Интегрированный урок математика + природоведение "Математическая одиссея команды Кусто". 3-й класс. Тема: "Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ТЕМА: Закрепление изученного материала по теме “Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • cовершенствовать вычислительные умения и навыки, при умножении и делении на числа, оканчивающиеся нулями;
  • продолжить формирование умений решать задачи на движение;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, таблички для развития беглого счета, схемы задач, перфокарты – уравнения, сигнальные карточки, Т. С. О., значки “Лучший исследователь морских глубин”.

ХОД УРОКА.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости. Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость познания и наполнит наши сердца благородными чувствами.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вы знаете, ребята, что 2000 год стал началом XX века. XXI век немыслим без математики, а еще он возлагает на вас, дети, большие надежды. Вы должны научиться беречь нашу планету и научить этому других, потому что в наше время это одна из самых главных задач человечества. Но чтобы выполнить эту задачу, нужны прочные знания. Вот поэтому на нашем уроке сегодня мы будем закреплять знания и совершенствовать свои вычислительные умения и навыки. Также сегодня мы продолжаем работу над решением задач на движение и обязательно будем говорить о жизни моря.

  3. Работа над закреплением пройденного материала.

Откройте тетради, запишите число.

Я хочу сообщить вам очень приятную новость. В нашу школу пришло письмо из Франции. Оно отправлено из портового города Марселя. Кто же его отправил? Давайте прочитаем – команда Ж.И. Кусто.

Ребята, кто такой Жак Ив Кусто? И чем занимается его команда? (Жак Ив Кусто – французский океанограф. Его подводные съемки прославились на весь мир. С 1952 года руководил исследованиями на судне “Калипсо”, позднее на турбопарусном судне “Алкиона”. Изобрел свой акваланг и аппарат “Ныряющее блюдце”. Его команда – это его помощники).

Прочтем, что это за письмо.

Путевка – приглашение.

Лучшие математики 3 класса СШ № 1 п. Усть – Неры приглашаются в математическую одиссею команды Ж. Кусто для помощи в исследовании морских глубин.

Начало путешествия ( стоит дата ).

Хотели бы вы, ребята, отправиться в математическую одиссею команды Ж. И. Кусто?

ДЕТИ : Да, конечно.

УЧИТЕЛЬ : Как вы понимаете слово “одиссея”. Кто такой был Одиссей ?

ДЕТИ : Одиссей – герой из греческой мифологии. Его приключения и путешествия описаны в поэме “О странствиях Одиссея”, значит “Одиссея – путешествие”.

УЧИТЕЛЬ : Корабль команды Кусто находится сейчас в открытом океане. Он может принять на свой борт наш вертолет в любое время.

Срочно строим вертолет. Конструкторы, за работу. Главный конструктор – Коля будет мне помогать. Вы должны быстро и правильно говорить ответ – это одна деталь вертолета ( её прикрепляет к доске Коля ).

  1. УСТНЫЙ СЧЕТ ( каждый пример – это деталь вертолета )
35 м= см 2150 кг = т кг
28 см = мм 20 кг =   г
45 км = м 5 мин = с  
2ч 30 мин = мин      

Построили вертолет. Сели удобно. В путь !

Видны впереди облака сейчас, скорость 300 км/час, 4 часа – время пути. А расстояние нужно найти, скорее считай, время не ждет. Вертолет должен идти вперед!

ДЕТИ : ( 1200 км – расстояние ).

УЧИТЕЛЬ : Как найти расстояние, скорость, время? Эти знания нам пригодятся в дальнейшей работе.

УЧИТЕЛЬ : А теперь время завтрака.

ХИТРЫЕ ЗАДАЧИ.

  • Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? ( По 1,т.к. дед, отец, сын).
  • Надо разделить 5 яблок между 5 девочками, но так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине ? ( 1 девочке дать яблоко вместе с корзинкой ).

УЧИТЕЛЬ : Посмотрим в окошки, вижу корабль. Но не уверена, наше ли это судно. Помогите прочесть название. На каждый пример нужно дать правильный ответ и откроется буква из названия корабля – это первое задание.

На доске запись :

800 * 40 = 32000 (О)
600 * 3 = 1800 (П)
40*50 = 2000 (С)
140 : 20 = 7 (К)
300 : 10 = 30 (А)
2400 : 30 = 80 (Л)
100000 : 1000 = 100 (И)

Учитель крепит к доске карточки, на которых написан ответ и буква, после того, как дети называют ответ.

