Карта при изучении страноведческого материала на уроке немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


В рамках программ по немецкому языку для общеобразовательных школ развитию страноведческой компетенции уделяется намного меньше внимания, чем развитию лексических, грамматических навыков, навыков письменной и устной речи, аудирования. Чаще всего обучение страноведению является не основной, а лишь второстепенной задачей урока, страноведческий материал изучается не сам по себе, а отдельными частями в рамках определенных лексических тем. С одной стороны, это позволяет экономить время, но с другой стороны, приводит к фрагментарности и непрочности знаний учащихся. Именно изучение страноведческого материала повышает интерес к предмету. Актуальность данного материала обусловлена еще и тем, что вопросы по страноведению являются одним из этапов не только областных и городских олимпиад по немецкому языку, но и районных и школьных, что требует на уроке большего внимания к страноведческому материалу. Учебные пособия, дающие только справочную информацию, и учебники не содержат упражнений, которые можно было бы использовать на разных этапах изучения, заданий с дифференцированным уровнем сложности, разным содержанием.

Представленный материал иллюстрирует работу с географической картой и ее рабочими вариантами. Основной практической целью является изучение федеральных земель Германии, их столиц, городов, их географического расположения. Задания с картой имеют также своей целью развитие внимания, умения концентрироваться, развитие зрительной памяти, аналитических умений.

Особенностью представленных заданий является то, что в них используется не только физическая и политическая карта Германии, но и так называемая “рабочая” карта, где в зависимости от учебной необходимости, уровня подготовленности учащихся и изучаемого материала могут быть указаны в разном объеме названия федеральных земель, их столиц, города, обозначены горы, реки и озера. На примере одного задания это позволяет учителю регулировать уровень сложности заданий, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Целесообразным представляется начать работу по изучению карты Германии, осуществляя принцип от простого к сложному, с карты-пазла, где не указаны федеральные земли и географические объекты. Представленная рабочая карта <Рисунoк 1> разрезается по контурам федеральных земель, элементы карты перемешиваются.

Рис. 1

Первый этап работы. Учащиеся составляют карту-пазл, целью работы является лишь первичное знакомство с картой Германии: количество федеральных земель, их соотношение по площади и расположение относительно сторон света.

Второй этап работы. С помощью информации, данной учителем, учащиеся сами пытаются определить названия федеральных земель и их столиц, выявляя отличительные признаки географического положения каждой федеральной земли, например:

  • Das großte Bundesland heißt Bayern.
  • Das Bundesland Hamburg besteht aus zwei Stadten.
  • Die Hauptstadt Sachsen ist Dresden.

Учащиеся располагают карточки с названием федеральных земель и их столиц на рабочей карте. При выполнении данного задания можно использовать карточки трех цветов <Рисунок 2>: карточки первой группы: Stadtstaaten (Berlin, Bremen, Hamburg), карточки второй группы: Freistaaten (Bayern, Sachsen, Thuringen), карточки третьей группы: andere Bundeslander (Baden – Wurrtemberg, Schleswig – Holstein, Niedersachsen, Nordrhein – Westfalen, Hessen, Rheinland – Pfalz, Saarland, Sachsen – Anhalt, Brandenburg, Mecklenburg – Vorpommern), что способствует установлению ассоциативных связей, а более подробно выделенные группы могут быть рассмотрены позже.

Рис. 2

Третий этап работы. Учащиеся дополняют свою карту-пазл странами, граничащими с Германией. Важным является не только определение стран – соседей на западе, востоке, севере и юге, но и определение морских границ.

Четвертый этап работы. Учащиеся соотносят результаты своей работы с образцом - политической картой Германии.

Для закрепления материала может быть использована та же рабочая карта, где уже могут быть указаны федеральные земли или их столицы, а учащемуся необходимо указать отсутствующую информацию. Возможен также комбинированный тип задания, что требует большей внимательности при соотношении представленных географических названий с группой названий столиц или федеральных земель.

Усложнить подобное задание можно с помощью введения новой информации – гербов. <Рисунок 3>. Задача учащихся состоит в том, чтобы соотнести герб и название федеральной земли с местом на карте, где находится эта федеральная земля. Более сложный вид работы представляют собой задания с гербами, где необходимо указать название федеральной земли, имеющей данный герб, или соотнести герб с названием федеральной земли и правильно расположить их на рабочей карте.

