акула – людоед. Акулы пожирают все на своем пути, тем самым являясь санитарами моря.
УЧИТЕЛЬ: Значит акулы приносят, не ведая того, большую пользу. (Включаю видеозапись – белая акула ).
УЧИТЕЛЬ: Что вы знаете о меч – рыбе ?
ДЕТИ: Меч – рыба хищник. Имеет метровый меч на носу. Врывается в стаю рыб и колет своим мечом рыб, кальмаров и даже акул. Может своим мечом пропороть лодку рыбака насквозь.
ЗАДАЧА № 1 (Краткая запись на доске ). Скумбрия может плыть со скоростью 20 км/ч. Скорость акулы на 6 км/ч больше скорости скумбрии, а меч – рыба развивает скорость, которая в 5 раз превышает скорость акулы. С какой скоростью может плыть меч – рыба? ( решают самостоятельно ).
Скумбрия – 20 км/ч. Акула - ? на 6 км/ч больше, чем Меч – рыба - ? в 5 раз больше, чем 1. 20 + 6 = 26 км/ч – скорость акулы 2. 26 х 5 = 130 км/ч – скорость меч – рыбы |
|
Ответ: скорость меч – рыбы 130 км/ч.
Иду на “5” ( пять человек получают оценку “5” за самостоятельно решенную задачу ).
Проверка идет сигнальными карточками.
ЗАДАЧА № 2 ( читает ученик на карточке ).
Четырехкрылая летучая рыба способна совершать
самые длинные перелеты. Дальность такого
рекордного полета 1080 метров, а продолжительность
90 секунд.
Найдем, какова ее скорость ?
1080 : 90 = 12 м/сек.
Решают самостоятельно. Проверка сигнальными карточками.
ЗАДАЧА № 3 ( читает ученик с карточки )
Кожистая морская черепаха занесена в Красную
книгу. Она откладывает в год 200 яиц, а сухопутная
около 20 яиц.
Во сколько раз больше откладывает яиц морская
черепаха ?
Решают устно: 200 : 20 = 10 раз больше
Скажите ребята, а почему все же численность кожистых черепах так мала ? Если учитывать данные, вычисленные нами, то должно быть как раз наоборот ?
ДЕТИ: Вылупившись из яиц черепашки не все достигают воды. Их убивают животные. А также человек охотится на взрослых черепах из-за их вкусного мяса.
А теперь поднимемся со дна моря на корабль и движемся вдоль коралловых рифов. Что же такое кораллы ?
ДЕТИ: Кораллы – это не растения. Они состоят из маленьких- маленьких животных – полипов. Каждый полип похож на крохотную трубочку. Вот из этих домиков и получаются коралловые рифы.
УЧИТЕЛЬ: Но в настоящее время коралловым рифам грозит опасность, их разрушает человек термоядерными установками. Они гибнут от загрязнения и от нашествия морских звезд. Скелет коралловых полипов применяют при строительстве. Из них получают известь, делают украшения.
ЗАДАЧА № 4 ( читает ученик с карточки )
Коралловые рифы имеют площадь 120000 км2.
Ширина коралловых рифов 60 км. На какую длину
протянулись коралловые рифы ?
Решить задачу составив уравнение. Краткая запись
на доске.
S = 120000 км2
в = 60 км
а = ? км
60а = 120000 км
а = 2000 км – длина рифов.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы ! А сейчас решите простые уравнения.
Решают.
60х = 300 + 120 |
400 : х = 30 + 20
|
7 х 60 = 420 420 = 420 |
400 : 8 = 50 50 = 50 |
Решают самостоятельно. Взаимопроверка. Работа в парах.
Учитель проверяет правильность решения уравнений сигналами.
Прошли коралловые рифы. Сигнал SOS на языке моряков означает: “Спасите наши души” – сигнал – просьба о помощи – гибнут киты.
ЗАДАЧА № 5.
Ежегодно в океан при утечке из скважин или при авариях судов попадает 8 млн. тонн нефти. Одна тонна нефти загрязняет 12 км2 морской поверхности. Сколько км2 поверхности воды загрязняется нефтью за 1 год ?
Учитель показывает краткую запись.
1 год – 8 млн. тонн
1 тонна - км2
1 год - ? км2
А за 3 года ? 96 ? 3 = 288 млн. км2
УЧИТЕЛЬ : Очень много бед приносит человек животным и растениям. Ведь нефть, разливаясь на огромные расстояния, губит все живое. Поэтому команда Кусто надеется на вас, ребята. Когда вы вырастете, защищайте братьев наших меньших. Любите природу. Послушайте несколько слов в их защиту.
УЧЕНИЦА : ( читает слова из песни )
Рыбы, птицы, звери
В души нам смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море !
Ведь небо без птиц – не небо !
И земля без зверей – не земля !
( сл. Роберта Рождественского)
УЧИТЕЛЬ : Хочется закончить урок словами Жака Ив Кусто : “ Если вы любите море, вы спасете его ”.
Откройте судовые журналы, дневники. Запишите домашнее задание. ( Предлагается в трёх вариантах : сильным учащимся, средним, слабым ).
Итог урока : Наше путешествие подошло к концу. Что нам помогало сегодня в путешествии? Что интересного, что нового вы узнали? Команда Кусто благодарит вас за помощь и дарит на память значки “ Исследователь морских глубин ”.
Сегодня показали свои отличные знания по математике и природоведению следующие ребята…
Им вручается красная книжка “ Защитник природы ” с оценкой “ 5 ”.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.