Второе задание :

Расположи ответы – числа в порядке возрастания и тогда отгадаешь название морского судна.

7-К, 30-А, 80-Л, 100-И, 1800-П, 2000-С, 32000-О.

УЧИТЕЛЬ : Наш вертолет сел на корабль, команда Кусто встречает вас. Познакомимся с ними ( Включаю видеозапись – команда Кусто на корабле).

УЧИТЕЛЬ : Поднять якорь! Полный ход! Выходим в открытое море!

Решение задач ( на движение ).

УЧИТЕЛЬ : Открыть судовые журналы, учебники. Первое задание вы получаете от команды Кусто. Задача стр. 131 №25. Проверка ваших математических способностей. Условие задачи читает ученик.

От двух пристаней, расстояние между которыми 120 км, отошли одновременно навстречу друг другу два катера: один со скоростью – 18 км/ч, а другой – 22 км/ч. через сколько часов катера встретятся? (Обращаю внимание детей на карту путешествия, где изображены два катера, их движение показано стрелками).

- Повторим условие задачи?
- Назовите главный вопрос задачи?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?

 КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ

( На карте изображено море, корабль и подводный мир с морскими животными и рыбами )

Запишем краткую запись. ( Вызываю ученицу к доске ).

V t S
(скорость) (время) (расстояние)
1к. – 18 км/ч ? 120 км
2к. – 22 км/ч ?   120 км
  • Назовите главный вопрос задачи (Через сколько часов катера встретятся ? ).
  • Как найти время? (Чтобы найти время, надо расстояние поделить на скорость ).
  • Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи. Через сколько часов они встретятся? ( Нет).
  • Почему?

( Не знаем сколько км/ч они будут проходить одновременно или их общую скорость).

  • Как найдем общую скорость? Каким действием?
  1. 18 + 22 = 40 км/ч ( общая скорость ).

А теперь, зная общую скорость и расстояние, сможем ответить на главный вопрос задачи.

  • Через сколько часов они встретятся ?
  • Как ? Каким действием ?

2. 120 : 40 = 3 часа – катера встретятся.

3. Решение примеров на порядок действий.

УЧИТЕЛЬ: Вижу впереди остров. Спустить якорь! Все вышли на берег. Нужно наметить порядок наших дальнейших действий. Для этого решим пример на порядок действий.

860 * 900 - 6750* 5 ? 70 = ( решают самостоятельно столбиком ).

а) 860 * 900 = 774000
б) 6750 : 5 = 1350
в) 1350 * 70 = 94500
г) 774000 – 94500 = 679500

Через каждую минуту идет проверка решенного действия. Дети проверяют сигнальными карточками.

УЧИТЕЛЬ : Перед тем как погрузиться в морскую пучину, необходимо зарядить себя энергией.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.

УЧИТЕЛЬ : Отдохнули. Надеваем акваланги и в море! Как красив подводный мир! Кого здесь можно встретить?

ДЕТИ : Большое разнообразие рыб. Существует 400 видов рыб. Медузы, черепахи, осьминоги и т.д.

Решение задач на повторение.

УЧИТЕЛЬ: А теперь переходим к математическим исследованиям. Что вы знаете об акуле ?

ДЕТИ: Акула – рыба хищник. Их насчитывают до 300 видов. Наиболее опасная и агрессивная белая акула – людоед. Акулы пожирают все на своем пути, тем самым являясь санитарами моря.

УЧИТЕЛЬ: Значит акулы приносят, не ведая того, большую пользу. (Включаю видеозапись – белая акула ).

УЧИТЕЛЬ: Что вы знаете о меч – рыбе ?

ДЕТИ: Меч – рыба хищник. Имеет метровый меч на носу. Врывается в стаю рыб и колет своим мечом рыб, кальмаров и даже акул. Может своим мечом пропороть лодку рыбака насквозь.

ЗАДАЧА № 1 (Краткая запись на доске ). Скумбрия может плыть со скоростью 20 км/ч. Скорость акулы на 6 км/ч больше скорости скумбрии, а меч – рыба развивает скорость, которая в 5 раз превышает скорость акулы. С какой скоростью может плыть меч – рыба? ( решают самостоятельно ).

Скумбрия – 20 км/ч.
Акула - ? на 6 км/ч больше, чем
Меч – рыба - ? в 5 раз больше, чем
1. 20 + 6 = 26 км/ч – скорость акулы
2. 26 х 5 = 130 км/ч – скорость меч – рыбы
img1.jpg (9841 bytes)

 

Ответ: скорость меч – рыбы 130 км/ч.