Рис. 3

Для закрепления материала может быть использовано следующее задание, которое выполняется с опорой на физическую карту или без нее. Задача учащихся состоит в заполнении отсутствующей информации таблицы, которая может иметь следующий вид:

 

Bundesland Stadte Landschaft
Alpen
Koln
Mecklenburg - Vorpommern
     

 

Данное задание можно выполнять в группе или парами.

Выполнение задания следующего типа предполагает исключительно работу в группе. Суть задания заключается в том, что каждый из учащихся получает рабочий лист в форме таблицы, которую нужно заполнить, сопоставляя все данные, и карту Германии как опору при определении федеральной земли. Записи в таблицы должны носить схематический, очень краткий характер, каждая ячейка должна содержать одно – два слова или цифры. Данные, которые должны быть занесены в таблицу, могут быть установлены только в ходе коммуникации между членами группы, когда они делятся имеющимися у них данными и будут также внимательны к информации, представленной в невербальной форме.

  Herr Braun

Frau Schulze

Markus

Petra

Bundesland        
Stadt        
Alter        
Beruf        

Информация, предложенная первому учащемуся, карточка №1

Herr Braun ist 5 Jahre alter, als Frau Schulze.

Markus lebt in der Hauptstadt von Bayern.

Petra lebt in Dusseldorf.

Карточка №2

Frau Schulze ist 35 Jahre alt.

Herr Braun liebt Kinder.

Die Arztin lebt in der Hauptstadt Deutschlands.

Карточка №3

Petra ist genau so jung, wie Markus.

Markus ist Software – Spezialist.

Herr Braun lebt in Bonn.

Карточка №4

Markus ist 27 Jahre alt.

Petra ist Verkäuferin.

Herr Braun arbeitet in der Schule.

Особый вид рабочей карты представляет собой карта, где указаны важнейшие достопримечательности городов, символы земель, представлены изображения известных людей. Карты подобного вида достаточно многообразны и отличаются объемом и содержанием представленной информации. Общим являются задания, сопровождающие их: определить город или федеральную землю по имеющейся информации. Подобная карта представлена в учебнике “Tangram” 1B.<Рисунок 8> Особый интерес у учащихся вызывает следующее задание: им необходимо установить пары городов, достопримечательности которых перепутаны. <Рисунок 9> Изображения могут быть представлены на отдельных карточках, которыми нужно дополнить карту-пазл, или разместить на физической / политической карте. В данном случае целесообразным представляется использовать географическую карту крупного масштаба и прикрепить ее к доске, а карточки с изображением достопримечательностей на плоских магнитах размещать на карте. Учащиеся могут быть разбиты на несколько групп, каждая из групп получает определенный набор карточек с изображением символов и достопримечательностей федеральных земель. Задание заключается в том, что, не показывая свои карточки другим группам, но задавая вопросы об интересующих их достопримечательностях, они должны собрать комплект карточек, соответствующей федеральной земли/города. Объем комплекта карточек зависит от уровня подготовленности учащихся. Федеральные земли/города могут быть распределены учителем до начала выполнения задания, либо каждая группа самостоятельно делает выбор, не говоря о нем другим учащимся, что усложняет задание, так как несколько команд могут собирать один и тот же комплект.

Рис. 8

Рис. 9

Подобная карта может послужить опорой для составления диалога или полилога, в ходе которого учащиеся должны определить маршрут своего путешествия и обосновать его выбор.

Особенностью представленных заданий является то, что они легко комбинируются, возможным становится использование индивидуальных, групповых и парных видов работы в зависимости от поставленных целей и задач урока. Преимуществом данных заданий является легкость и быстрота контроля, возможность самоконтроля учащихся, дифференциация заданий как по объему и уровню сложности представленного материала, так и по степени оказания помощи учителем. При выполнении данных заданий тренируется грамматический материал (например, возвратные глаголы, предлоги “in” и “nach”), лексические единицы, орфографические навыки (особую сложность представляет собой написание географических названий), навыки говорения. Подобные разработки нацелены на развитие памяти, воображения, аналитических способностей учащихся (выделение главного, сопоставление, сравнение). Использование таблиц, схем и карт экономит время на уроке, яркий наглядный материал повышает мотивацию и интерес учащихся.