Цели:
- учить сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение чисел
- выработка прочных навыков счета в пределах 9
- развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам
Оборудование: Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс,2000, с.52–53.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы, целей.
– Сегодня мы будем учиться решать задачи на разностное сравнение, отрабатывать приемы сравнения чисел.
III. Актуализация знаний.
1. Ритмический счет до 50.
2. Найдите закономерность и продолжите ряд:
17 27 37 47…
10 100 1000…
3. Что общего в вертикальных рядах и в горизонтальных рядах?
4. Задачи в стихах.
В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины
Пять дала своей подружке?
Сколько ягод стало в кружке? (4)У маленькой Светы четыре конфеты
Еще дала три Алла, Сколько всего стало? (7)В садик тети Гали
Пять гусей забрались
Четырех прогнали
Сколько там осталось? (1)Кошка вышила ковер
Посмотри, какой узор:
Три большие клеточки
В каждой по три веточки
Села кошка на кровать
Стала веточки считать
Но никак не может
Кто же ей поможет? (9)
5. Сравни выражения
IV. Подведение к проблеме. На доске квадраты и круги.
1.
– Чего больше на рисунках квадратов или кругов?
– Как вы будете сравнивать? (При счете 4
встречается раньше 6, поэтому 4 < 6)
– Как еще можно сравнить? (Составляя пары, 2
круга остались без пары, значит их больше)
– На сколько больше кружков, чем квадратиков? (Без
пары остались 2 круга, значит на 2, на 2)
2.
– Каких фигур больше?
– Почему это задание трудно выполнить?
– Вы видите, что если числа большие, то известный
нам способ сравнения не помогает. Поэтому
сегодня нам надо придумать такой способ
сравнения, для которого не требуется рисунок, а
надо просто выполнить вычисления.
V. Открытие нового знания.
– Давайте вернемся к кругам и
квадратам.Оставшиеся без пары круги составляют
целое или часть? (Часть)
– Каким действием находится часть? (Вычитанием)
– Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос
“на сколько больше (меньше)”? (Из большого
числа вычесть меньшее!!!)
Вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
VI. Закрепление в тетрадях (с. 52).
Сначала выполняются вычисления, потом проверка составлением пар. Контроль усвоения знаний учащихся.
- На сколько 8 больше 6?
- На сколько 3 меньше 9?
- Что больше 5 или 3? На сколько?
VII. Знакомство со схемами задач на сравнение чисел.
– Посмотрите на схему. Составьте все возможные равенства для разбиения отрезка Б на части М и Р.
М + Р = Б Р + М = Б
Б – М = Р Б – Р = М
Практическая работа с цветными полосками
–
Сравните отрезки.
– Как нужно наложить полоски, чтобы сравнить их?
– Отметьте карандашом на большой полоске то
место, где оканчивается меньшая полоска? (Учитель
раздвигает полоски – одна под другой).
– Я проведу 2 пунктирные линии. Как вы думаете,
что они означают? Обозначим полоски Б, М, Р.
– Какие соотношения между Б, М, и Р можно записать? (Соотношения одинаковые)
М + Р = Б Р + М
= Б
Б – М = Р Б – Р = М
В задачах на сравнение совокупностей предметов по количеству могут быть неизвестны либо Р– разность, либо Б – большее число, либо М – меньшее число. Этим задачам соответствуют схемы.
– Давайте составим выражения и запишем под схемами.
Б – М | М + Р | Б – Р |
– Как узнать, на сколько одно число больше или
меньше другого?
– Как найти большее число?
– Как найти меньшее число?
VIII. Физкультминутка.
IX. Решение задач про птиц.
– Ребята, а какие птицы остаются зимовать? Чем
они питаются? Как мы можем им помочь? Сделать
кормушки, подкармливать.
– Сегодня мы решим задачу про синиц и снегирей.
– На дереве сидело 2 снегиря, а синиц на 3 больше.
Сколько синиц было на дереве?
Решение задачи:
– Составьте выражения к данным схемам.
X. Чистописание. Письмо цифр.
7 | 77 |
XI. Работа с палочками.
– Логическая задача. Сделайте из 5 палочек шесть. Из 2 палочек пять.
XII. Решение примеров на числовом отрезке. (Самостоятельная работа).
– Решите примеры, а ответы расставьте в порядке возрастания.
4 – 2 + 3 = Ц 3 + 4 – 1 = А |
5 + 3 – 4 = И 7 + 1 – 6 = М |
6 – 4 + 1 = Н 8 + 0 – 7 = У |
Проверка. Какое слово получилось?
|
|
|
|
|
|
– Правильно, сегодня вы стали еще умнее.
XIII. Итог урока.
– Чему сегодня учились на уроке?
– Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за урок.