Иду на “5” ( пять человек получают оценку “5” за самостоятельно решенную задачу ).

Проверка идет сигнальными карточками.

ЗАДАЧА № 2 ( читает ученик на карточке ).

Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые длинные перелеты. Дальность такого рекордного полета 1080 метров, а продолжительность 90 секунд.
Найдем, какова ее скорость ?

1080 : 90 = 12 м/сек.

Решают самостоятельно. Проверка сигнальными карточками.

ЗАДАЧА № 3 ( читает ученик с карточки )

Кожистая морская черепаха занесена в Красную книгу. Она откладывает в год 200 яиц, а сухопутная около 20 яиц.
Во сколько раз больше откладывает яиц морская черепаха ?

Решают устно: 200 : 20 = 10 раз больше

Скажите ребята, а почему все же численность кожистых черепах так мала ? Если учитывать данные, вычисленные нами, то должно быть как раз наоборот ?

ДЕТИ: Вылупившись из яиц черепашки не все достигают воды. Их убивают животные. А также человек охотится на взрослых черепах из-за их вкусного мяса.

А теперь поднимемся со дна моря на корабль и движемся вдоль коралловых рифов. Что же такое кораллы ?

ДЕТИ: Кораллы – это не растения. Они состоят из маленьких- маленьких животных – полипов. Каждый полип похож на крохотную трубочку. Вот из этих домиков и получаются коралловые рифы.

УЧИТЕЛЬ: Но в настоящее время коралловым рифам грозит опасность, их разрушает человек термоядерными установками. Они гибнут от загрязнения и от нашествия морских звезд. Скелет коралловых полипов применяют при строительстве. Из них получают известь, делают украшения.

ЗАДАЧА № 4 ( читает ученик с карточки )

Коралловые рифы имеют площадь 120000 км2. Ширина коралловых рифов 60 км. На какую длину протянулись коралловые рифы ?
Решить задачу составив уравнение. Краткая запись на доске.

S = 120000 км2
в = 60 км
а = ? км
60а = 120000 км
а = 2000 км – длина рифов.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы ! А сейчас решите простые уравнения.

Решают.

60х = 300 + 120
60х = 420
х = 420 : 60
х = 7

400 : х = 30 + 20
400 : х = 50
х = 400 : 50
х = 8

 

7 х 60 = 420

420 = 420

400 : 8 = 50

50 = 50

Решают самостоятельно. Взаимопроверка. Работа в парах.

Учитель проверяет правильность решения уравнений сигналами.

Прошли коралловые рифы. Сигнал SOS на языке моряков означает: “Спасите наши души” – сигнал – просьба о помощи – гибнут киты.

ЗАДАЧА № 5.

Ежегодно в океан при утечке из скважин или при авариях судов попадает 8 млн. тонн нефти. Одна тонна нефти загрязняет 12 км2 морской поверхности. Сколько км2 поверхности воды загрязняется нефтью за 1 год ?

Учитель показывает краткую запись.

1 год – 8 млн. тонн
1 тонна - км2
1 год - ? км2
А за 3 года ? 96 ? 3 = 288 млн. км2

УЧИТЕЛЬ : Очень много бед приносит человек животным и растениям. Ведь нефть, разливаясь на огромные расстояния, губит все живое. Поэтому команда Кусто надеется на вас, ребята. Когда вы вырастете, защищайте братьев наших меньших. Любите природу. Послушайте несколько слов в их защиту.

УЧЕНИЦА : ( читает слова из песни )

Рыбы, птицы, звери
В души нам смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море !
Ведь небо без птиц – не небо !
И земля без зверей – не земля !
( сл. Роберта Рождественского)

УЧИТЕЛЬ : Хочется закончить урок словами Жака Ив Кусто : “ Если вы любите море, вы спасете его ”.

Откройте судовые журналы, дневники. Запишите домашнее задание. ( Предлагается в трёх вариантах : сильным учащимся, средним, слабым ).

Итог урока : Наше путешествие подошло к концу. Что нам помогало сегодня в путешествии? Что интересного, что нового вы узнали? Команда Кусто благодарит вас за помощь и дарит на память значки “ Исследователь морских глубин ”.

Сегодня показали свои отличные знания по математике и природоведению следующие ребята…

Им вручается красная книжка “ Защитник природы ” с оценкой “ 5 ”.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.