Занятие по ознакомлению с окружающим во II младшей группе (совместная деятельность). Тема: "Уложим Дуняшу отдыхать"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Уложим Дуняшу отдыхать.

Цели:

  • на основе этнокультуры формировать у ребенка ценностное отношение к здоровью, жизни;
  • способствовать развитию отношений между детьми.

Материал: оформленная под русскую избу часть комнаты, где стоят лавки для детей, “оконце” с расписными ставенками, сундук с постельными принадлежностями, люлька, свисает шнур с потолка, цветастый платок, свеча и кукла.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приглашаю детей совершить путешествие в прошлое, во времена наших бабушек.

– Я знаю, что у каждого из вас есть любимая бабушка. Она вас любит и заботится о вас. А ведь у неё тоже была бабушка, которая любили её. И из покон веков так повелось, что бабушки любят своих внуков. И бабушки бабушек дарили свою любовь и заботу детям. А вот как это было, мы можем увидеть, хотите посмотреть? Давайте зайдём в избу.

Надеваю платок и превращаюсь в бабушку.

– Здравствуйте гости дорогие! Я, бабушка. А зовут меня Пелагея. Проходите в избу, да в красный угол. Так ведётся, что гостей встречали на Руси и усаживали на лавку в красном углу. Открою окошко, да поправлю занавески. Нравится вам у меня в избе? Присаживайтесь на лавку поудобней, да слушайте бабушку Пелагею. А чтобы вам было светло, да дышать легче зажгу я свечу.

Зажигаю свечу и ставлю на столик возле окошка.

– А вот и моя внучка, Дуняша. Поздоровайся, Дуняшка, с гостями.

Даю возможность детям пообщаться с куклой, рассмотреть её.

– Дуняша сегодня много играла и устала, хочется ей отдохнуть. Вы мне поможете уложить её в люльку? Гости тоже могут назвать – люлька. Это так в старину называли кроватку для малышей.

Повторяем хором слово люлька.

– А вот и люлька, люлька деревянная. Почему? Будет в ней Дуняша спать, ножку положит на край и ножка не замёрзнет. Дерево тёплое, сухое. Люлька сделана из берёзы. На Руси о берёзе говорят, что берёза и светит и греет. Вот и моей Дуняше в берёзовой люльке будет тепло, она не заболеет и вырастит здоровая. Как же мы укрепим люльку? Может быть вот так, высоко над головой? Почему не надо? Конечно, Дуняше будет плохо, она напугается. А мне удобно будет качать люльку? Нет. Может вот так низко, почти на полу? Почему нет? Будет холодно, Дуняша замёрзнет и заболеет. Как же быть? А если вот так на уровне пояса ребёнка? Здесь будет тепло и Дуняше будет легко дышать. Кто хочет мне помочь укрепить люльку?

Вместе с детьми укрепляем люльку на выбранном уровне.

– Спасибо гости дорогие! Теперь люлька качается, и в ней моей внучке будет приятно. Ну, люлька готова, теперь надо положить перинку.

Достаю из сундука пуховый матрасик.

– Вот такую, кто поможет мне её уложить?

Даю ребёнку перинку уложить в колыбель.

– Мягкая, пуховая – из гусиного и куриного пуха, тёплая. Хорошо будет Дуняше?   Она не заболеет? А какую простынку выберем белую, цветную или серую? На серой будет грустно, а цветная зовёт побегать – отдыха не будет. Выберем белую простынку, да у русского человека белый цвет – цвет чистоты и спокойствия. На белой простынке у Дуняши спокойный и здоровый сон.

Предлогаю девочке постелить простынку.

– Чистота – это здоровье, моя Дуняша не заболеет, правда? И подушка мягкая и пуховая в белой наволочке, вы её тоже взобьёте и положите в люльку, да? А вот под подушку я положу оберег (крестик), чтобы он охранял мою Дуняшу от зла, страха и всего недоброго. Одеяло выберем мягкое, тёплое, в белом пододеяльнике, зачем?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

– Дуняшу укроем, ей будет тепло и приятно, она почувствует мою заботу и вырастит хорошей мне помощницей. А ещё у меня в сундуке есть вот такая вещь, белый платок. Красивый? Вам понравился? Этим платком я закрою люльку, вот так, теперь никто не помешает спать моей внучке, ни шум, ни свет, ни комарики. Давайте теперь Дуняшу уложим в люльку, укроем одеялом, и вы, наверное, хотите пожелать ей приятного сна?

Даю возможность детям сказать добрые слова.

– Что можно сделать, чтобы девочка быстрей заснула?

Дети отвечают: “Спеть песню”.

– Я тоже так подумала, ведь песня – это приятно. А, какую песню петь?

Дети отвечают: “Колыбельную”.

– А кто мне подскажет, каким голосом поют колыбельную песню?

Дети отвечают хором.

– И я согласна, голос должен быть ласковый, добрый и тихий, тогда сон у Дуняши будет светлый, здоровый и приятный. Давайте вместе споём:

Как берёзка скрип-скрип
Наша Дуняша спит-спит
Вот как Дунюшка уснёт
Сладкий сон к ней придёт
Унесёт её в лесок
Под малиновый кусток
И малинка упадёт
Прямо нашей Дуне в рот
А малинка сладкая,
Спико ненаглядная
Спи, дитя, подоле
Да расти поболе.

– Вот и уснула моя внучка, пусть сон подарит ей здоровье. А вам, гости дорогие, понравилось у бабушки Пелагеи? Да, я вижу, что вам не терпится позаботиться о своих дочках-куклах, чтобы они у вас не болели. А к бабушке Пелагее приходите ещё, я вас буду ждать в гости.